10 октября 2023, 10:46
Прочь из города
Почему треть Приморья сидит на чемоданах

Читать владивостокские новости — это хуже, чем жить во Владивостоке. Так ты только снуёшь одним и тем же маршрутом «дом-работа-отдых» и привычно не замечаешь его изъянов, ну разве что тихим незлым словом помянешь сами знаете кого. А из новостной ленты на тебя обрушивается целый ворох проблем с каждого городского маршрута, и тогда все твои стопятьсот попыток философского смирения и принудительного оптимизма смываются, как владивостокский асфальт после снегов, после дождей и вообще всегда.
«Да прекрасный у нас город, — говорит мне приятель. — Это ты ещё Тамбов не видела. Был там недавно, вот где ужас-ужас. Съезди, посмотри».
Да не хочу я в Тамбов! Если увидеть и умереть, то уж лучше в Париж. В любимом Владивостоке хочется просто жить — в комфортной городской среде, о которой уже сколько лет талдычат, да мало что делают. Ау, где вы, нормальные дороги, коммунальная инфраструктура, современные школы и больницы, парки и скверы, свежий воздух и чистое море?
А в ответ или тишина, или отвратительно несёт Нью-Васюками, или реальный порыв, провал, перелив. В одном из местных новостных ресурсов давно уже завели специальную рубрику, в каких городских локациях людей самым наглым образом лишают элементарных потребительских прав.
1 587 домов без горячей воды, 332 — без холодной. Это вчера, октябрь, 2023-й, столица ДФО, и это позоруха на весь XXI век! Особенно если вспомнить, что всего во Владивостоке около 2 700 домов. Полгорода без горячей воды, в некоторых районах даже по несколько месяцев.
В утешение могу только анекдот. Медведь вон вообще не пользуется горячей водой, иногда моется в реке, зато в лесу самый сильный.
Хватило бы и нам сил продержаться в экстремальных условиях ещё лет семь. Управители намедни пообещали, что к 2030 году Владивосток войдёт в топ-5 российских городов по качеству городской среды, разрастётся до 900 тысяч человек, а к 2050 году и вовсе станет глобальным городом. В список Forbes попали с бизнес-перспективами.
Глобальный — это несколько миллионов жителей, экономическая мощь, власти города на короткой ноге с коллегами из Лондона, Гонконга, Сан-Франциско… Чувствуете размах и как несёт Остапа?
А может, вначале что-то в канализации подправить? Ну ведь это уже ни в какие ворота — перманентные отключения света, воды, перебои с теплоснабжением, угольная пыль в лёгких, нефтяные пятна на морской глади. Тут ещё нарисовался маленький асфальтовый заводик, который ловко умостился буквально под боком у жилых домов, днём и ночью травит вредоносными выбросами всю округу — улицы Фадеева, Луговую и далее, до Нейбута и Тихой.
Сотрудники прокуратуры организовали проверку. Руководство предприятия, которое сдаёт часть своей территории асфальтовому заводу, объявило, что через пару месяцев аренда закончится и дышите себе полной грудью. Городское начальство ничего не сказало.
Что тут говорить, если в декабре прошлого года новенький градостроительный совет, созданный при мэрии, одобрил постройку нового, высокопроизводительного, высокотехнологичного асфальтобетонного завода в районе улицы Фадеева.
Один заводик прикроют, другой поставят. В глобальных планах — АЭС, тема которой вновь и, похоже, совсем не случайно всплыла на минувшем ВЭФ, и одно из самых опасных производств в мире — алюминиевый завод полного цикла мощностью 600 тысяч тонн в год. Который вполне может обернуться реальностью, как некогда подвисшая стройка завода минеральных удобрений в Находке.
Люди бегут и бегут из Приморья. За последние 30 лет край потерял около полумиллиона человек. Недавнее исследование Центра социального проектирования показало, что 33 % респондентов-жителей края сидит на чемоданах. 16 % готовы уехать прямо сейчас, 17 % — чуть позже.
Такими темпами у нас народу, похоже, совсем не останется. Только навсегда влюблённые в Приморье и Владивосток. Старые, ленивые, больные и те, кто пьёт и ест нашу жизнь.