Владивосток

-8°
88.16
92.01
Общество

30 декабря 2023, 14:10

Ну что, погнали, пацаны?

Скандальный сериал: ностальгия, мотивация или коварный план 

Ну что, погнали, пацаны?

И снова «пацаны на асфальте»! Теперь уже в Приморском крае. ЧП в уссурийской гимназии № 133. Подростки показательно избили сверстника прямо в стенах школы, потом поставили на колени и заставили извиняться. Записали всё на камеру. Сопроводили эту дичь угрозами под нежные татарские напевы. Слепили видеоклип и вывалили в свет. Мировой криминальной славы вкусить, увы, не получилось. 

Негодяев-пубертатов быстренько задержали, и теперь уже им, а не жертве, придётся не только извиняться, но и нести ответственность по статье 213 УК «Хулиганство». Ещё бы родители оказались адекватными и отвесили люлей своим отпрыскам, так и не выучившим, что такое хорошо и что такое плохо. Но что-то подсказывает, мамы-папы пойдут другим путём. Виноваты будут все — учителя, школа, избитый мальчик, но только не их лучшие в мире генетические наследники и они сами.

Есть ещё вариант — возопить, что во всём виновато проклятое кино. Этот наш новый сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» только и делает, что будоражит незрелые умы малолеток и склоняет их ко всяческим безобразиям. Детишки славные, это просто фильм такой ужасный.

Судя по бурным комментариям в социуме, сторонников этой теории подростковой жестокости довольно много. Возможно, в чём-то они и правы, но объяснять проблему, которая существовала всегда, во все времена, негативным влиянием фильма слишком примитивно. Это моё безыскусное обывательское убеждение. А вот вам профессиональное мнение.

Гаджеты вместо родителей

Директор Института клинической психиатрии и психологии, председатель Приморского краевого общества психиатров Александр Коломеец:

— Некорректно обвинять во взрыве агрессии фильм — этот или любой другой. Прямого воздействия кино не оказывает, но линия поведения героев может совпасть с лейтмотивами человека, укрепив его внутреннюю готовность делать какие-то асоциальные вещи, или, напротив, нивелировать эти риски. Всё зависит от того, на какую почву упадёт фильм.

Каким вырастет ребёнок, зависит, в первую очередь, от семьи. Родители, которые прошли через родительские фильтры, научились быть папами-мамами, передают своим детям этические нормы. Дети учатся не на фильмах, а на таких образцах, принимают формы поведения, принятые в семье.

Взрослея, мы отсеиваем от себя неприемлемые формы поведения, находим немножко другие ориентиры, нежели те, что были преподаны нам в детстве. Но если есть заложенная система ценностей, ребёнок будет стремиться к тому, чтобы стать человеком.

Сегодня же дети воспитываются не родителями, а гаджетами и теми, кто их направляет, эти гаджеты. Родители с большим удовольствием смотрят свою «киношку», занимаются своими делами и радуются, что ребёнок их не беспокоит, не доставляет неудобств. Они не думают о том, что воспитание заключается в том, что ты должен научить своего ребёнка тому, что ты умеешь сам и даже более того.

Сова на глобусе 

Я посмотрела три серии «Слова пацана…» Больше не смогла. Не понравились «деревянные» актёры, многочисленные нестыковки, тупость героев, попытка романтизации гопничества, хотя, не скрою, наблюдать, как доморощенные «тарантины» изо всех сил натягивают сову на глобус, пытаясь ввернуть в криминальную архаику какие-то глубокие смыслы, порой было забавно.

Моё детство прошло в маргинальной среде, взросление — в «лихих 90-х», со всеми ужасами тех времён: нищетой, разрухой, мордобоем, насилием.

В конце 80-х по Владивостоку вечерами свободно передвигались только бандиты. Город был страшный, тёмный. Даже на центральных улицах мало где горели фонари. Никаких тебе чудных видосиков залива: чёрное-чёрное море со всех его трёх сторон — на судах и кораблях экономили электричество.

Знакомого журналиста однажды, как зайца, гнали по Светланской, тогда ещё Ленинской, с Лазо и почти до «Изумруда». Бандюки ехали на машине рядом с ним и, поигрывая пистолетом, заставляли бежать всё быстрее. Им было очень смешно. Коллега чудом скрылся во дворах. Вслед стреляли.

Моего мужа во дворе окружила толпа шакалов-малолеток. Растерзали бы, если бы не оказавшийся рядом сосед. Он достал из кармана пистолет и навёл на стаю. Тогда многие с оружием ходили.

Не хочу смотреть «Пацанов». Не хочу снова вступать в наше убогое прошлое.

Впрочем, это всё мое личное мнение. Каждый сам выбирает, какое кино смотреть сегодня. Нравится, любуйтесь на «Пацанов». Только не забудьте включить мозги и критическое мышление.

«А вы что думаете?» — спросила я молодёжь, а также их родителей. Люди ответили. Я ждала всего лишь мнения о фильме, но получилось про жизнь — в комментариях, размышлениях, воспоминаниях.

Случайно хайпанули

Дмитрий, 34 года, предприниматель

— Ничего особенного в сериале нет. Авторы просто случайно хайпанули. Попытки запретить, вой спасателей молодёжи, и понеслось-поехало. Смешно. Фильм не пропагандирует ни насилие, ни романтику молодёжных банд. Там всё совсем не весело заканчивается. Кто умер, кто сел, кто вконец разочаровался в жизни. Семьи порушились... Хеппи-энда ноль.

Глупо думать, что сериал провоцирует подростков сбиваться в группировки. В 80-е они что, тоже какие-то фильмы смотрели? Какое кино их научило? Или они в жестокие игры играли — жестокие прятки, жестокие казаки-разбойники? Может, «сифа» была такая жестокая?

Прекрасно, реалистично, интересно

Андрей, 25 лет, юрист

— Отличный, актуальный сериал. Актёрская игра нравится, замысел авторов. Всё реалистично, интересно: события, характеры. Романтики там нет, в отличие от «Бригады». Никакой красивой жизни — драки, кровь, асфальт. Зато всё очень реалистично. Открываешь для себя историю — как есть, без прикрас.

Вы откуда, «Пацаны»? 

Виктор, 54 года, спортсмен, тренер

— Даже мысли нет посмотреть. Я это всё видел в настоящей жизни. Мне хватило. Даже вспоминать не очень хочется. Тамбов. Район на район. На чужую улицу спокойно не пройдёшь. Нет, никто ничего не платил. В те времена не было коммерческой истории. Бились за свою территорию. Встретишь незнакомых, сразу вопрос: «Вы откуда, пацаны?» — «С “пехотки”». — «Так вы с “пехотки”?» И понеслось. Дрались жёстко. Маленькие войны. Было, что и помногу на одного. Но не убивали. Даже ногами не били.

И зачем про это кино снимать?!

Пиар — страшная сила

Евгений, 49 лет, руководитель отдела продаж

— Не понимаю, чем берёт этот фильм. Десятки сериалов выходят на порядок выше. Есть, наверное, какой-то скрытый смысл. Лично я во всём этом вижу очень агрессивный маркетинг. Авторы вряд ли думали о том, что сериал может стать сигналом для подростков — делай так, как наши герои. Задача была — раскрутить сериал, заработать на нём славу и деньги, получить финансирование на новые проекты. План удался, я считаю. Но только не в отношении моего поколения. Мы этим всем переболели. И довольно легко.

Во Владивостоке таких банд, как в Казани, не было. Но острых ощущений хватало. Группировки, 22-я школа против «Пентагона» — так называли круглый дом на Луговой, чуркинцы против Змеинки, драки после каждой дискотеки в ДК им. Ленина. Драки серьёзные были. В ход шли металлические трубы. Бились в кровь, но никогда не добивали. Упал — всё, пошли дальше.

Конечно, наши битвы не выставлялись напоказ. Если бы мой отец узнал, навалял бы от души. В школе тоже могли проблемы быть. Сейчас этого нет, малолетки борзеют от вседозволенности.

Голосуй, или на асфальт

Ирина, 60 лет, преподаватель 

— Это всё дело рук политтехнологов. Скоро выборы, и сериал предлагает нам вспомнить, а нашим детям и внукам увидеть, как мы жили 30 лет назад. Да ужасно мы жили, отвратительно.

«Вы же не хотите, чтобы снова так?» — вкрадчиво спрашивают нас авторы. — «Конечно, нет!» — «Тогда выбирайте правильно. Голосуй или проиграешь». Смотри сериал и радуйся, как прекрасна твоя жизнь.

Марина ПОПОВА.

Фото (заставка): api.rbsmi.ru

Фото (плакат): itimg.com

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM