17 января 2025, 12:00
В очкурах совсем не ах
Прогулка по развалинам Владивостока

Мой коллега, редактор ДВВ Александр Сырцов написал потрясающую книгу «В очкур-Ах!», которая тут же стала бестселлером, разлетелась по Владивостоку и владивостокцам. Эта книга про другую сторону нашего любимого города. Не парадную, а ту, где и сейчас живёт большинство из нас. Центр, он маленький, окраины большие.
Площади Баляева требуется скорая помощь. Красивая стела «Владивосток» уже исчезла
Вот по этим окраинам довелось пройтись в праздничные выходные. Но если книга вся — любовь, красота, романтика, ностальгия, то в моих коротких прогулках одна сплошная боль. Особенно сильная, потому что Владивосток дорог, как близкий человек, и невозможно видеть, в каком сегодня упадке пребывает этот наш город-человек.
Идти, ехать, молиться
Первый объект — Баляевский мост. Вверх от Дальрыбвтуза, переход на остановку автобуса «Баляева». Идти по мосту — реально страшно. Если дорога для машин, хоть и неровная, но без ям, то пешеходная тропа вся в жутких трещинах. Ощущение, что не сегодня-завтра разломится — или там, или здесь, или чуть дальше. Я даже не рискнула идти по центру, а держалась ближе к дороге, где не было ни дыр, ни трещин. Вдруг что, можно будет устоять на ногах, сгруппироваться и завалиться за бортик, и чтобы чудом не под машины. Зря, что ли, 20 лет в тренажёрке занимаюсь, устою, успокаивала себя я, торопясь покинуть опасное местечко.
На другой стороне моста тоже нехорошо и страшно. Представьте, там даже нет ограждения, и автомобили проносятся бок о бок с пешеходами.
Мы все боимся Рудневского моста, который давно уже на ладан дышит. Проезжая по нему, наверное, неверующие водители, и те кому-то молятся, чтобы сооружение выстояло и в этот раз. Оказывается, молиться впору и на Баляевском мосту. Когда-то его построил мэр Виктор Черепков, но годы идут, а ни одного капремонта больше не проводилось. Да и схему движения пора бы обновить лет 10 назад.
Кстати, под мостом исчезла стела из букв — «Владивосток». Возможно, она отправилась туда же, куда и кованый забор Покровского парка, и копыловские кадки, и часы — подарок городу от ДВМП.
По неведомой дорожке
Объект — дорожка. Точнее, то, что от неё осталось. Это путь от автобусной остановки, мимо домов — к бывшему общественному кинотеатру «Варяг», а ныне частному спортклубу, к третьей поликлинике.
Когда-то я часто ходила этой дорожкой, причём на очень высоких каблуках. Сегодня пройти здесь на каблуках — искусство выживания. В некоторых местах асфальта вообще нет, колдобины, грязь, лёд.
Вот никогда бы не выбрала здешний спортклуб. Даже на машине подъехать проблема, и всё вокруг древнее, унылое, зачуханное.
Убогие лестницы у «Варяга»
Ещё один страх божий на этом отрезке Луговой — парочка детских площадок. Облезлые страшные горки, убогие лавки. Кстати, на другой стороне улицы, на Адмирала Юмашева, такие же уродцы-площадки.
Щербатая, истлевшая лестница — спуск к «большой дороге», огромный провал, словно портал в ад. Остатки петард, брошенные любителями салютов. Можно их осудить, конечно. Но не очень уж они виноватые. Если кругом грязь и свинство, если человек в этом растёт и живёт, то он, не задумываясь, добавляет свинства в окружающую среду. С хорошим воспитанием у нас, увы, проблемы.
Облезлые страшные горки, убогие лавки
Два мира и одна улица
Наверное, есть дома ещё страшнее, чем на улице Ильичёва, но я их не видела. А мимо этих домов я периодически хожу лет 15, и с каждым годом они всё ужаснее и ужаснее. Интересно, местные жители платят за капремонт? В каком году подойдёт очередь — в 2040-м, 50-м?
Вид не для «столицы столиц», конечно. А ведь можно было бы и эти страшилы сделать «конфеткой». Вон как приукрасилась обосновавшаяся здесь недавно клиника. Теперь с одной стороны свет и красота, с другой — мрак и облезлые стены. Прямо как в далёкие времена, когда нам по телевизору показывали «два мира, два образа жизни» — плохой капиталистический и хороший советский.
Обшарпанный дом на улице Ильичёва
Из хорошего советского во Владивостоке уже мало что осталось. Практически ничего. Разве что дома стоят себе и стоят — бараки, «сталинки», хрущёвки, «панельки»... Новых дорог, не считая «черепковских», как не было, так и нет. Старые — в ямах, рытвинах, ухабах. Коммунальная инфраструктура, созданная в эпоху настоящих комммунистов, угроблена на 80 процентов.
И только, знай, всё лепят и лепят «человейники». Капитал здесь правит бал, и музыка этих балов, похоже, никогда не закончится.
Такая вот грустная прогулка получилась.