Владивосток

-4°
78.22
90.81
История

30 ноября 2025, 10:59

Те, кто приняли смертный бой…

Авторы: Наталья Островская, Наталья ОСТРОВСКАЯ

И те, кто не дал им остаться землёй, травой. Слово энтузиастам из арсеньевского отряда «Поиск»

Те, кто приняли смертный бой…

Марина Якимова, бывший школьный учитель истории, а с 2014-го и поныне  бессменный командир отряда «Поиск» из Арсеньева, уже одиннадцать лет на войне. Великая Отечественная  большая. Огромная, священная, ужасная, необъятная, война сошлась для неё и её ребят-поисковиков на битве под Сталинградом, смертельных боях одного из эпохальных сражений Второй мировой лета 1942-го  зимы 1943-го. 

Сюда, на Волгоградскую землю, что ни год, Якимова и её отряд (в составе — бывшие её ученики, школьники, студенты и не только) летят через всю страну на очередную Вахту. Этим рабочим словом они, как принято у российских поисковиков, называют трудную и опасную, порой не обойтись без сапёров, полевую работу в местах бывших боёв. Раскопки, поднятие найденных предметов и останков погибших бойцов, их идентификация (если это, конечно, возможно) и перезахоронение — особый траурный ритуал со всеми почестями, речами, воинским караулом, артиллерийскими залпами… В память о тех, кто погиб, защищая Родину, и наконец похоронен, как должно.

Раскопки-2022. Поисковики обнаружили останки трёх связистов

В Сталинградской битве сражалась с врагом вся страна. Свой смертный бой приняли и тысячи наших земляков-приморцев — молодых необстрелянных ребят из Владивостокского и Шкотовского пехотных училищ, военнослужащих, добровольцев. Всего на фронт под Сталинград с Дальнего Востока было отправлено восемь стрелковых дивизий, половина из них — наши, приморские: 126-я и 98-я из сёл Пуциловка и Хороль, 208-я из Славянки, 87-я из Спасска.

По неполным данным, 3 562 бойца-красноармейца из Приморья считаются погибшими и пропавшими без вести под Сталинградом. И в соответствии с подтверждающими документами составляют список безвозвратных потерь — один из несметного числа мартирологов Великой Отечественной. Но список этот далеко не окончательный. Так, только 208-я стрелковая, проехав в июле 1942-го эшелонами от Владивостока до Сталинграда, чуть ли не вся подчистую была уничтожена вражеским артналётом уже при разгрузке на железнодорожной станции Котельниково. Из окружения удалось выбраться всего одной тысяче бойцов. Они воевали несколько недель. Кто не смог вырваться из окружения, геройски погиб. Марина Якимова и её поисковики говорят, что 208-я — это дивизия безымянных героев, и не прекращают работу по восстановлению её боевого пути и поиску павших.

Работа отряда «Поиск» на высоте 154.2., 2020 год

Если делать, что дОлжно, то будет то, что непременно должнО случиться. Нескончаемый поиск привёл арсеньевский отряд на станцию Чилеково Городищенского района, к скромному обелиску и братской могиле, где нашли свой покой 23 бойца 208-й и их комдив полковник Константин Воскобойников.

— Это был 2020-й, — рассказывает Марина Николаевна. — Подходим, а сопровождавший нас поисковик из Волгограда, взглянув на единственное фото на памятнике, и говорит: «Ну, наконец-то, Константин, ты дождался своих приморцев. Вот они перед тобой, такие молодые, с их командиром». Мы не знали, как сдержать слёзы. Преклонили колени, возложили цветы. И с тех пор, прилетая на Вахту, всегда приезжаем сюда.

Каждый год в ноябре российские поисковики, входящие в обширные ряды поискового движения России (по информации с официального сайта, всего в стране порядка 45 тысяч поисковиков, объединённых в 1 500 отрядов в 84 субъектах РФ), отчитываются о работе за год. Где побывали, что нашли, с кем повстречались, по каким направлениям пойдёт дальнейший поиск.

Отчитываются и арсеньевцы. Это необходимое мероприятие. Отряд жив, активен, трудоспособен и мобилен благодаря не только энтузиазму его руководителя, но и помощи извне: Арсеньевского городского совета ветеранов (председатель — О. Н. Волошенко), Фонда президентских грантов и гранта губернатора Приморского края.

