Владивосток

-6°
91.33
95.66
Общество

21 февраля 2024, 16:56

Станция «Безнадёга». Следующая остановка — «Надежда» 

Автор: Марина Попова

Надеждинский район: а знаешь, всё ещё будет?! 

Станция «Безнадёга». Следующая остановка — «Надежда» 

Фото: Базар-вокзал на центральной площади Вольно-Надеждинского

Как живёт сегодня Приморье, понять довольно сложно. Общая картина, как рукотворное одеяло, ладно скроена из многих лоскутов. Самые крупные — заявления чиновников, и все как один полны позитива. Рядом вьются узоры из побед коммунальщиков, доблестно сражающихся с порывами и прорывами. Хаотично, но в изобилии пришиты куски из кожи чрезвычайных происшествий: ДТП, упыри всех мастей — от вандала до убийцы. На этой лицевой стороне почти не видны включения новостей, созданных самими приморцами, рассказывающими о проблемах своего города, района, села, улицы, дома. 

Но всё-таки они есть, пусть даже в основном с изнанки — в комментариях в местных пабликах.

Здесь будет город заложён

Давайте этими комментариями приподнимем фальшфасад над Надеждинским районом, который сегодня вновь на слуху. В этом году на территории района начнётся строительство города-спутника.

Широкие народные массы порадовали сообщением, что уже сейчас проектируются крупные медицинские центры, две краевые больницы — детская и взрослая, строятся стационар и школа на полторы тысячи мест.

Открывшиеся перспективы вдохновляют, пьянят и будоражат воображение. Ну, наконец-то заживём, продолжим и приумножим нашу славную историю. Думаете, почему в советское время таким процветающим был посёлок Оленевод? Потому что там находился колхоз-миллионер. Разводили оленей, норок, лис. Каждый год консервировали порядка тонны пантов, выделывали 50–70 тысяч норковых шкурок. Зверохозяйство могло позволить себе даже шикарное колесо обозрения поставить для односельчан. Потом колхоз развалился, и посёлок загнулся.

С городом-миллионником будем богатеть всем районом.

ТОР на оба ваших дома 

Город-спутник — это вторая большая надежда Надеждинского района. Первую связывают с территорией опережающего развития «Приморье».

Сегодня в ТОР зарегистрировано 114 резидентов, заявлено о 192 млрд рублей инвестиций и создании 17,5 тысячи рабочих мест. Это про будущее. В экономику края уже вложено 24,6 млрд рублей (примерно десятая часть бюджета края на 2024 год), трудоустроено 2,3 тысячи человек. Это про день сегодняшний.

Это сухая статистика цифр. А вот вам бурные эмоции букв — в народных комментариях про жизнь.

«В голову лезет навязчивый вопрос: это территория опережающего развития? Тогда где продукты производства этой территории? Где обещанные рабочие места для населения Надеждинского района? Достаточно пройтись по промтоварным магазинам, чтобы по качеству товара сделать неутешительные выводы: у населения нет денег, нет работы, чтобы можно было покупать что-то более качественное и дорогое».

«Беда с объектами образования. Образовательные учреждения переполнены не меньше, чем в Снеговой Пади Владивостока. Современную больницу или поликлинику никто не построил. В Вольно-Надеждинском нет даже травмпункта, ближайший — в Артёме».

«Жители западных регионов, наверное, думают, что ТОР — это круто, что живём мы богато и комфортно, что у нас чистота и порядок, ведь у нас территория опережающего развития. Только они не знают, что эту ТОР заливает нечистотами. Существующие сети изношены, новые не строят».

Без канализации нет цивилизации

«Ядовитый цвет, тошнотворный запах, раздирающий лёгкие, — это текут в Амурский залив сточные воды с ТОР “Приморье». Об этом рассказал в Telegram-канале Navigator DV Олег Зинкевич, депутат муниципального комитета Надеждинского сельского поселения.

Видео-свидетельство кошмара заставило чиновников подхватиться. В зону бедствия прибыли представители администрации Надеждинского района и краевого министерства лесного хозяйства и охраны окружающей среды. Факты подтвердились. Причастные к несанкционированному сбросу канализационных вод устанавливаются. Если найдут, привлекут к ответственности.

Увы, вряд ли это случится в ближайшее время. Надеждинцев травят фактически безнаказанно уже давно. Читаем комментарии.

Какашка ты селёдочная! 

В 2023-м, жаловались надеждинцы, канализационные стоки одного из жилых комплексов несколько месяцев текли прямо в Амурский залив, минуя канализационную насосную станцию и отравляя зловонием жителей округа. Расследование не проведено до сих пор. Администрация поселения ответила, что основания для возбуждения дела об административном правонарушении отсутствуют.

«Такая же ситуация с предприятием ТОР "Русский минтай". Летом в определённые периоды стойкий запах рыбной требухи разносится в радиусе нескольких километров. В Прохладном он ощущается очень хорошо».

«Сегодня девочка из Тавричанки обозвала мальчика “какашечной селёдкой”. И ведь точно: у нас какашечная вся рыба в Амурском заливе, от Тавричанки до Русского. Столько всего смывается во время дождей, да ещё из-за отсутствия централизованного водоотведения и очистки сточных вод во всём районе».

Следующая станция — «Базар вокзал»

Театр начинается с вешалки, а город или райцентр — с вокзала, который считается визитной карточкой территории. Железнодорожный, он же автовокзал Вольно-Надеждинского, так себе визитка.

Я проехала по центральным улицам села. Общее впечатление — очень даже неплохо. Дороги в приличном состоянии, мусор вывозится, фекальных вод в придомовых канавах не видно, дома местами ободранные, но они и во Владивостоке не лучше. Судя по многочисленным добротным частным владениям, люди здесь живут не бедные. Но это не точно: центр — ещё не всё село и не весь район.

Самое неприглядное зрелище — это, конечно, привокзальная площадь. На лицо района без боли не взглянешь. Грязное месиво вместо дороги, щербатые останки асфальта, убогие ларьки. И снова комментарии.

«Очень давно не был в Надеждинском и вот приехал. Первое впечатление — полная деградация населённого пункта. Всё смотрится удручающе. До здания администрации района каких-то 200 метров, и сейчас это откровенная помойка с искорёженным асфальтом, жуткими кюветами и горами окурков. Остановок общественного транспорта, по сути, нет. Вместо лавочек бетонные блоки, укрыться от дождя негде. Уличного освещения нет вообще. Подсветка естественная — фары автобусов».

«Убрали даже примитивную лавку с навесом. Люди зимой стоят на ветру, на морозе, летом под палящим солнцем. До жителей, которые каждый день ездят на работу, в школу, никому дела нет».

По райончику форсю на «чёрном китайце»

Пока жители шлют сигналы бедствия, чиновники Надеждинского сельского поселения покупают для нужд администрации шикарный джип. Говорят, поначалу речь шла об УАЗе «Патриот» за 1 млн 400 тысяч рублей, но одним движением отечественный автомобиль превратился в китайский Haval, на который ухнули 2 млн 469 тысяч рублей из местного бюджета.

«Китаец» сейчас под главой поселения. Между прочим, название кроссовера происходит от английского I have all, в переводе — «у меня всё есть». Интересно, это как-то связано с образом начальника поселения г-на Столярова, или просто так получилось?

В прошлом году в районе была такая же история. Глава бедного Тавричанского сельского поселения обзавёлся дорогим красавцем Ford Explorer, не пожалев на него 2,1 млн рублей. Прокуратура признала сделку недействительной, потребовала вернуть «американца» продавцу, а деньги — в бюджет. Про «китайца» пока ни слова. Зато люди говорят: «Почему наш глава покупает джип якобы на нужды посёлка, когда у нас проблемы с водой, трубами, весь посёлок перекопан, отовсюду течёт? Докатились, что вообще без воды сидим. Горячей и в помине не было».

«Как допустили растранжиривание бюджета на столь дорогое авто? Вы забыли, что сейчас тяжёлое время для нашей страны? Ограниченный бюджет требует самого рачительного распределения, за каждый рубль нужно нести ответственность, или вы думаете иначе?»

Надежда есть!

Читать комментарии очень тяжело, но самым страшным стало откровение женщины, которая торгует на местном «базар вокзале». «Я всю жизнь живу в Надеждинском, мне 46 лет, и все мои ровесники, все — мужчины и женщины, соседи, одноклассники, знакомые — уже умерли или спились. Ни одного не осталось, понимаете?!»

«Никаких надежд, да?» — спросила я главу Надеждинского района. — «Надежда есть всегда», — сказал Максим Якимов и много чем хорошим поделился, что есть в районе, что люди увидят уже завтра и что в ближайшей перспективе. Про 3,9 млрд рублей из федерального бюджета на реконструкцию электросетей, про новую школу, рядом с которой удалось отстоять лесопарковую зону, про 42 квартиры, переданные детям-сиротам, про новые возможности, которые открывает город-спутник. Впрочем, вопрос о будущей принадлежности Спутника остаётся открытым: Владивосток хочет сделать его шестым районом, присоединив к себе Де-Фриз и другие «стратегические» территории, включая кусок Вольно-Надеждинского…

Чиновник Якимов на посту меньше года, и всё это время пытается, как он говорит, распутать громадный узел проблем, доставшихся в наследство после многих предшественников.

— Нет никакой безнадёги! Просто в одночасье всё не решить. А ещё очень трудно без поддержки жителей. Пусть приходят, будем вместе решать проблемы. Все знают: я местный, я за район, так и напишите.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM