Владивосток

+13°
81.41
94.7
Туризм

11 октября 2025, 00:00

«Народы Китая — как зёрна граната»

Автор: Александра Вебер

В Синьцзян-Уйгурском автономном районе гармонично соседствуют древность и современность

«Народы Китая — как зёрна граната»

Xinhua

68 процентов россиян мечтают совершить путешествие в Китай. Главной мечтой потенциальных туристов в КНР остаётся Великая Китайская стена, которую хотела бы посмотреть треть опрошенных, выяснили аналитики Superjob. На втором месте — столица страны Пекин, на третьем — Шанхай. В топ-5 также вошли Запретный город, Гуанчжоу и Монастырь Шаолинь. Но есть в Поднебесной земли, где очень редко ступает нога русского туриста…

Благодаря безвизовому режиму туристические поездки россиян в Китай стали проще. Корреспондент «Дальневосточных ведомостей», получив приглашение от Генерального консульства КНР во Владивостоке, отправился в составе российской делегации изучать северо-запад Китая.

Сувениры откуда? От верблюда!

Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) Китая занимает большую часть северо-запада страны и охватывает территории от Тянь-Шаня до Монголии. В провинции проживает 56 национальностей, наиболее крупные из которых уйгуры, ханьцы, казахи, киргизы, монголы, татары. Это сплетение национальностей, культур, религий, традиций.

Первым городом, который посетили российские журналисты, стал Урумчи. Это столица округа, название города происходит из древнемонгольского языка и переводится как «прекрасное пастбище». И правда, по дороге из аэропорта мы увидели степи, на которых пасутся верблюды. Это гордое животное сопровождало нас на протяжении всей поездки по Синьцзяну: на верблюдах мы катались по пустыне, конфеты из верблюжьего молока дегустировали на местных рынках, носки из верблюжьей шерсти спасли нас от холода во время подъёма на гору Тянь-Шань. Мягкие игрушки, брелоки в виде верблюдов привезли домой в качестве сувениров.

На протяжении нескольких веков район был одним из главных торговых пунктов на северной ветке Великого шёлкового пути.

Урумчи — современный индустриальный город. Это Китай, к которому мы привыкли: с роботами-доставщиками и уборщиками, с круглосуточными магазинчиками возле гостиниц, в которых можно купить всё необходимое — от ниток с иголками до яблок. Здесь мощные транспортные развязки, высотки, торговые центры.

Но стоит отъехать от города на 100 километров, как вы попадаете в царство природы. Там, в горах Тянь-Шаня, спряталось Небесное озеро — Тяньчи, которое часто ещё называют «Тяньшанской жемчужиной». Озеро своей формой напоминает полумесяц, выглядит очень живописно. Здесь можно кататься на лодке, вдыхать свежий горный воздух и слушать пение птиц.

В Турфанском оазисе


Два часа на скоростном поезде — и вы оказываетесь в уникальном городе Турфане. Рассказывают, что Турфан был не только важным торговым и культурным центром на Великом шёлковом пути, но и стратегическим постом на северной ветке древней караванной дороги. Нашей делегации посчастливилось посетить пустыню, виноградный оазис, древнее поселение. Особое внимание на себя обратила система орошения города среди пустыни: со склонов Тянь-Шаня в Турфанскую долину стекает талая вода, которая сохраняется и не испаряется при высоких температурах с помощью системы подземных оросительных каналов общей протяжённостью около 5 тысяч километров. Оросительная система Турфанского оазиса стоит в одном ряду с таким чудом китайской инженерной мысли, как Великая Китайская стена.

Турфан называют «виноградной столицей Китая». Разные сорта винограда продают на местных рынках, в магазинах. Из фруктов делают многочисленные лакомства, производят вино. Прогуливаясь по улочкам со старинными одноэтажными домами, наблюдая за девушками в национальных платьях из люрекса и шёлка, чувствуешь себя героем преданий «1000 и одна ночь».

Ощущение восточной сказки наяву усиливается при посещении местных ресторанов. Хрустальные люстры, мозаичные рисунки на стенах, накрахмаленные скатерти и, конечно, сами блюда. Шашлык из баранины, лагман, запечённая рыба, креветки в кляре, сладкие угощения из кукурузы, салаты с острой заправкой. Каждое блюдо — словно произведение искусства.

Из виноградной столицы — в дынную

Город Хами встретил нас арт-объектами в виде дыни. Этот древний форпост славится своими дынями. Бахчевую культуру здесь селекционируют, выращивают в теплицах круглый год и следят за составом витаминов в современных лабораториях. А знаменитый сорт «хамигуа» пользуется спросом во всей Азии. Эти дыни очень сочные и почти без косточек. Город Хами — важный транспортный узел на Синьцзянской железной дороге. В Хами добывают уголь, золото, нефть, драгоценные камни и железную руду.

Председатель КНР Си Цзиньпин, посещая три года назад Синьцзян-Уйгурский автономный район, подобрал интересное сравнение: все этнические группы в Синьцзяне — это неразлучные члены большой семьи китайской нации, как зёрна граната, неразрывно связаны друг с другом.

Особый колорит местности передают городские базары. С наступлением темноты зажигаются тысячи огней, звучит восточная музыка, торговцы бойко зазывают в свои лавки, повара в больших котлах варят бараньи головы, готовят куриные потроха, соки из дыни, винограда, граната, на мангале жарят сосиски, кальмар, мясо. Здесь шумно, весело, пахнет шашлыком и орехами. Посещение синьцзянского базара — яркое событие, которое останется в памяти. Русских здесь любят, смотрят как на диковинку, улыбаются и зовут познакомиться соседей.

«В моей душе покоя нет»

Синьцзян — это мир контрастов, где древние обычаи предков переплетаются с современностью. В один из вечеров российскую делегацию пригласили в роскошный ресторан, где праздновали мусульманскую свадьбу. По старой традиции мужчины и женщины находились в разных частях большого зала в праздничных одеяниях: платье в пол из люрекса, грандиозные начёсы на голове у женщин и строгие классические костюмы у мужчин. Музыкальным открытием свадебного вечера стала песня из кинофильма «Служебный роман» — «В моей душе покоя нет» — на русском языке в исполнении местных музыкантов. Под эту песню дамы приглашали друг друга и танцевали парами, такой обычай — женщины находятся отдельно от мужчин. Трогательным моментом стало символичное соединение двух семей, когда молодые под бурные аплодисменты подошли к большой группе родственников, которые стали обнимать, целовать, принимать в семью жениха и невесту.

Главные во всей этой палитре пёстрых красок Востока, безусловно, люди, которые при более близком знакомстве делятся историями про детей, показывают фотографии домашних кошек, вспоминают детство, забавные случаи на работе. В финале поездки представитель генконсульства КНР во Владивостоке Сяо Тин трогательно заметила: «Внешне китайцы могут показаться серьёзными и строгими, но мы очень общительные, у нас большие горячие сердца».

Фото автора

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM