19 июля 2024, 09:29
Сахалин, приём! К врачу
Выходец из Приморья пытается ликвидировать на островах очереди в поликлиники и больницы. Возьмём на заметку?

Приморцам — что пожилым, что юным — хорошо знакома ситуация: не всегда хватает талонов на приём, особенно к узким специалистам. Медицинские комиссии для поступления или спортивных секций по полису вы будете проходить как минимум неделю; сплошь и рядом волокита. Соседи по региону на Сахалине решили навсегда избавиться от очередей за медицинской помощью. Во время Дальневосточного медиасаммита, прошедшего накануне в Южно-Сахалинске, своими наработками поделились руководители областного минздрава.
Прогресс не стоит на месте. Но многое зависит от людей и волевых решений. Да, в целом ситуация с записью в поликлиники и больницы в Приморье в последние годы стала существенно лучше, но попробуй ещё дождись самого приёма в лечебном учреждении. Как вы только переступаете порог, скажем, детской поликлиники, вас ожидает многочасовая очередь к терапевту (через голову которого не перепрыгнешь к неврологу, офтальмологу, лору или другому узкому специалисту). Редко бывает, чтоб вас приняли по вашему времени, и нет такой динамики, как в МФЦ. Проблем добавляет тот факт, что к каждому больному нужно «прикрепить» кипу отчётностей; не все доктора на «ты» с компьютером, да и сбой в программах — явление частое. Эти и многие другие факторы уже даже мысленно угнетают потенциальных пациентов.
Убрать регистратуру, привлечь робота
Владимир Кузнецов руководил станцией скорой медицинской помощи Владивостока и горздравом, возглавлял приморский департамент здравоохранения и засветился на ниве науки как проректор ТГМУ. В 2020-м новый губернатор Сахалина Валерий Лимаренко по чьему-то совету пригласил приморца в свою команду — министром здравоохранения. В принципе на «ресурсных» островах ещё в пору правления Олега Кожемяко ставили национальные рекорды привлечения медицинских кадров за разные «добряки», а сейчас здесь пытаются автоматизировать процесс настолько, чтоб сахалинцы навсегда забыли о таком пережитке, как запись и очереди к врачам.
«Столкнувшись со всем этим, мы стали считать», — поведал на встрече с журналистами Владимир Кузнецов, «Уточню, что речь пока что идёт не о качестве медицинских услуг, этим занимаемся отдельно, а об их доступности». Чиновники от здравоохранения анализировали штатное расписание, нагрузку каждого врача и сотрудника, запас талонов на приём, зарплаты и так далее. На базе автоматизированной программы «Барс» сделали свои, сахалинские, надстройки, и теперь, по словам министра, можно увидеть работу каждого сотрудника.
«Лист ожидания» врача раньше был значительным, рассказал Владимир Кузнецов. И привёл в пример советские аэрокассы, где всегда при желании можно было найти «в заначке» 30 процентов от всех билетов. Оказалось, что так же и в поликлиниках. Талонов формально будто бы и нет, но они, если пошукать, есть!
Для начала было решено вообще убрать регистратуры как класс. Во время пандемии регистраторов перевели на удалёнку и переквалифицировали в сотрудников call-центров. Да так всё и осталось. Плюс добавили искусственный интеллект: робот общается с пенсионерами. «С ним, впрочем, возникли кое-какие загвоздки при общении с пожилыми людьми, сейчас мы его “допиливаем”», — улыбается сотрудник минздрава, отвечающий за программное обеспечение.
Министр здравоохранения Сахалинской области Владимир Кузнецов
Что ещё принципиально поменялось
— Чтобы попасть к узкому специалисту, теперь не нужно первым делом идти к терапевту за направлением. Сахалинцы записываются напрямую.
— Данные о пациенте врачи во время приёма не вносят в компьютер, а надиктовывают с помощью специальной гарнитуры, затем голос доктора конвертируется в текст. Это существенно экономит время.
— Сформированы выездные бригады из узких специалистов, для которых это основное место работы, а не совмещение или трудовая повинность. Составлен жёсткий график выездов во все города и районы области.
— Если не хватает собственных кадров (чаще всего летом, во время отпусков), привлекаются специалисты из частных клиник.
— Появился «консьерж»-сервис «Проводник здоровья», где врачи берут под опеку пациентов с хроническими заболеваниями, контролируя их круглосуточно.
— Если на доктора пожаловались, его вызывают на курсы «Как правильно работать с пациентом». Причём вместе с главным врачом. По окончании тренинга нужно получить «зачёт» или оценку. Что напрямую влияет на жалованье медика.
В режиме реального времени можно посмотреть, сколько людей принял тот или иной врач, какая оказана помощь. На графиках становится меньше тревожного красного цвета, всё больше зелёного. Но если с доступностью медицинских услуг обстановка существенно улучшилась, есть цифры и графики, то по качеству — есть куда стремиться. В прошлом году в Углегорском районе на празднике портовиков произошёл курьёзный случай, рассказал мой сахалинский коллега-журналист, — человеку потребовалась срочная медицинская помощь, а в чемоданчике у прибывшего врача, кроме бинтов, ничего не оказалось…
Что касается министра Кузнецова, то он уже делится накопленным опытом с коллегами из родного Приморья. «На днях Жене Шестопалову рассказывали о своих наработках. Он пытается сделать что-то подобное», — рассказал Владимир Вячеславович. (Евгений Шестопалов — действующий министр здравоохранения Приморского края. — Прим. авт.) Министр заметил, что бюджеты на здравоохранение в Приморье и на Сахалине сопоставимы. Средняя зарплата врача на островах — 192 тысячи рублей в месяц. В Приморье — больше 113 тысяч и свыше 61 тысячи руб. — средний медперсонал (данные на октябрь 2023-го — по сообщению ИА PrimaMedia).
Как избавиться от бедности
Ещё одна амбициозная идея сахалинского правительства, о которой мы расскажем вкратце, — ликвидировать такое явление, как бедность. «Когда мы начали с ней бороться, показатель региона находился на отметке 7,8 %. По итогам 2023 года индикатор снизился до 6,1 процента, это 8-й результат в стране, впереди только богатые нефтегазовые регионы и Санкт-Петербург», — с гордостью говорит министр социальной защиты Сахалинской области Ольга Орлова. По словам Ольги Сергеевны, чиновники стараются придерживаться индивидуального подхода к каждой семье. На основе данных Росстата рассчитали паспорта домашних хозяйств.
К примеру, как только из загсов в министерство приходит сигнал о разводе той или иной семьи, где воспитывались дети, тут же подключаются социальные работники. Мать или отец-одиночка получает эсэмэску: «Чем вам помочь?». И такая помощь может быть самой разнообразной: устроить на работу, помочь с продуктами, назначением пособий, одним словом, поставить на рельсы.
На Сахалине принципиально поменяли подход: здесь не компенсируют постфактум, а авансируют заранее расходы людей на определённые нужды. Конечно, многим не под силу сразу найти необходимую сумму на тот же оздоровительный лагерь для ребёнка, это порядка 100 тысяч рублей, даже если светит 85-процентная компенсация затрат.
Ольга Орлова привела пример и с покупкой угля для пожилых людей и льготников из сельской местности. Пенсионеру могут выделить необходимую сумму авансом на социальный счёт, и он рассчитается за топливо картой. Это для людей намного удобнее, чем тратиться, а потом ждать от государства компенсации. Аналогичный принцип применяется и к семьям воинов — участников специальной военной операции. Всех их взяли под полный контроль.
В Южно-Сахалинске бедностью и не пахнет. Милостыню никто не просит. На улицах удивительно чисто, благоустроено, расчерчено велосипедными дорожками. Во дворах, в отличие от Владивостока, тщательно убирают мусор. Несомненно, у соседей-«островитян» есть чему поучиться. И не только в том, что касается медицины и социального сопровождения.