02 сентября 2024, 12:00
Подросток превращается в алкоголика за год
Психиатр-нарколог Лариса Юркасова — о помолодевшей алкогольной зависимости и спасительных мерах

Возраст употребления алкоголя сегодня заметно снижается, и об этом с тревогой говорят специалисты. В краевом наркологическом диспансере на Нерчинской, 42 во Владивостоке оказывают помощь даже 14-летним. Подростки настолько втягиваются, что пьют уже каждый день, в будни и праздники. Всё, как у взрослых, — снимают стресс, напряжение, расслабляются, веселятся. Вот только путь от первой пробы до алкоголизма занимает у них не годы, а месяцы.
Как спиваются дети и что с этим делать, рассказывает психиатр-нарколог диспансера Лариса Юркасова.
— Лариса Николаевна, всех шокировала смерть 16-летнего подростка, утонувшего на Набережной буквально среди дня, на глазах друзей. По словам очевидцев, мальчик был под воздействием алкоголя. Это какой-то исключительный случай?
— Исключительный в первую очередь своим трагическим исходом. Но эта смерть напрямую не связана с употреблением алкоголя. Можно говорить лишь о стечении обстоятельств. Мальчик утонул, потому что плохо держался на воде, или вдруг испугался, запаниковал, случилась судорога... В причинах разберётся следствие.
Сегодня тревогу наркологов вызывает увеличение количества потребления алкоголя несовершеннолетними и снижение возраста приобщения к спиртному. Мы делаем эти выводы, исходя из обращений в наркологический диспансер.
Хотя если брать за основу официальную наркологическую статистику, то всё не так страшно. Во Владивостоке сейчас всего 100 человек стоят на учёте за употребление алкоголя. Но это только те подростки, которые попали в поле зрения сотрудников полиции или органов профилактики. Их направляют на консультацию нарколога, и дальше мы с коллегами работаем с ними.
— Почему они так тянутся к выпивке?
— Здесь срабатывает целый ряд факторов — наследственных, биологических, социальных. Определяющий фактор это, конечно, генетика. Если родители злоупотребляют алкоголем, то и ребёнок начинает пить. Формирование зависимости у таких детей происходит быстрее, нежели у подростков из непьющих семей.
Чаще всего первый раз алкоголь пробуют в компании, и не всегда такой опыт проходит удачно. Обычная история — алкоголь, интоксикация, «тысячекоечная»... Пережив это, кто-то навсегда или, по крайней мере, очень надолго оставляет попытки экспериментировать с алкоголем, а кто-то продолжает пить дальше.
— Что они обычно пьют?
— В основном самое доступное — пиво. К сожалению, всегда находится человек постарше, который без тени сомнений купит алкоголь для подростка или равнодушно продаст, несмотря на возраст покупателя.
— Алкоголизация — это больше про мальчиков?
— До 2000 года среди пьющих преобладали юноши, сейчас процент примерно одинаков — 50 на 50. Группа риска у всех одна — 15–17 лет.
— Говорят, алкоголизм помолодел?
— Это правда. Если раньше возрастом приобщения к алкоголю был период 16–17 лет, то сейчас — 14–15. Но есть достаточно много случаев, когда пробуют спиртное в 11–12. Не так давно край потрясла история, как две девочки 12 лет получили тяжёлое алкогольное отравление после употребления крепких спиртных напитков, которые они распивали прямо в туалете находкинского торгового центра. Для наркологов это, увы, совсем не сенсация.
— Как вы их лечите? Таблетками? Разговорами о вреде пьянства?
— В основе лечения подростков — психокоррекция. Мы рассказываем, к чему может привести злоупотребление алкоголем в дальнейшем, пытаемся изменить отношение к тому, что происходит сейчас. Проверено: это даёт хороший эффект.
Иногда кажется, ребёнку пора уже ставить синдром зависимости, но стоит вырвать его из опасной компании, поменять образ жизни, как уходят и симптомы алкоголизма, и само влечение к «запретному плоду».
Каждый случай для нас особенный. Причины употребления алкоголя у всех разные, и зависимость корректируется персонально, программа реабилитации адаптируется индивидуально под каждого подростка. Медикаментозное лечение назначается по показаниям.
— Сколько времени нужно, чтобы вернуть ребёнка в нормальную жизнь?
— Программа реабилитации рассчитана на год. Шаг за шагом, осторожно, бережно ведём подростка к выздоровлению. Определяем проблему, выявляем причины, работаем над решением, закрепляем успехи.
Для нас самая большая радость — видеть, как дети, которых мы корректируем, в процессе реабилитации меняют своё мировоззрение, своё отношение к алкоголю.
— Пьющие дети растут в неблагополучных семьях?
— Сейчас такой тенденции нет. Большей частью это подростки из самых обычных семей со средним достатком. Очень много случаев, когда ребёнка воспитывает одна мама. В состоятельных семьях с детьми другая беда — там на первом плане эксперименты с наркотиками.
— Обнаружив, что ребёнок крепко подсел на алкоголь, родители обращаются за профессиональной помощью или надеются, само пройдёт? Повзрослеет, поумнеет…
— Случаи, когда родители сами приводят к нам детей, можно по пальцам пересчитать. Одни не считают, что это проблема: подумаешь, ребёнок выпил. С нами такое тоже было в детстве, и ничего, нормальными выросли. Другие понимают, что проблема есть, но в наркологический кабинет не обращаются. Миф, что это будет клеймо на всю жизнь, до сих пор остаётся распространённым и пугает многих родителей. В итоге теряется время, усугубляется зависимость, прибавляется проблем.
Чаще родители приходят на консультацию сами, без детей — на «разведку», что тут и как. Приходится объяснять самые элементарные вещи. Первое: мы никому не передаём информацию — ни школе, ни полиции, ни социальным службам! Второе: задача нашего диспансера — помочь ребёнку, не дать сформироваться зависимости, сохранить здоровье.
Ещё один важный момент: приём и лечение — всё бесплатно.
С родителями вообще очень сложно работать. Отрицают проблему, не идут навстречу, не хотят анализировать причины, прилагать усилия, чтобы уберечь ребёнка от алкоголизма.
К сожалению, это уже привычное дело, когда родители перекладывают ответственность на других: школа должна учить и воспитывать, полиция — контролировать, наркологи — лечить, и чтобы всё легко и просто, как по взмаху волшебной палочки.
Приходится объяснять, что без поддержки семьи не будет эффективного лечения и ради здоровья ребёнка, его благополучия мы должны стать единомышленниками.
Конечно, это достаточно сложно — наладить контакт не только с подростком, но и с родителями, но за нами опыт, знания и такое важное профессиональное качество, как эмпатия.
— Как родителям распознать, что у ребёнка появились проблемы с алкоголем?
— Меняется круг общения, снижается успеваемость в школе, теряется интерес к привычным увлечениям. Подросток становится замкнутым, у него перепады настроения, он рвётся на улицу, приходит поздно, когда уже все спят.
— И тогда бегом к вам?
— Бежать к наркологу сразу не надо. Вначале стоит попробовать самим поговорить с подростком — доверительно, не срываясь на крики и оскорбления, не пытаясь применить физическую силу.
Если дело не зашло слишком далеко, возможно, родители смогут справиться собственными силами. Не получается, лучше обратиться к психологу. Можно в наш центр.
Правило одно — не закрывайтесь со своей бедой в семье, не думайте, что проблема разрешится сама собой. Если вовремя не вмешаться, она будет усугубляться с каждым днём.
Развитие алкогольной зависимости у подростков протекает гораздо быстрее, чем у старшего поколения. Если у взрослых хронический алкоголизм формируется в течение пяти-десяти лет, то подросткам хватит и года. Но и вылечить их можно быстрее. Особенно если болезнь выявить своевременно.
Товарищи родители, будьте внимательны к своим детям!
Больше авторских текстов и новостей в Telegram-газете (18+)!