22 февраля 2024, 14:22
Синдром ленивого общепита
Массовых отравлений в Дальнереченске можно было избежать, считают в Россельхознадзоре

Россельхознадзор бьёт тревогу: общепит расслабился, а страдают потребители. Оказывается, у ведомства были вопросы к кафе «М-Бургер» в Дальнереченске ещё до того, как там произошло массовое отравление людей. Об этом в эфире радио «Владивосток FM» заявила заместитель руководителя Приморского межрегионального управления Россельхознадзора Марина Ковтун.
Напомним, с 5 по 10 февраля с признаками острой кишечной инфекции в инфекционное отделение городской больницы Дальнереченска госпитализированы посетители кафе. У пострадавших, которые ели куриные наггетсы, нашли сальмонеллу. Некоторые посетители бургерной (а всего отравились 62 человека) до сих пор остаются в больнице. Директору кафе Ларисе Музыке предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Её посадили под домашний арест на 1 месяц 29 дней. Деятельность кафе приостановлена, а эпидрасследование продолжается.
Беду можно было предотвратить
По словам Марины Ковтун, около половины предприятий в Приморье и в России в целом, которые кормят людей, не зарегистрированы в системе «Меркурий». Это система Россельхознадзора, созданная для того, чтобы можно было проследить сырьё, из которого изготавливается продукция.
«В Дальнереченске ещё до отравления проходила плановая работа — инспектор приехал, посмотрел, увидел, что адрес, напечатанный на входе в кафе, не зарегистрирован в системах «Меркурий» и «Цербер», — рассказала заместитель руководителя управления. — Проверив наличие этой площадки в ветеринарных системах Россельхознадзора, он их не обнаружил. Следовательно, мы начали второй этап расследования. Отравлений на тот момент зафиксировано не было. Мы увидели нарушения, связанные с тем, что предприятие не зарегистрировано, следовательно, оно нелегально. И буквально через день-два произошёл печальный инцидент».
Особенность русской души?
Это не первый случай массового отравления в общепите на Дальнем Востоке. Ещё один произошёл в конце 2023 года на Камчатке, в аэропорту Елизово, где предприятие, которое тоже не было зарегистрировано ни в «Цербере», ни в «Меркурии», готовило еду для рабочих, которые возводили новый аэропорт. Там тоже случилось массовое отравление, порядка 50 человек были госпитализированы. Ситуация похожая. Это две организации, которые де-юре существуют, а по факту в системах Россельхознадзора не зарегистрированы. Из какого сырья сделана их продукция и какого она качества, проследить невозможно.
«С одной стороны, правительство освободило бизнес от проверок, — рассуждает Марина Ковтун. — У Россельхознадзора есть внеплановые ревизии предприятий, занимающихся животноводством, выращиванием крупного рогатого скота. Всё, что связано с общепитом, это, конечно же, 99 % ответственность Роспотребнадзора. У них есть тоже плановые и внеплановые проверки, которые согласовываются с прокуратурой. Но их очень мало. Ну, честно, бизнес расслабился. Это может быть особенностью русской души — я не знаю».
На сегодняшний день у предпринимателей, которые занимаются изготовлением еды, нет обязанности по регистрации. Поэтому Россельхознадзор и выходит с инициативой на законодательном уровне закрепить необходимость регистрации в «Меркурии» и «Цербере». А пока это добровольная процедура.
Шаурма или салат?
Мы спросили у Марины Ковтун, что и где можно есть в общепите и куда бежать в случае подозрений на плохие продукты.
Конечно, на некачественном мясе бактерия вырастет быстрее, чем на листе салата. Но на самом деле все без исключения продукты должны пройти ветсанэкспертизу, начиная от яйца, заканчивая мясом, рыбой, овощами. Если при вас приготовили еду и этот человек работал в перчатках, наверное, можно брать. Но если вы покупаете ту же шаурму в жаркую погоду и она хранится без холодильника…
«Если вам что-то показалось подозрительным, правильнее бежать в Роспотребнадзор. Но оповестить нас параллельно было бы замечательно, — говорит заместитель руководителя Приморского межрегионального управления Россельхознадзора. — Написать письмо на нашу почту, в электронном виде направить. Будем разбираться. Приложить чек. На нашем официальном сайте даже есть форма заявления, если не хотите писать, можно заполнить её и отправить нам».
Оказывается, кафе или ресторан тоже можно проверить, прежде чем в них отправиться. Достаточно зайти на сайт Россельхознадзора и забить название в поисковую строку.
Лучше подстраховаться
Марина Ковтун дала рекомендации, на что в первую очередь обращать внимание, когда вы посещаете места общепита. Причём независимо от того, какого класса заведение и какая там ценовая политика:
«Во-первых, потратьте хотя бы минуточку, загляните в уголок потребителя, хотя бы одним глазом посмотрите, что это за заведение, получило ли оно допуск к виду деятельности. Во-вторых, в заведении должно быть чисто и никаких посторонних запахов. Обратите внимание на персонал, их одежду — чистая она или нет. Официант — первый, кто к нам подходит. Обратите внимание на его внешний вид. Это о многом вам скажет. Конечно, вы не знаете, зарегистрирован ли ресторан в нашей системе: об этом пока каждому уведомление в почтовый ящик не приходит. Но мы, со своей стороны, постараемся максимально качественно и доступным способом давать эту информацию. Подстраховаться можно всегда. Зайти на официальный сайт ведомства, посмотреть: зарегистрировано — не зарегистрировано».
Что думают люди?
Во время эфира с чиновником жители Приморья слали сообщения. Вот одно из них: «Заведения общепита стараюсь обходить стороной, так как соблюдение санитарных норм и хранение продуктов оставляют желать лучшего. Неизвестно, какими руками готовят блюда, неизвестно, действительно ли сотрудники проходили медкомиссию, а не купили её. В общем, полное недоверие к таким заведениям. Лучше — домашняя еда».
P. S.
Кстати, у кафе «М-Бургер» в Дальнереченске ещё есть шанс снова открыться. Предприятие поставлено на контроль и теперь-то уж точно — после проверки всех ведомств — будет вычищено, замыто, зафиксировано и зарегистрировано во всех системах. Кафе получит предписание от Роспотребнадзора, устранит замечания и сможет снова открыться.
«Это очень большая работа, и она, как правило, качественная, — заверила Марина Ковтун. — С точки зрения контрольно-надзорного органа — это точно предприятие, которое на 100 % будет соответствовать всему чек-листу. И предприятие, конечно же, может заново работать. Другой вопрос, пойдут ли туда люди»…