Порядка полутора миллионов рублей в год авансом — на поездки, экспедиции, командировки, работу в архивах, военкоматах, поиск родственников, выпуск видеороликов, печатной продукции, организацию передвижной выставки, где каждый предмет со Сталинградских высот найден и извлечён тобой и твоими товарищами: от хрупкой, насквозь проржавевшей колючей проволоки с территорий, где находились концлагеря советских военнопленных, от пуговки с гимнастёрки, солдатской ложки, зажигалки — до гильз и сапёрных лопаток, которыми защитники Сталинграда вгрызались в землю, роя окопы рубежа, от которого по сталинскому Приказу № 227 нельзя было сделать ни шагу назад…

Впрочем, «аванс», «отчёт», «мероприятие» — безликие слова — никак не вяжутся с тем, о чём рассказывают и что показывают Марина Якимова и её отрядовцы.

«Никто не забыт, ничто не забыто». Потускневшая от частого потребления фраза «работает» лишь в том случае, если есть те, кто не только много говорит, бодро шагает, вещает с трибун и бьёт в барабаны. Никто не забыт, когда есть те, кто делает общее для страны необходимое Дело. И твёрдо знает: пока не похоронен последний павший солдат, война не окончена, вина не отступит. Наверное, неслучайно рифмуются «война» и «вина». Наша общая вина перед теми, кто до сих пор не вернулся с фронтов Великой Отечественной…

Вот они в рамочках и под стеклом, бойцы, считавшиеся пропавшими без вести, а на самом деле герои, погибшие на подступах к Сталинграду, но сдержавшие натиск «непобедимой» армии Паулюса и танков Гота и пролежавшие в земле здешних высоток, оврагов и полей с августа 1942-го:

Иванов Николай Николаевич (призыв 03.1942, Первореченский РВК, г. Владивосток, 87 сд, считался пропавшим без вести с 08.1942, похоронен 23.08.2020 на Россошинском военно-мемориальном кладбище, Городищенский район, Волгоградская область; родственники найдены);

Коваль Никифор Иванович (призыв — Хорольский РВК, красноармеец, стрелок; обнаружен 07.2020 на высоте 137.2 (медальон), похоронен на РВМК);

Филишов Иван Мамонтович, Базалеев Василий Фёдорович, Поярков Степан Куприянович… 

Гемулин Пётр Васильевич. Останки этого солдата, красноармейца 87-й приморской стрелковой дивизии, отряд «Поиск» обнаружил в 2022-м близ деревеньки Бородино, «тёзки» знаменитого Бородино. Быть этому бойцу безымянным, как и многим, если б не… ложка, где 22-летний Петя, видимо, ещё по пути на фронт накорябал чем-то острым свою фамилию — она же, эта фамилия, была обнаружена отрядом «Поиск» при работе в архиве и в списках личного состава части.

Афонин Пётр Сидорович. Красноармеец Афонин тоже пошёл на войну в составе 87-й стрелковой дивизии, 1382-го полка. И тоже считался пропавшим без вести. И вот 83 года спустя, летом 2025-го, его нашли среди таких же, как он, неизвестных героев и подняли из массового захоронения 1942-го у хутора Донской, близ села Паньшино Городищенского района Волгоградской области.

Полгода назад здесь несли свою Вахту поисковики из Ханты-Мансийска. Им повезло: они обнаружили посмертный солдатский медальон с бумажным вкладышем. Полуистлевшую записку отправили в Москву, в специальную лабораторию «Солдатский медальон», где и было прочитано, что писал её боец Пётр Афонин, призывник из села Духовское Спасского района Приморья.

Это был тот счастливый случай, когда нашлись и родственники солдата. Они живут во Владивостоке и пришли во Дворец детского творчества на встречу с отрядом «Поиск».

Правнучка красноармейца Ирина Казмерчук и её близкие получили из рук Марины Николаевны тот самый медальон, клочок ветхой записки в рамочке под стеклом и сталинградскую землю с места последнего боя рядового Афонина. Семья многие годы пыталась искать своего героя… И вот — чудо! Ирина, справляясь с волнением, глотая слёзы, так и сказала: «Чудо! Прадед вернулся с войны».

Родным рядового Афонина теперь есть что свято беречь, есть что оставить в наследство детям и внукам. Теперь им есть куда отправиться, чтоб почтить память родного человека, теперь уже известного солдата, склонить головы, положить на его могилу цветы.

Марина Якимова на Россошинском военно-мемориальном кладбище

— Вместе с другими защитниками Сталинграда Пётр Сидорович Афонин был торжественно перезахоронен 23 августа 2025 года на Россошинском военно-мемориальном кладбище, — рассказала Марина Якимова. — Оно огромное — в братских и индивидуальных могилах здесь покоятся более 28 тысяч защитников Сталинграда. Мемориал ширится. Только за Вахту-2025 из сталинградской земли поисковиками России были подняты и перезахоронены 1 267 бойцов Красной армии.

Марина Николаевна и главные её помощники — бывший ученик, ныне студент Эдуард Никитин, школьницы Анастасия Фитисова и Полина Романенко — вряд ли задаются вопросом, сколько ещё «копать», прежде чем найдёт свой покой последний неизвестный солдат. Работы — на всю оставшуюся жизнь. За шесть лет арсеньевский «Поиск» на местах боёв под Сталинградом, в полях, оврагах, траншеях, блиндажах, ячейках, из заброшенных и всеми забытых массовых захоронений военных лет обнаружил, поднял и перезахоронил 87 солдат и командиров Красной армии. Лишь трое были найдены с медальонами, ещё трое — с именной ложкой, крестиком и гвардейским значком.

Марина Николаевна признаётся, что они становятся поисковикам родными: «Мы сами их подняли, сами укладывали останки в гробы, сами несли, могилы копали и сами хоронили. И приезжая каждый год, бежим к своим, стараемся подправить холмики, каски подкрасить… А в этом году глядим: всем нашим приморцам уже установлены памятники с надгробиями».

Смотрю на девочек, Настю и Полину... Вахта приходится обычно на август. Копать историю Сталинградской битвы и находить её героев приходится в чистом поле при пятидесятиградусной жаре... Как они, тоненькие, молоденькие, косички вразлёт, превозмогают эти, далеко не только физические, тяготы, несут, нет, не Крест, но — Миссию? И почему-то, когда они произносят это громкое слово, не слышно ни фальши, ни ложного пафоса.

Для кого-то открытие, а для них те далёкие героические и страшные бои расписаны посюжетно, как учебники по параграфам. И эти «уроки» девочки знают на пять. К примеру: в августе 1942-го тоже было очень жарко, тоже до плюс пятидесяти, и намертво ссохшаяся земля окопов помогла выстоять взводу разведчиков 1379-го стрелкового полка 87-й дивизии на Россошинском рубеже.

Их было тридцать три бойца, командир — наш земляк, приморец, младший лейтенант Георгий Стрелков. Занятую ими высотку, окопы и их самих должны были стереть в пыль десятки фашистских танков и вражеский батальон пехоты. Но каменные от августовского пекла окопы держались. Выстояли и приморцы. Заставив противника отступить, уничтожили 27 танков и полторы сотни немецких солдат. И что совсем невероятно и похоже на чудо, все тридцать три остались в живых! Как считают некоторые историки, именно поэтому никому из них не дали Героя Советского Союза, ограничившись орденами и медалями. Вот если б погибли…

Это потом молва солдатская, народная дала им, тридцати трём приморским богатырям, куда более высокое звание — сталинградских героев-панфиловцев. И, наверное, о каждом из них можно было бы сложить отдельный рассказ, поставить фильм — судьбы-то какие!, назвать их именами улицы… Но мы ленивы и нелюбопытны. И если б не такие, как Марина Якимова и её ребята-поисковики…

Пролетит месяц за месяцем, и в августе следующего года «Поиск» вновь отправится в путь. Тут надо отвлечься от героики и сказать: новая поездка станет возможной лишь в том случае, если арсеньевцы и их руководитель победят в конкурсе на губернаторский грант. Оказывается, подача заявки и участие в конкурсе — процедура ежегодная и обязательная для всех без разбору, в том числе и для поисковиков. Получается, можно и не выиграть?

Марина Николаевна разводит руками. Нет, никак нельзя не выиграть. На станции Чилеково их ждёт комдив Воскобойников, в посёлке Привольный — комдив Сорокин. А братские могилы, где лежат наши родные, приморские, погибшие за Родину парни — в Верхнекумском, в Котлубани, Грачах, Вертячем, Паньшине, Ивановке, на Россошинском мемориальном… В уходящем году «Поиск» провёл сверку фамилий на памятниках и обелисках — в 2026-м планирует продолжить кропотливую эту работу.

Посмотришь на карту воинских захоронений на сайте «Память народа» — Волгоградская область, Курская, Ленинградская, Московская, и так от Бреста и до Урала. Тысячи тысяч указателей-крестиков сливаются в красные капли, капли — в озёра, озёра — в моря. Карта будто бы кровоточит, делает больно, просит: «Помните, не забывайте!..»

Не выиграть конкурс на грант никак нельзя, потому что в следующем августе будет Вахта-2026 и будет новый поиск, в продолжение ведущегося. К отряду присоединятся новые ребята — Марина Якимова очень на это надеется. Полетят с ними в Волгоград и родственники погибшего в жестоком бою под Верхнекумском бойца 87-й стрелковой дивизии сержанта Карпеньчука Н. И. Арсеньевцы вели долгий архивный поиск и добились увековечивания этой фамилии на одной из плит мемориала «Стальное пламя», что в Октябрьском районе Волгоградской области.

— А потом, — говорит Марина Николаевна, — надо будет и на родине увековечить, на обелиске. Он же, Николай Иванович Карпеньчук, призывался со Спасского района.

— Внимание на экран! — ведёт от эпизода к эпизоду притихший зал одиннадцатиклассница Настя Фитисова. — Продолжаем поиск родственников нашего земляка старшего сержанта Малоивана Филиппа Кондратьевича, 1905 года рождения, станция Угловая, призван Ленинским РВК, пропал без вести в сентябре 1942-го. Справка: весной 2025-го на территории Городищенского района в массовом захоронении поисковым отрядом «Выстрел» (г. Чистополь, Республика Татарстан) были обнаружены его останки и медальон. По записке установлены фамилия, имя, отчество. Останки пока не захоронены. Предстоит экспертиза ДНК.

Ищут арсеньевцы и родственников бойца старшины 315-й стрелковой — сибирской — дивизии Егора Егоровича Зайцева, призыв 1941-го, Будённовский РВК (ныне Партизанский район). Останки красноармейца, защитника Сталинграда, найденные в 2022-м на территории Городищенского района, были идентифицированы. Перезахоронение состоялось в том же 2022-м. С тех пор идёт поиск родственников для передачи медальона, сведений о боевом пути, месте гибели и перезахоронения бойца.

Случай красноармейца Павла Арнаутского другой. Его родственники известны, одна из них — Ольга Григорьевна, внучатая племянница, вот она, в зале. А сам боец — комсомолец, призванный Фрунзенским РВК, миномётчик-наводчик 3-го батальона 1379-го полка 87-й стрелковой дивизии — остался лишь в архивных документах. По ответу ЦАМО (Центрального архива Минобороны), «красноармеец Арнаутский П. Т. среди погибших и пропавших без вести не числится». А воевал Павел достойно! Есть наградной лист, где говорится, что в бою под Ивановкой он уничтожил вражеский пулемёт и сто солдат противника. Однако награда — медаль «За отвагу» — не была ему вручена. Что случилось с бойцом? Погиб и не найден? Был ранен, попал в плен?.. Отряд «Поиск» и родные ищут ответ. И верят, что найдут.

Даже если что-то пойдёт не так, даже если кому-то покажется, что в конкурсе на губернаторский грант должен победить кто-то другой… Отряд из Арсеньева будет продолжать свою бессменную Вахту. Сделано, пройдено, найдено, накоплено столько, что решение искать, найти и не сдаваться, принятое школьным учителем Мариной Николаевной Якимовой одиннадцать лет назад, действует с тех пор и поныне. Бессрочно. Вне конкурса.

Фото автора и отряда «Поиск»

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM