07 декабря 2022, 12:00
«Непотопляемые» и миллионы: По Владивостоку прокатилась волна громких арестов и приговоров
Скандальное дело о «Хаяттах», основной фигурант которого Марина Ломакина, ранее получившая во Фрунзенском районном суде Владивостока семь лет условного срока, поступило в Приморский краевой суд. В эти же тревожные дни реальный срок получил политтехнолог Илья Митькин (Спокойнов). А «главную по земле» Наталью Соколову препроводили в следственный изолятор на Партизанском проспекте, где сидит её бывший начальник и соратник, мэр Олег Гуменюк.
Приёмы против Ломакиной
Процесс по Марине Ломакиной назначен на 20 декабря, однако 17 декабря 2022 года истекает срок привлечения к уголовной ответственности, настолько это всё затянулось!
Суд постановил, что в период с сентября 2012 года по август 2013-го Марина Ломакина, занимая должность генерального директора ОАО «Наш дом Приморье», оплатила заведомо фиктивные акты выполненных работ в пользу юридического лица, которым руководил её супруг. В результате были похищены более 100 миллионов рублей, предназначенных для строительства корпусов гостиничного комплекса «Хаятт» во Владивостоке. Прокуратура Приморского края сочла приговор мягким и вынесла апелляционное представление.
Следствие, конечно, разберётся, но сама Марина Ломакина неоднократно рассказывала, в том числе в интервью ДВВ в прошлые годы, что вся эта катавасия с задержкой строительства гостиниц красноречиво показывала реальное желание тогдашних властей края довести до логичного завершения стройку. Поэтому постоянно искусственно нагнеталось отставание в графике работ, «чтобы получать бесконечно средства из бюджета и расходовать их на личные нужды заинтересованных лиц».
Команда молодости нашей
На прошлой неделе реальный срок за мошенничество получил и ещё один «человек из прошлого». Политтехнолог Илья Спокойнов, он же Митькин, известен как один из главных политконсультантов бывшего губернатора Приморья Владимира Миклушевского и покойного алтайского губернатора Михаила Евдокимова, а также экс-генеральный директор хоккейного клуба «Адмирал». Его задержали ещё в феврале 2017 года, но затем перевели из-под стражи под домашний арест. В перерывах между отсидками и судебными заседаниями Митькин-Спокойнов помог властям выбрать в думу Владивостока «КоманДу» — группу лояльных Константину Шестакову депутатов-разночинцев.
Судья Фрунзенского районного суда Владивостока Татьяна Курышова 30 ноября огласила приговор для Ильи Спокойнова и его супруги Марины Свиридовой. Оба обвинялись в хищении 150 миллионов рублей при строительстве детских спортплощадок. Илья Спокойнов получил четыре с половиной года реального срока в колонии общего режима, Марина Свиридова — пять лет общего режима. Штрафы в 500 и 600 тысяч рублей соответственно фигуранты возместили ещё в ходе следствия.
«Алло, гараж»
И, наконец, в пятницу утром была задержана бывший первый заместитель главы Владивостока, экс-директор департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Наталья Соколова, которую СМИ прозвали «непотопляемой» за её изворотливость. Возбуждено уголовное дело по факту превышения должностных полномочий при выдаче земель. По версии следствия, краевому бюджету причинён ущерб в размере свыше 77 миллионов рублей. Соколову заключили под стражу на два месяца. По тому же делу задержан и действующий директор департамента земельных и имущественных отношений края Армен Карпетян, ему пока дали два месяца домашнего ареста. Следователи провели обыски в домах подозреваемых, а на их имущество наложен арест. Оба персонажа проходят по уголовному делу о продаже земельных участков на сопке Шошина (район Рабочей) по серой схеме. Есть подозрение, что «шошинский кейс» — не первая и не последняя схема чиновников. Та же Соколова после департамента несколько лет ведала земельным хозяйством при Гуменюке в мэрии Владивостока; некоторые из решений администрации по точечной застройке, как, например, о возведении многоэтажки в овраге на Адмирала Кузнецова/ Юмашева, до сих пор будоражат общественное мнение.
Всё же необходимо напомнить, в чём обвиняют чиновников-«латифундистов». По версии следствия, с ноября 2015-го по сентябрь 2016 года должностные лица земельного департамента предоставили без проведения торгов в общую долевую собственность членам гаражно-строительного кооператива земельный участок площадью 11 410 кв. м. При этом плата за надел была явно несоразмерна площади расположенных на нём объектов капитального строительства — 13 капитальных гаражей общей площадью 260 кв. м. Аналогичный эпизод «преступной деятельности должностных лиц» также совершён на другом, соседнем участке, где строит небоскрёбы глава компании «Эскадра» Борис Поздняков (к нему тоже много вопросов у следствия; сейчас строительный магнат, по сообщениям СМИ, отсиживается за границей).
«Вероятно, часть стройкомпаний уйдёт с рынка»
Комментирует Александр Огневский, журналист-расследователь:
— Во всех трёх сюжетах — Спокойнов-Свиридова; Ломакина и дело Соколовой — прослеживается одна общая тенденция: запрос общества на декриминализацию «высших этажей» региональной власти. И государство в лице следствия и суда по мере возможностей старается учесть его.
Есть и ещё один очевидный показатель: люди из команды экс-губернатора Приморья Сергея Дарькина показали более значительную «выживаемость», нежели персоны, близкие к команде экс-губернатора Приморья Владимира Миклушевского. Это заметно, в частности, по тем приговорам, которые озвучены: Марина Ломакина ограничилась условным сроком, несмотря на большой резонанс «хаяттовской» истории, а Илья Спокойнов и Марина Свиридова получили реальные сроки. И все эти прогнозы о том, как скоро они смогут выйти по УДО, делают люди, далёкие от тюремных реалий. Иногда месяц нахождения в СИЗО может превратиться в сплошной кошмар. Человеку, имеющему высокий социальный статус, вообще находиться в тюрьме неловко и неудобно, он пребывает в состоянии постоянного морального давления, видя, какие неисправимые криминальные персонажи находятся по периметру.
Конечно, нужно отдать должное судье Фрунзенского районного суда Владивостока Татьяне Курышовой. Она хоть и затянула рассмотрение «дела Спокойнова» на долгих четыре года, всё-таки соотнесла тяжесть содеянного, моральную сторону вопроса — тот факт, что были похищены деньги, предназначенные на создание детских спортплощадок, и запрос общества, которому надоело видеть, как «сильные мира сего» постоянно уходят от серьёзной ответственности. Но вообще к делу Спокойнова есть вопросы. Например, каким образом политтехнолог, пусть даже считающийся гениальным, получил доступ к выполнению подрядных строительных работ для детей? Не сам же он себе дал этот заказ? Но следствие тогда не стало «копать глубоко» — реальная «посадка» Ильи Спокойнова и Марины Свиридовой просто «закрывает вопрос» раз и навсегда. Похитил деньги — сел. Точка.
Куда более скандальной выглядит история с «Хаяттами». Тут проблема состоит из двух составляющих: деньги, которые были выведены непосредственно с самой стройки, и убытки, которые образовались в результате того, что объекты были сданы на 10 лет позже намеченного срока. Если в первом случае следствие насчитало убытка на 111 миллионов рублей, то вот постоянная «финансовая подпитка» этих хронических «недостроев» обошлась краевому бюджету более чем в 10 миллиардов рублей. Это немодернизированные больницы, убитые дороги и плохая социалка в приморской глубинке. Сначала проект гостиницы сделала шотландская компания, но «начинка» гостиницы «не потянула» ветровую нагрузку и более суровый климат. Затем сама сеть «Хаятт» отказалась аккредитовывать эти объекты под своим брендом. Потом выяснилось, что нужно заменить инженерные сети и полностью поменять содержимое гостиницы. Это не считая того, что обе гостиницы построены крайне неудачно с транспортной точки зрения — собственные их парковки минимальны, а гости, которые едут в гостиницу, своими машинами уплотняют и без того перегруженный транспортный поток.
Что же касается недавнего ареста госпожи Соколовой, это было давно прогнозируемое явление. Как известно, возможности застройки Владивостока существенно ограничены. Или мы идём по пути реновации — сносим хрущёвки и старые девятиэтажки и строим на их месте что-то новое, или развиваем город в сторону Надеждинского района. Но во Владивостоке вместо этого придуман совершенно уродливый вариант: «втыкать» дома в любое свободное место на любой сопке. История с сопкой Шошина — это попытка придать «кривому» решению законный вид. Ведь было совершенно ясно, что построенные там многоэтажки «обнулят» саму сопку, уничтожат её уникальную экосистему, где до сих пор водятся даже ястребы, приведут в негодность оставшиеся пороховые капониры и другие элементы истории города-форта.
Расследование дела Соколовой, бесспорно, затронет строительный рынок Владивостока и поменяет правила игры. Вполне возможно, что часть стройкомпаний города уйдёт с рынка, а эту пустоту заполнят компании из западных регионов страны.
Но и один из главных результатов уже случившейся «зачистки» — правоохранительные органы дали понять, что «неприкасаемых» в Приморье становится всё меньше и меньше.