17 января 2026, 00:00
Расстрельная должность
К 100-летию со дня появления Дальневосточного края вспомним о судьбах его руководителей
Сто лет назад, 4 января 1926 года, на карте Советского Союза появился Дальневосточный (в старом написании — Дальне-Восточный) край с центром в Хабаровске. Он наследовал Дальневосточной области, существовавшей в 1922–1926 гг. и восходившей, в свою очередь, к Дальневосточной республике.
oldgravura.ru
ДВК состоял из девяти округов — Владивостокского, Хабаровского, Читинского, Зейско-Алданского, Амурского, Николаевского, Сретенского, Камчатского и Сахалинского. Край, занимавший 12 % площади СССР, стал третьей по величине административно-территориальной единицей после Якутии и Казахстана.
Сегодня пост главы Владивостока порой называют «расстрельным» — мало кому из постсоветских мэров удалось избежать уголовного преследования. Должность первого секретаря Далькрайкома ВКП(б) была расстрельной в прямом смысле. Из восьми человек, поочерёдно руководивших краем в течение 12 лет, ежовщина, как называют репрессии 1937–1938 гг., не миновала никого. А ведь кадры сплошь были проверенные — революционеры, участники Гражданской, опытные управленцы…
Первым в обоих смыслах секретарём Далькрайкома стал Николай Кубяк. Старый большевик и узник царских времён, после революции он возглавлял Петроградский губком партии, затем стал уполномоченным Москвы в «красном буфере» — Дальневосточной республике. Видимо, поэтому его и сделали руководителем ДВК, но, впрочем, ненадолго. Будучи отозван в Москву, Кубяк возглавил Наркомат земледелия РСФСР, затем — Всесоюзный совет по коммунальному хозяйству. В 1937 году Кубяка арестовали и расстреляли (он считался человеком Григория Зиновьева, поставленного к стенке годом раньше).
Вторым по счёту стал Ян Гамарник — военачальник Гражданской и последний председатель Дальревкома, в 1922–1926 гг. высшего чрезвычайного органа власти на Дальнем Востоке. Он командовал краем более двух лет, участвовал в разработке 10-летнего плана развития экономики, привлекал для консультаций Владимира Арсеньева. Оставив Дальний Восток, Гамарник дорос до первого заместителя наркома обороны СССР. В 1937 году был снят с работы за связь с арестованным командармом Ионой Якиром. Ожидая неизбежного ареста, застрелился.
Госкаталог
В 1928–1931 гг. первым лицом Дальневосточного края был Иван Перепечко. Арестован в 1937-м, в лагере умер. А с 1931 по 1933 год у руля ДВК стоял чекист, партийный деятель, начальник Союзлеспрома Сергей Бергавинов. В 1937 году был арестован, в тюрьме покончил с собой.
Почти четыре года Далькрайком возглавлял Лаврентий Лаврентьев (Картвелишвили). Потом его перевели в Крым, но вскоре арестовали и в 1938 году расстреляли.
Иосиф Варейкис, автор трудов «Пролетарская революция и национальный вопрос», «Исторический смысл троцкизма» и других, управлял краем с января по октябрь 1937 года. Обвинив предшественников в ослаблении бдительности, он начал чистки в парторганизациях и силовых структурах, однако вскоре сам был арестован и в 1938 году расстрелян как контрреволюционер и троцкист.
Его преемник Георгий Стацевич продержался на посту около восьми месяцев. Летом 1938 года, когда главный дальневосточный чекист Генрих Люшков бежал к японцам в Маньчжоу-Го, Стацевича, как и других ответственных товарищей, сняли с работы. Приговорённый к восьми годам лишения свободы, в 1942 году он умер в лагере.
С июня по октябрь 1938 года и. о. первого секретаря Далькрайкома был Сергей Соболев. Вслед за предшественниками он призывал «разоблачать и выкорчёвывать» врагов народа. Последний раз Соболев появился на публике 17 октября — он приветствовал в Хабаровске лётчиц Гризодубову, Осипенко и Раскову, совершивших рекордный перелёт на Дальний Восток. Уже 20 октября 1938 года Дальневосточный край разделили на Хабаровский и Приморский; Далькрайком упразднили. А в ноябре Соболева арестовали и вскоре расстреляли за антисоветскую деятельность…
Хабаровский край, включавший тогда не только Приамурье, но и Северный Сахалин, Камчатку, Колыму и Чукотку, возглавил 35-летний Владимир Донской. Начальником Приморья, куда до 1948 года входила и Совгавань с окрестностями, стал 33-летний Николай Пегов. Их репрессии не коснулись: как раз в конце 1938 года Николая Ежова во главе НКВД сменил Лаврентий Берия, «большой террор» завершился, прошла первая волна освобождений и реабилитаций. Что до секретарей Далькрайкома, то их реабилитировали уже посмертно, в основном — в 1955–1956 гг.