Владивосток

+11°
79.47
92.24
Политика

01 ноября 2025, 16:00

Смело мы в бой пойдём

Автор: Геннадий Обухов

Краткая хроника последних дней Гражданской войны в Приморье. Часть 3

Смело мы в бой пойдём

14 октября, после поражения под Монастырищем, наступает завершающая фаза военного противостояния Земской рати и НРА. Первые транспорты интервентов начинают покидать Приморье, что означает: помощи ждать больше неоткуда, и дни последнего островка Российской империи сочтены...


15–25 ОКТЯБРЯ: агония 

15 октября. Захватив в бою под Монастырищем в плен обозы и до 60 человек пленных, НРА продолжает стремительное наступление на Липовцы, ст. Галёнки и Покровку. Вечером того же дня красные занимают Ивановку и без боя вступают в Никольск-Уссурийский. У Раздольного войска Земрати делятся на две группы: одна отступает к корейской границе на Посьет, другая — на Владивосток. Удивительно, но по ранее объявленному призыву (можно сказать, что по инерции) в белых рядах «пополнение»: «...добровольцами поступило перед самым походом три офицера и пять кадет Хабаровского кадетского корпуса» (Б).* Дитерихс слагает с себя обязанности правителя и телеграммой передаёт неограниченные полномочия «по управлению территорией» контр-адмиралу Старку.

Генералы Ястребцов, Дитерихс и Вержбицкий (слева направо) встретились в Хуньчуне, ноябрь 1922г. Источник: fb2.top

16 октября. «Части Молчанова 16/Х в панике бегут из Н.-Уссурийска ...последовательно освобождая сёла: Гусевка, Занадворовка, Барабаш, отходят без боёв всё дальше на юг» (К). 1-я Забайкальская дивизия НРА прорывает оборону группы генерала Смолина и занимает Гродеково. «Адмирал Старк имеет приказ об отходе флотилии из Владивостока на Посьет. Ген. Андогским проектируется вывести в Японию полностью имущество Военакадемии с целью продажи» (К).

17–18 октября. «В 6 часов утра 17 октября части группы ген. Бородина прибыли в Нежино. На следующий день Волжская батарея вела огневой бой целую ночь у моста, обеспечивая переход частей. К вечеру вышли на сухой участок шоссе. По сведениям в этом районе, у деревни Занадворовки, имелись партизанские отряды из корейцев. ...Местность благоприятствовала нанесению ими неожиданного удара, но эти партизаны занимались не столько политикой, сколько захватом у местного населения опиума и затем контрабандным проносом его в пределы Китая» (Б). Утром 18 октября у ст. Пограничная бойцы Сибирской группы генерала Смолина переходят границу, вечером того же дня близ Хуньчуня это делают подчинённые генерала Молчанова: «На границе мы должны были сдать оружие, китайцы были с нами очень любезны и обращались с нами очень хорошо. Командир китайского пограничного гарнизона очень хорошо ко мне (к Молчанову.  Ред.) отнёсся. Он умел говорить по-русски и говорил только со мной и ни с кем другим, потому что у меня была борода» (Б).

19 октября. Частям НРА на Седанке преграждают путь японские войска, обеспечивающие спокойную эвакуацию своего 20-тысячного контингента. Пока идут переговоры, интервенты взрывают береговые батареи и укрепления Владивостокской крепости, вывозят всё ценное имущество. «Служащие всех казённых учреждений Владивостока 19/Х объявили всеобщую забастовку с требованием к консульскому корпусу о немедленном допущении войск НРА в город. ...Из Никольска во Владивосток доставлены раненые в последних боях» (К).

20 октября. Власть во Владивостоке берёт мифический «Совет уполномоченных организаций автономной Сибири». «Избрано новое правительство в составе: Сазонова, Головачёва и Балакшина. ...Три его «министра» в тот же день сделали налёт на городскую думу с целью захватить денежную кассу, но касса оказалась уже разграбленной» (К). «Дитерихс и около 7 тысяч человек (его бойцов и членов их семей) прибыли в Посьет, откуда их эвакуируют на японских транспортах» (Б).

21 октября. Объявляется эвакуация Владивостока. «В городе паника среди желающих выехать. Контр-адмирал Старк объявил приказ, в котором говорит защищать город до последней возможности и обеспечить одновременно эвакуацию военнослужащих и их семей... Оружие является предметом всеобщих забот и беспокойства... Среди белогвардейцев Владивостока — почти поголовное пьянство. Они разгромили здание Союза грузчиков, поломали всю мебель и уничтожили библиотеку Союза. На 2-й Речке разрушили автомастерские, поломали станки и привели мастерскую в полную негодность» (К).

Корабли эмигрантской флотилии контр-адмирала Старка на рейде порта Гензан 

Источник: pravoslavie.ru

22 октября. Правительства Советской России и ДВР обращаются к японскому правительству с протестом против затягивания эвакуации войск из Владивостока. По донесениям красных агентов, продолжаются бесчинства «банд пьяных белогвардейцев ...они совершают вооружённые нападения на частные квартиры, производят массовые аресты, причём арестованных уводят на корабли» (К).

23 октября. «Белые войска во Владивостоке продолжали грузиться на транспорты с намерением высадиться в Посьете, откуда предполагалось двинуться в Маньчжурию» (К).

24 октября. Японцы наконец подписывают «соглашение об очищении города и прилегающих территорий не позднее 16 часов 25 октября 1922 года» (К). «24-го в Посьет прибыл на кораблях генерал Глебов со своею казачьей группой... В Посьете казаки, имевшие коней, были высажены и присоединились к частям Земской рати в Ново-Киевске. Остальные чины с генералом отбыли из Посьета морем на Гензан» (Б).

25 октября. «Во Владивостоке продолжаются грабежи и насилие. Под покровительством японских войск всё ценное имущество со складов и желдороги вывозится на суда для эвакуации за границу. ...Банды бывших сподвижников Дитерихса грабят магазины и прохожих. В 16 часов передовые части 1-й Забайкальской стрелковой дивизии вступили во Владивосток. Лидеры антибольшевистского движения покинули город вместе с японскими войсками. Американские наблюдатели сообщали, что прибытие НРА привело к восстановлению порядка и было встречено населением Владивостока радостно (К). «25 октября в Посьет прибыл из Владивостока адмирал Старк со своей флотилией. Он имел на своих судах до 7 000 человек. Не задерживаясь долго в Посьете, адмирал Старк проследовал также на Гензан. ...Владивосток был оставлен японцами и в тот же день занят частями под командой товарища Уборевича. Красные сделали торжественный вход, спустившись к бухте Золотой Рог по Китайской улице. Прибытие их приветствовали низшие слои города (Б).


26 ОКТЯБРЯ: прощай и здравствуй!

Утром Уборевич получает сообщение о том, что «остатки Смолинского корпуса продолжают оставаться в Пограничной», в связи с чем «на совещание со Смолиным из Маньчжурии и Хайлара выехали Лохвицкий и несколько сотен офицеров» (К). Но информация эта неточная: Смолина в крае нет, а есть поредевшая казачья сотня старшины Бологова. Проигнорировав приказ об уходе в эмиграцию, он надеется ещё побороться с красными. Пристроившись под видом партизан в тыл обоза одной из частей НРА, зачищающих край от заблудившихся ратников, он ещё на протяжении почти месяца будет пытаться организовать гражданское население на отпор большевикам. Не раз и не два бологовцы будут подъезжать к повозкам красного обоза и нахально забирать с них хлеб и другие продукты «по приказу товарища Ярошенко» (командира красных партизан). Так дойдут до села Духовского. Но надежда на то, что его призыв будет поддержан, провалится: местные казаки уже попрятали свои винтовки. Кроме того, выяснится, что почти вся приграничная полоса наводнена красной конницей, занявшей не только все посёлки и деревни, но даже вереницы китайских и корейских фанз. Свой последний бой 28 ноября группа Бологова примет при переходе корейской границы на станции Посьет. Потеряв одного бойца убитым и забрав с собой троих раненых, последние солдаты империи уйдут за кордон.

Части НРА готовятся к параду во Владивостоке 26 октября 1922 г. 

Источник: fb2.top

В этот же день глава Советской России Ленин телеграфирует председателю Совета министров ДВР Кобозеву: «К пятилетию победоносной Октябрьской революции Красная Армия сделала ещё один решительный шаг к полному очищению территории РСФСР и союзных с ней республик от войск иностранцев-оккупантов. Занятие народно-революционной армией ДВР Владивостока объединяет с трудящимися массами России русских граждан, перенёсших тяжкое иго японского империализма. Приветствуя с этой новой победой всех трудящихся России и героическую Красную Армию, прошу правительство ДВР передать всем рабочим и крестьянам освобождённых областей и гор. Владивостока привет Совета Народных Комиссаров РСФСР» (К).

Прощай, империя! Здравствуй, новая Россия!


*В публикации использованы: за белых (Б) — мемуары генералов Молчанова, Болдырева и Петрова, поручика Филимонова: за красных (К) — оперативные сводки засекреченных сотрудников разведотдела штаба НРА и флота ДВР.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM