Владивосток

+20°
81.49
95.63
Политика

02 октября 2025, 11:22

Пушкарёв: обнуление. Кто следующий?

Автор: Марина Попова

Нажитый непосильным трудом бизнес экс-мэра Владивостока ушёл в крепкие государственные руки

Пушкарёв: обнуление. Кто следующий?

Евгений БИЯТОВ/РИА «Новости»


Не успели высохнуть чернила на судебном решении об изъятии в собственность РФ имущества экс-главы Владивостока Владимира Николаева, как подоспела новая ошеломительная новость: Тверской суд Москвы удовлетворил антикоррупционный иск Генпрокуратуры к членам семьи сменившего его на скользкой мэрской дорожке Игоря Пушкарёва о передаче в доход государства практически всей бизнес-империи бывшего чиновника.

Обнуление случилось стремительно и бесповоротно. Надзорное ведомство обратилось в суд 9 сентября, и уже 22 сентября было принято окончательное решение. Было ваше, стало наше. Как говаривал вождь мирового пролетариата, «государство — это мы», и значит, всё это добро принадлежит нам, гражданам. Теперь мы — владельцы групп компаний «Востокцемент» и «Ренессанс». Звучит-то как, да?

Это нам не шикарная загородная база «Маяк», конфискованная у бывшего депутата Законодательного собрания Сергея Сопчука и получившая новую жизнь в составе детского лагеря «Океан» под названием «Центр воспитательных технологий». С прошлого года здесь в три смены, по 100 человек за раз, идёт процесс «формирования современного национального воспитательного идеала» (цитата с сайта «Океана»). Между прочим, путёвка за 14 дней достижения идеала в центре обходится родителям в 75 тысяч рубликов. Но это так, к слову о деньгах.

Сам «Маяк» от Сопчука потянул на сумму чуть более миллиарда рублей. Ещё 1,2 млрд рублей государству, то есть нам, досталось от продажи компании «Терней золото».

В сравнении с нашим новым имуществом от Пушкарёва, с ежегодной выручкой более 51 млрд рублей и чистой прибылью 5,4 миллиарда, всего ничего! Представляете, сколько нам всего теперь можно отремонтировать, покрыть цементом, сколько квартир сиротам и многодетным раздать в новостройках. Хорошо бы, хоть толика этих богатств, вернувшихся в госсобственность, досталась Приморью. Получилось же с воспитательным лагерем «Маяк». Масштаб, правда, не тот, но хоть что-то.

vostokcement.ru, Спасский цементный завод перешёл из частных рук в государственные

Пушкарёва «раскулачили» на внушительную сумму — более 80 млрд рублей. В иске Генпрокуратуры значится более двух десятков предприятий — от АО «Бетоныч» и АО «Спасскцемент», остающегося крупнейшим производителем цемента в ДФО, до транспортно-логистического предприятия «Старый ключ» и компании «Ренессанс Актив», которая по объёмам строительства входит в пятёрку крупнейших застройщиков Приморья.

Суд был открытым, коллеги из PrimaMedia присутствовали на заседании и раскрыли все подробности. Приводим самые любопытные моменты исторического процесса.

Про коробки 

Защита: Мы ещё прошлые документы не все изучили. Там их несколько коробок.

Судья: Там же половина документов уже была ранее рассмотрена.

Защита: Очень большое количество материалов, которые были собраны в 2017 году, в 2020 году.

Судья: Сколько длилось рассмотрение уголовного дела?

Защита: Около двух лет.

— И вам не хватило времени?

— Мне — нет.

— Ну, извините.

Суд принял ходатайство истца.

Про зачатки

Защита: За данное коррупционное правонарушение уже была применена определённая мера ответственности. Она реализована, погашена. (Это про решение Советского суда о взыскании 1,4 млрд рублей с активов Пушкарёва. — Прим. ред.) Дополнительную меру ответственности, за которой сейчас обращается прокуратура, на наш взгляд, реализовывать нельзя.

Судья: То есть вы сейчас аналогию приводите с гражданским кодексом в части штрафа и неустойки? За одно и то же дважды никак? Зачем вы в данном процессе пытаетесь указать на одну меру ответственности за одно и то же нарушение, если у нас предмет иска совсем другой. Предмет иска и основание его является тем самым зачатком, на основании которого возникла мера ответственности, которую он исполнил. Но этот зачаток надо устранить. И Генпрокуратура обратилась с этим иском.

Защита: Уважаемый суд, мы очень рады, что вы нам рассказали про этот зачаток, потому что мы читаем и про этот зачаток ничего не поняли».

Про глину и горшки 

Прокурор: Передача имущества родственникам для прикрытия последующего управления этим имуществом и злоупотребления путём наращивания активов при использовании должностного положения, безусловно, является незаконной.

Защита: Факт, что коррупционные денежные средства были преобразованы ровно в тот материальный предмет, который имеется в исковом заявлении, на наш взгляд, не доказан.

Судья: Я не могу понять. Вот вы профессионально занимаетесь гончарным делом. Пошли к соседу, украли у него глину. И сделали горшки. Пошли и продали их. Получили прибыль. Что это такое?

Защита: При гончарном деле связь между кражей глины и производством горшков не доказана. Прокуратура обязана доказать, что именно из этой глины я сделал эти горшки. Наш довод в том, что это не доказано. Кроме того, глину вернули. Это наша суть возражений.

Про тайны семейной империи 

Прокурор: Длительное нахождение Пушкарёва во власти позволило его родственникам успешно развивать и кратно увеличивать капитализацию бизнеса, расширяя концерн за счёт новых компаний.

Указанные ответчики не являются какими-то талантливыми бизнесменами либо новаторами в области бизнеса. Секрет их успеха довольно прост: коррупционные злоупотребления, хищения бюджетных средств, создание картельных сговоров, заработки на муниципальных контрактах, на которые докидывались дополнительные проценты, и недопуск до контрактов других лиц.

Сейчас бизнес-империей владеют многочисленные родственники и доверенные лица экс-мэра, которые и стали фигурантами гражданского иска. Пушкарёв, несмотря на то, что получил внушительный срок за свои деяния, успел оформить свои активы на ответчиков. Это и есть коррупционное обогащение, которое подлежит изъятию в доход государства.

В ответчиках по делу практически вся семья Игоря Пушкарёва: братья, сын, родители, жена, а также совладельцы компаний.

Всё, как у Владимира Николаева. Более 700 объектов недвижимости, которые после иска Генпрокуратуры обращены в доход РФ, принадлежали не только экс-мэру, но его матери, сестре, дважды депутату Госдумы от Приморья, члену комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Виктории Николаевой, а ещё племяннице и ряду доверенных лиц.

И немедленно исполнил 

Бывших владивостокских градоначальников обнулили одинаково оперативно. Решение суда подлежит немедленному исполнению. Это сейчас тренд такой — коррупционные дела рассматриваются очень быстро, и у них нет сроков давности.

Трепещите, олигархи и чиновники, а пуще всего владивостокские мэры, которые уже традиционно под статьёй ходят. Юрий Копылов, Владимир Николаев, Игорь Пушкарёв, Олег Гуменюк — все там были! Один Виталий Веркеенко, похоже, вовремя соскочил с подножки поезда и спасся, сделав каскадёрски отчаянный кувырок-поворот в соседнюю страну. Константин Шестаков, последний из современной когорты глав Владивостока, следовать сложившемуся ритуалу явно не собирается...

Как оказалось, от «ока государева», если дело пахнет коррупцией, даже СВО не спасёт. Из тюрьмы ещё можно выскочить, от «сумы» — не уберечься.

Вон как ни старался Николаев — и лечил бойцов в своём оздоровительном центре «Роял Парк» (ранее общенародном санатории «Амурский залив»), и на позиции выезжал с высокой миссией благотворительности и солидарности, а всё равно остался без имущества. Та же участь постигла и Пушкарёва, который, говорят, сейчас находится на СВО.

Тем временем экс-губернатор Дарькин вдруг решил продать свою долю акций во Владивостокском морском рыбпорту. Тревожно как-то. Всякое может быть: сегодня мэры, завтра губернаторы. Тренд, он должен расширяться, это вам любой эксперт скажет.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM