Владивосток

-6°
80.72
94.51
Авто

21 декабря 2025, 09:23

Музей незаходящего автомобильного солнца

Автор: Александр Сырцов

Приморские энтузиасты собрали коллекцию редких машин как часть стиля Владивостока

Музей незаходящего автомобильного солнца

«Наш музей не только о машинах, но и о людях, о человеческих историях», — рассказывает художник, коллекционер редких автомобилей и просто неравнодушный человек Виктор Олейник. Музей «Гайдзин», который они с товарищами основали в большом крытом гараже-ангаре на улице Нейбута во Владивостоке, у остановки «Панфилова», в декабре отмечает трёхлетие.

Потому что каждый представленный здесь автомобиль или мотоцикл — это линии судьбы. Как техники, так и человека: её конструктора, покупателя, владельца, хранителя.

«Гайдзин» — сокращённая форма японского слова «гайкокудзин» — «иностранец», «человек извне». Автомобильную культуру Страны восходящего солнца приморцы стали познавать «изнутри» и «снаружи» начиная с 70-х, с «Ниссан-Президента» начальника Дальневосточного пароходства Валентина Бянкина и консульских авто в открытой для иностранцев Находке. А пик и расцвет пришёлся на конец 80-х — 90-е годы, когда моряки получили возможность привозить бэушные машины на родину. На причале их ждали крепкие парни — те самые, с обложки книги Василия Авченко «Правый руль», с фотографии Василия Федорченко. «Сцену у Морвокзала», где кран спускает «Короллу» на грешную землю лихих 90-х, разверстали в музее на всю стену.

Виктор Олейник, человек увлечённый, разрисовывает серые стены, моделирует пространство. Каждой машине требуется внимание. Да что там — пылинки сдуваются с капотов и дверей.

И действительно, праворульная история собирается по крупицам, по запчастям; реставрируется. Одновременно друзья культивируют «владивостокский мерч» — предметы быта, символику, книги, кассеты. Мифологию и лексику. В этот день музей обзавёлся ценным экземпляром — книгой «Правый руль» на японском языке.

В отличие от маститых автомузеев Шульжицкого и Козицкого, в «Гайдзине» машины и вся начинка — коллективная ответственность, сборная коллекция. У многих автомобилей есть хозяева, номерные знаки, они на ходу. Но большую часть редких моделей находили во дворах, в очкурах, у знакомых в гаражах, на свалках. Недавно редкую «Кресту» спасли от утиль-«плахи» в Дальнегорске. Один из примеров авточеловечности, если так можно выразиться.

Встречает гостей, глаз не оторвать, светло-зелёное купе ручной сборки Nissan Silvia CSP311 середины 60-х. Редчайшая красотка. Далее мы поём оды культовым «Марку Черностою» и «Тойоте «Сайре» Soarer». Такая же ласточка недавно преодолела всю Россию в путешествии до Мурманска (а назад держали путь уже в компании с читинским переселенцем «Седриком»). Не пройти мимо красной «Хонды Сивик» с первой для своего времени роботизированной коробкой и левым рулём. Её перегоняли моряки из далёкой Голландии.

Бывает, что за редкими «японками» приходится ехать на их историческую родину. С музеем сотрудничают опытные моряки — нынешние и бывшие. Но чаще такие экземпляры находят в Приморье, а потом японцы диву даются: надо же, как так русские сохранили наши машины?!

В музее есть американский уголок, где расщеперились необъятными формами Cadillac Deville и Chevrolet Corvair с задним мотором, как у «Запорожца». Ба, здесь же культовый киногерой Ford Mustang, белый с двумя синими полосками, готовый взметнуться по улицам 71-го микрорайона.

Отечественная техника впечатляет не менее, она представлена стильной «Волгой», «Победой» и необычайной «Ладой-шестёркой» первого поколения. Для тех, кто хочет окунуться в советское детство, — маленький «Москвич» на педалях. Эх, у меня такой же был, только не красный, а бирюзовый!

С недавних пор в «Гайдзине» появился уголок памяти угнавших в мир иной владивостокских байкеров — с их личными вещами, мотоциклами.

…Виктор стоит перед диорамой гоночного трека «Змеинка», как перед полем боя. «Многие, наверное, думают, что мы миллионеры. Но это не так. Каждый собранный из семейных бюджетов, из лотереи в нашем канале или спонсорской помощи рубль мы тут же перенаправляем на недостающие детали для машин, на реставрацию, на благоустройство», — делится Виктор. Редкая коллекция держится на чистом энтузиазме, а ангар, подозреваем, — на птичьих правах. Хотя «Гайдзин» неплохо было бы взять на баланс муниципалитета, придать ему статус полномасштабной городской достопримечательности.

С утильсбором и другими санкциями всё идёт к тому, что эпоха японских машин на Дальнем Востоке может однажды встать на ручной тормоз. А подобные музеи станут местом ностальгических свиданий любителей автомобилей. Но — не будем сгущать краски раньше времени.

А в это время…11 декабря исполнилось 90 лет со дня рождения Николая Шульжицкого (1935–2017) — основателя первого в приморской столице Музея автомотостарины на Сахалинской улице, почётного гражданина Владивостока.

В своё время Николай Алексеевич, работник автотранспорта Владивостока, собрал коллекцию ретро-автомобилей. Затем всю душу вложил в музей, каких в стране по пальцам пересчитать. Ведь автомобиль — это больше чем транспорт. Это может быть самой жизнью.

Хорошо, что у Шульжицкого, Шульца, как называли его друзья, появились молодые последователи.

Фото автора и Музея «Гайдзин»

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM