Владивосток

-8°
88.16
92.01
Общество

24 октября 2024, 13:24

«Смайлик» для китайских друзей, или Что остаётся за «скобками»

Автор: Александр Сырцов

В КНР достаточно не побывать несколько лет, чтобы ты открывал эту страну заново

«Смайлик» для китайских друзей, или Что остаётся за «скобками»

Фото: Freepik.com

Книга китаеведа, доцента кафедры востоковедения МГИМО МИД России Ивана Зуенко «Китай в эпоху Си Цзиньпина», так получилось, вышла в год 125-летия Восточного института и очередной круглой даты российско-китайских дипломатических отношений. Впрочем, в эфире радио «Владивосток FM» эксперту задавалось много вопросов, касающихся обычной повседневной жизни китайского общества. Что важно знать?


Досье 

Для начала отметим, что восходящая звезда российской науки о международных отношениях Иван Зуенко родился в 1983 году во Владивостоке. По окончании средней школы № 66 он поступил на факультет китаеведения Восточного института ДВГУ. Через пять лет молодой специалист уже преподавал в Дальневосточном государственном университете, далее работал в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Автор больше 50 научных публикаций. В последние годы живёт и работает в Москве, в МГИМО.

Фото: Максим Кавалеров

— Иван, многие из нас связаны с Китаем разнообразными связями: торговыми, научными, бытовыми. У наших соседей заметно вырос уровень жизни, и чувствуется, что их менталитет поменялся. Это уже не «младшие братья» и не «бедные родственники» с Северо-Востока. Какие они, китайцы сегодняшнего дня, что важно знать о них, начиная, скажем, совместные дела? 

— Абсолютно правильно, менталитет подвижен и вообще — культура, повседневность. И, конечно, тот Китай, который я и мои сверстники, а также товарищи постарше узнали в 90-е годы, это уже даже не уходящая, а ушедшая натура. Очень многие вещи: как китайцы себя ведут, как они мыслят и себя оценивают, сейчас поменялись. Безусловно, китайцы в наши дни гораздо более уверены в себе, лучше знают об окружающем мире, выгодно позиционируют себя в нём.

При этом я бы хотел отметить, что есть две крайности в понимании, восприятии Китая — архаичная и чуть модернизированная, скажем так. Сторонники первой точки зрения говорят, что Китай — это древняя цивилизация, которая мыслит тысячелетиями, веками, и вот достаточно, мол, понять, как всё работало при Конфуции, чтобы знать, как это функционирует сейчас. Может, отчасти и так. Но в целом всё меняется. Видно: современные китайцы по сравнению с 90-ми существенно изменились.

И вторая крайность: вот у них современные телефоны, они ездят на красивых машинах. Дескать, они такие же, как и мы, и люди другой части света… Реальность где-то посередине, и она очень динамична. В КНР достаточно не побывать несколько лет, чтобы ты заново эту страну открывал.

— Наши два государства на политическом уровне демонстрируют партнёрство и дружбу, нас буквально бросили в объятья друг друга. И это кажется искренним. Хотя можно вспомнить очень сложные периоды, включая военные конфликты… Как вы считаете, долго ли такая конфигурация просуществует?

— Период, который мы называем «лучшими отношениями за всю историю», начался не в 22 году, не в 2014-м и не в 2001-м, когда был заключён договор о дружбе и сотрудничестве с Китайской Народной Республикой. Когда я во Владивостоке занимался научными исследованиями, в том числе архивными и полевыми, обнаружил много свидетельств того, что всё идёт с «длинных 80-х». Именно тогда шаг за шагом закладывался фундамент нынешнего взаимодействия — политического, экономического, культурного. Сейчас мы наблюдаем верхушку айсберга, а подготовительная работа проделана в прошлые десятилетия.

При этом хотел бы сказать, что при всех сложностях нашей совместной истории, но друг против друга мы воевали немного — по сравнению с иными государствами. Пожалуй, Россия и Китай — самые миролюбивые соседи. И, как правило, Китай, если территориальные вопросы решены, всегда нацелен на сотрудничество.

— Подчас на бытовом уровне мы не знаем, как вести переписку с друзьями-китайцами, чтобы их не обидеть. К примеру, можно ли вообще ставить «смайлики» где-нибудь в «вичате». Что важно знать о соседях, есть ли список базовых правил?

— Об этом можно говорить часами. Страна большая, все очень разные. Я бы сильно погрешил против истины, сказав, что вот есть три лайфхака, они будут работать сто процентов. Это было бы с моей стороны безответственно. Но однозначно «смайлики» в чатах мало того что можно ставить — нужно! Я регулярно получаю сообщения от маститых профессоров с докторскими степенями, полностью набитые «смайликами». Для Китая это нормальная история, они дружелюбны, открыты. Иконка в виде рук и сердечком? Тоже отличная идея. В ответ они накидают ещё больше. Вот «скобочки», пожалуй, не поймут (улыбается).

— Вы как учёный в своих работах пытаетесь развеять накопившийся портфель мифов и стереотипов о Поднебесной. Давайте возьмём самые простые. «Чуть-чуть плохо — нормально». Так мы говорим о качестве выполняемых работ китайскими товарищами. Но не только об этом.

— Есть стереотип, что китайцы трудолюбивые, но чаще всего его приходится развенчивать. По своему опыту (а я, перед тем как окончательно ушёл в науку и образование, долгое время работал в бизнесе), совершенно точно понимал: здесь нужно контролировать всё от и до, от начала до конца. Делать это очень жёстко и абсолютно не доверять некой «ответственности». Безусловно, когда китайцы работают на себя, они очень трудолюбивы, а если на «дядю» — то уже есть нюансы.

— Кто-то из Поднебесной посоветовал китайскому руководству: сейчас удобный момент забрать те земли, что по разным договорам в XIX веке Российская империя оставила за собой. В Пекине ответили: занимайтесь своими делами. Но многие люди в России до сих пор уверены, что КНР всё же нацелена пересмотреть некоторые моменты по Дальнему Востоку. Следует ли нам опасаться?

— Китайцы — они разные. Есть тайваньские китайцы, гонконгские, зарубежные, они настроены гораздо более решительно. Что касается основной части населения КНР, то какие-нибудь блогеры, маргиналы вполне могут это писать в соцсети, как, впрочем, и обычный обыватель. Когда я работал гидом-переводчиком в Приморье, не было ни одной тургруппы, чтобы кто-нибудь не подошёл и не сказал, что Владивосток вообще-то город нашенский, в смысле китайский.

Конечно, обывательское убеждение есть, но на официальном уровне все вопросы давным-давно решены, в том числе в сфере университетской, исследовательской. Вопрос закрыт.

— Есть такое мнение, что технологии у соседей зашли так далеко, что 12-этажный небоскрёб китайцы могут построить за 48 часов, это правда?

— Нет, конечно. Как раз в моей книжке есть главы по различным аспектам развития современного Китая. И один из самых читаемых очерков, судя по отзывам, посвящён архитектуре. Там масса историй как раз о наполеоновских планах всё построить за месяц и как в итоге ничего не получалось. Чудес не бывает. Как говорят китайцы, что купил за копейку, то и будет, как копейка. Всё, что качественно, делается тяжело и долго.

— А трудно ли адаптироваться к российским реалиям китайским друзьям? Есть такое ощущение, что не сложно: они предприимчивы, часто заключают браки с русскими женщинами и уже порой не уезжают отмечать каникулы на восточный Новый год… 

— И китайцам, и русским, на мой взгляд, относительно легко адаптироваться в Китае и России, поскольку есть некоторые общие черты в менталитете, имеется некое наследие нашего общего постсоциалистического прошлого и что-то нам понятнее, нежели человеку с Запада. При этом и россияне, и китайцы в чужой среде полностью не ассимилируются. Китайцы остаются китайцами. Русские, которые проживают в КНР даже больше 20 лет, всегда живут с ощущением, что они в этой стране временно, что рано или поздно они вернутся. Некоторые исключения составляют члены смешанных семей. Русских девушек, вышедших замуж за китайцев всё же больше, чем китаянок, связавших себя узами брака с русскими парнями. У них другая история. Но в целом вот такая интересная особенность.

— Можно ли экономический опыт Китая перенести на российскую почву?

— Думаю, не реализуемо. У наших стран разные условия для воплощения в жизнь экономического чуда. Но учиться необходимо у всех, в том числе у китайцев. Очень многое можно почерпнуть: как они ведут бизнес, строят управленческие практики в своих компаниях. По мелочам всегда можно что-то присмотреть и внедрить у себя.

— Вы упомянули, что у россиян и китайцев есть общие черты. Какие именно, чем мы с ними похожи? 

— Еда — центральное понятие в китайском сознании. Главные удовольствия в их жизни связаны также с едой, баней, отдыхом на природе. Взять те же шашлычки на зубочистках. Как раз этот весь набор удовольствий близок и русскому характеру. Но и не следует забывать, что Китай — это искусство, культура, замечательное кино, достижения в науке и высоких технологиях.

Фото: уаndex.net; Россиянам следует учитывать, что еда — важная часть китайского миросознания

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM