Владивосток

-8°
88.16
92.01
Авто

02 августа 2023, 11:45

Прощание «японки»

Автор: Василий Авченко

На праворульном фронте не без перемен

Прощание «японки»

Фото: Виталий АНЬКОВ/ РИА «Новости». НА ФОТО: Японский автопром в Приморье находится на краю пропасти

Август принято считать месяцем катастроф и потрясений. Нынешний не стал исключением. Дальневосточные автомобилисты бьют в набат: Токио запрещает продавать в Россию праворульки.

Ни дна нам, ни покрышки

Кое-кто думал, что это «последнее японское предупреждение», — мол, пугают, зондируют, но стрелять себе в ногу не станут; сами же говорили, что несколько японских префектур живут за счёт поставок праворульного секонд-хенда в Россию.

Но вот министр экономики, торговли и промышленности Японии Нисимура Ясутоси сделал официальное заявление: с 9 августа Япония прекратит экспорт в Россию как новых, так и подержанных автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями рабочим объёмом свыше 1,9 литра, а поставки гибридов и электромобилей запретит полностью. Под запрет попадают и покрышки для грузового транспорта.

Это решение стало холодным душем — но не таким, какого хочется в столь жаркие и душные дни, как эти.

В последние полтора года импорт «праворулек» переживал неожиданный ренессанс. После начала спецоперации на Украине несколько официальных дилеров ушли из России, освободившиеся ниши (машино-место пусто не бывает) начали занимать новые «китайцы» и давно полюбившиеся дальневосточникам подержанные «японцы». Как сообщила пресс-секретарь Владивостокской таможни Ася Рощина, в первом полугодии 2023 года количество иномарок, ввезённых в дальневосточную столицу, увеличилось вдвое по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и превысило 130 тысяч. 80 % — «япономарки», на втором месте — «корейцы».

Возможно, этот взрывной рост и стал одной из предпосылок для запрета? А может, известия о том, что праворульные «хайлюксы» наши бойцы используют на Донбассе в качестве тачанок XXI века?

Колёсами печально в небо смотрит круизёр, или Жертвы гибридной войны

По прикидкам портала Drom.ru, санкции Токио «накроют» добрую половину подержанных беспробежных машин, поставляющихся сегодня из Японии на Дальний Восток.

С одной стороны, в моде экология и экономия, многие пересели на мало- или даже микролитражки добровольно. С другой стороны, гласит народная мудрость, «литр — много, два — мало»; какой русский не любит быстрой езды на мощной машине с добрым табуном скакунов под капотом?

Это вопрос риторический, а вот другой — практический: откуда взялся обозначенный порог 1,9 литра? Дело в том, что большинство «двушек», строго говоря, имеют объём не ровно два литра, а чуть меньше (например, 1 986 см³). Те, кто в Японии составлял соответствующие документы, решили таким образом отсечь от российского рынка все машины с «двушками».

Их у нас больше не будет, не говоря о более мощных 2,5–3-литровых тачках.

Национальным дальневосточным автомобилем давно стал «крузак». Отныне не будет ни «крузаков», ни «сафарей», ни даже более скромных «сурфов» и «паджериков». А ведь у нас каждый второй на джипе, и не потому, что катается по таёжным сопкам и распадкам. Для многих это вопрос престижа: если ты такой умный, почему не на «крузаке» или «патроле»? Теперь для состязания самолюбий придётся искать что-то другое. Вот уж действительно — колёсами печально в небо смотрит круизёр…

Под удар попала бо́льшая часть кроссоверов-«паркетников», а также столь любимых народом микроавтобусов. Даже «камрюхи» окажутся вне закона, не говоря о «краунах».

Что остаётся? Во-первых, микро- и малолитражки (чем утешиться, как не 0,7-литровым предметом?). Из более-менее «табунистых» машин — те, что оснащены 1,5–1,8-литровым двигателем. Стоит обратить внимание на микроавтобус Honda Stepwgn и паркетник Honda CR-V с «полторашкой», на «пятнашку» — Subaru XV, на Honda Vezel и Toyota C-HR. Остаётся и всё короллообразное семейство, а также негибридные версии малышей — «фитов», «ноутов» и т. п.

Жаль гибриды (неожиданная иллюстрация к модному термину «гибридная война») — их во Владивостоке огромное количество. Таксисты у нас едва ли не поголовно рассекают именно на «гибридах» во главе с «приусом». И вообще Владивосток — пионер электромобилизма: экологичные «лифчики» (Nissan Leaf) с торчащим из мордочки зарядным шнуром уже стали привычной деталью городского ландшафта. Да и «цивилизованные» зарядные станции начали понемногу появляться — а что теперь?

«Удар по рынку мощный, это не то что запретить экскаваторы или грузовики. Отсекаётся сегмент, занимающий до 60 % рынка. В оставшемся ужесточится конкуренция за покупку. Цена даже тех машин, которые не попали под санкции, вырастет, поскольку на них очевидным образом увеличится спрос», — говорит наш человек в Тояме, автоэкспортёр и владивостокский уроженец Сергей Островский.

Вопросы без ответов и занимательная конспирология

Потребитель в шоке — но и за российский бизнес по обе стороны Японского моря тревожно. Не одна предприимчивая голова думает сейчас о налаживании ввоза «японок» через третьи страны в диапазоне от ОАЭ до среднеазиатских государств постсоветской ойкумены. Но пока вопрос, удастся ли отладить эти каналы по обходу санкций, и в любом случае подобные ходы усложнят доставку и взвинтят стоимость (собственно, цены на машины пошли вверх уже сейчас).

Остаётся немало других вопросов. Например, такой: почему Япония не прикрыла экспорт полностью? Сугубо из бизнес-соображений? Или чтобы осталось что запретить на следующем этапе, с вводом очередного пакета санкций?

Другой вопрос: не стоит ли ждать аналогичных шагов от Южной Кореи?

Ещё: что будет с теми машинами, которые уже куплены на японских аукционах и ждут отправки в Россию?

Далее: как новые санкции отразятся на самой Японии? Понятно, что она поставляет бэушный автопром не только нам, и всё-таки многое завязано именно на Россию, и ситуация тут точно не win-win — напротив. Япония, конечно, выживет, выживем и мы. Но теперь, кажется, всем ясно: идеального свободного рынка, где «ничего личного», давно нет, политика превыше всего, да и гегемонию Штатов никто пока не отменил.

Ещё один вопрос, которому, кажется, никто из комментаторов внимания пока не уделил. Почему Япония вводит запрет именно с 9 августа? Поделюсь своими соображениями — возможно, конспирологическими, но иногда приходится заниматься и конспирологией. В июне президент Путин подписал закон, согласно которому День воинской славы 3 сентября переименовывается из «Дня окончания Второй мировой войны» в «День Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны». За морем этот шаг, естественно, восприняли без энтузиазма, главный секретарь японского правительства Хирокадзу Мацуно тут же сказал, что такая формулировка может способствовать возникновению «антироссийских выступлений». Заметим, что короткая Советско-японская война, завершившаяся 3 сентября 1945 года, началась именно 9 августа, когда войска маршала Василевского по соглашению с союзниками вошли в Маньчжурию с трёх направлений, чтобы разгромить японскую Квантунскую группировку. Похоже, Москва и Токио обменялись символическими жестами — на девятое августа 1945 года Япония отвечает девятым августа года 2023-го…

Рука Москвы: конец прекрасной эпохи?

Раньше (начиная с 1993 года, когда премьер Черномырдин попытался было запретить правый руль, но потом дал задний ход) дальневосточные автомобилисты опасались прежде всего Москвы: то пошлины, то ещё какой-то новый сбор плюс дамоклова угроза запрета; и, конечно, непредсказуемость валютных курсов. Однако теперь беда пришла откуда не ждали — из Японии. Тем временем президент АвтоВАЗа Максим Соколов заявляет о планах выпуска праворульных автомобилей для Африки, с которой Россия намерена развивать связи по всем фронтам. Ещё несколько лет назад всё это показалось бы абсурдом, но теперь удивляться не приходится ничему.

Буквально на днях возобновил работу владивостокский автозавод Sollers, до того простаивавший из-за выхода из проекта японской Mazd’ы. Теперь на предприятии будут выпускать пикапы JAC Т6 китайских кровей.

У России два союзника — АвтоВАЗ и китайский автопром? Ещё один вопрос в сторону: не разработает ли АвтоВАЗ и специально для дальневосточников что-нибудь праворульное?

Япония — Японией, но вот и российское правительство с 1 августа резко увеличило утилизационный сбор для ввозимых в страну иномарок (притом что самой системы утилизации автохлама как не было, так и нет). Налицо боксёрская «двоечка», грозящая отправить дальневосточный авторынок как минимум в нокдаун, хотя в предыдущих раундах он демонстрировал завидную гибкость, феноменальную приспособляемость, устойчивость к тайфунам мировой политэкономии и способность держать удар, которой позавидовал бы сам Мухаммед Али. Действуя из совершенно разных предпосылок (Токио хочет наказать русских и отчитаться перед США, Москва — защитить российское машиностроение; по крайней мере, именно об этом заявил глава Минпромторга Денис Мантуров, комментируя повышение утильсбора), японские и российские власти, как ни парадоксально, совместно выдавливают правый руль с дорог РФ. Понятно, что речь идёт не только о правом руле; китайского автопрома, к примеру, повышение сбора тоже коснётся. Но мы в данном случае говорим о том рынке, который сложился у нас в последние три десятилетия, а это преимущественно праворульки б/у. На Дальнем Востоке правый руль доминирует до сих пор, и многие не видят ему альтернативы, потому что хороший руль, по известной поговорке, левым не назовут.

По данным аналитиков Drom.ru, в июле, после известий о токийской и московской инициативах, спрос на японские «беспробежки» вырос на 32,5 % по сравнению с июнем. Известно: перед смертью не надышишься. Но всё когда-нибудь заканчивается. Старая любовь не ржавеет — старую «тойоту», какой бы прекрасной и надёжной она ни была, рано или поздно съест ржа.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM