Владивосток

-8°
77.19
91.55
Политика

13 февраля 2026, 11:34

Народ проголосовал. Ногами

Автор: Валерия Федоренко

Пока нам рассказывают, как избиратели поддерживают действующую власть, избиратели… уезжают

Народ проголосовал. Ногами

Фото: ИА PrimaMedia

Впервые за довольно долгое время я в замешательстве. Будучи апологетом демократических процедур, хоть бы и в недемократическом государстве, вот прямо сейчас не понимаю, как убедить людей пойти на выборы. И ладно — как. Но зачем? Мои мысли по итогам круглого стола «Старт большой кампании — 2026», состоявшегося накануне во Владивостоке. Грустные.

Найдутся среди моих добрых друзей политологи и политтехнологи, которые всё объяснят. Но тут как в анекдоте: объяснить-то я и сам могу, а ты что-нибудь понимаешь?

Проблема в том, что все всё понимают.

Директор НИЦ социологии Ольга Ивченко рассказывает: опрос в том году провели, больше 3 000 человек опросили. 62 % опрошенных знаете, что делают? Показывают высокую электоральную активность. Вы слыхали? А 36 % из них всегда ходят на выборы или хотя бы стараются. Ну-ну. А бюджетников и военнослужащих, конечно же, никто никуда централизованно не сгоняет…

А молодёжь — она политически инертна. Да-да, в 2017 году, в 2018 году, в 2020 году, в 2021 году мы все эту инертность лицезрели. Сидят на круглом столе люди, которые не в первый раз избираются, не один год уж пишут о выборах, в конце концов, эти выборы сами «делают» и изучают. Вот в кого эта информация должна попасть? Вы среди сотрудников «белого дома», что ли, опрос проводили?

По мнению властных социологов, у всех партий, кроме «Единой России», антирейтинг выше, нежели рейтинг доверия. Вот тут я легко верю. ЕР пусть и не партия в классическом, хрестоматийном, виде, но она что-то да делает (жаль, круглый стол не почтили своим высочайшим присутствием). К тому же, даже если бы народ поголовно их ненавидел всеми фибрами души — а это, объективно, не так, у власти всегда есть свой избиратель — уж точно не светлоликий НИЦ социологии нам бы об этом рассказал. Результаты опросов «тут все за власть» специально нужны, чтобы сомневающихся перетянуть: люди охотнее встают на сторону большинства.

К тому же сейчас народ консолидируется вокруг флага, вокруг власти. Однако, как замечает политолог Вячеслав Беляков, консолидация эта уживается с высокой степенью социальной апатии. И что важно, непонятно: искренне ли «низы» с «верхами» или это декларация?

Но зачем декларировать поддержку, спросите вы? А я вам незамедлительно отвечу. Звонит вам такой социолог и вопросики задаёт. Любишь ли ты, мил человек, Путина? А может быть, ты, мой хороший, что-нибудь не поддерживаешь? И товарищ майор такой ждёт: что же ты ответишь. Тютчев же писал:

«Молчи, скрывайся и таи

И чувства, и мечты свои…»

Вот и таят граждане. И правильно делают, как мне кажется. Зачем власти что-то знать о мыслях наших скорбных? Сходим на выборы, там всё и расскажем. Какой-то диалог же должен быть. Единственная причина сейчас посещать это мероприятие, мне кажется: выразить и донести своё мнение. Иначе на вас и дальше будут ездить. И пенсионная реформа, и НДС, и утильсбор нам всем цветочками покажутся. А кого в итоге выберут?.. Это, увы, другой вопрос.

«Выборы ритуализируются», — констатирует политолог Виктор Бурлаков, доцент кафедры международных отношений и госуправления ВВГУ. Он не удивляет: результат уже всем понятен, главное — пройти процедуру так, чтобы было красиво. Но приводит высказывание, приписываемое Андропову: мы не знаем общество, в котором мы живём. Но так ли это важно, учитывая, что выборы — ритуал? Я, кстати, думаю, что очень важно, если речь идёт не о сохранении тёплого места, а о том, как страна жить будет в ближайшие десятилетия.

Уровень одобрения у ЕР, рассказывают в НИЦ социологии, — 51 % от числа опрошенных, у ЛДПР — около 31 %. Депутат Заксобрания от ЛДПР Андрей Андрейченко довольный, депутат-коммунист Евгений Ляшенко посмеивается — они-то таких «соцопросов» на своём веку столько повидали. Но, кстати, эксперты подтверждают: ЛДПР сегодня в Приморье действительно обгоняет коммунистов. А знаете почему? Потому, что «соколы Жириновского» (или они уже соколы Слуцкого?) не твердят униженно: «Мы — вторая политическая сила в стране», в то же время соглашаясь с решениями «первой политической силы» по ключевым вопросам. КПРФ и СР — 21–21,7 %. Ну, вот что, как это с жизнью бьётся? СР в крае объективно не слышно и не видно, КПРФ — это, при всех вопросах, работающая партия, мощная и часто очень полезная. Прям уж одинаковый рейтинг поддержки. «Новые люди» и Партия пенсионеров — 15,5–15,6 %. Ну, тоже, откуда что берётся? О «Новых людях» хоть кому-то известно, особенно после президентских выборов. А «Партия пенсионеров» — это что за покемон? Пришёл на круглый стол их представитель Вячеслав Байделюк. Депутат, между прочим, Законодательного собрания. И человечьим голосом говорит: мы, говорит, на выборы идём, чтобы поучаствовать. А кандидаты наши… «Ну, первый кандидат — я». А второй? Это, говорит, секрет. Полагаю, секрет в том, что нет никакого второго и борьбы за власть тоже нет. А зачем избирателям партия, которая «поучаствовать»? Вон один там «новый человек» Даванков сходил на президентские выборы «просто поучаствовать», в него слился протест — он аж нижайше просил прощения потом. Мол, что вы, что вы, я вовсе не лидер оппозиции! Забавно, что сейчас «Новые люди» в лице их приморского лидера Владомира Рассадина не гнушаются заявлять, что партия какого-то там избирателя на выборы привела. Ох уж этот знаменитый избиратель, который просто в моменте разочаровался в КПРФ. Последняя — сама виновата. Иногда можно и кнопочку «против» нажимать, не настолько уж это страшно.

Ключевую, на мой взгляд, вещь озвучил электоральный юрист, доцент кафедры конституционного и административного права ДВФУ Евгений Коровин. За последние 25 лет Приморье потеряло 146,8 тысячи избирателей — это около 10 %. Можно тут, конечно, рассуждать категориями наших великих управленцев: мол, как уехали так и вернутся. А не возвращаются. И, кстати, 46 тысяч избирателей «испарились» за последние пять лет. В основном мелеют севера.

Вам не кажется, что люди голосуют ногами? Уезжает экономически активное население. Те, кто понимает, что «здесь» нет желаемых перспектив. Те, кто знает, что сможет пробиться «там». А сколько хотели бы уехать, но по каким-то причинам не могут?

Два важных момента, на мой взгляд, в этой истории. Во-первых, если люди уезжают, значит, их не устраивает происходящее. Но уезжают они давно, а многие, очень многие остающиеся ходят недовольные, а голосуют всё равно «как следует». Или на самом деле нет?

А во-вторых, я правда уверена, что Дальний Восток развивается. Это ж очевидно. Делается-то много. Но для меня ли это делается? И для тебя ли, о, мой вдумчивый читатель из числа «простых смертных»?

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM