Владивосток

-8°
96.78
100.49
Общество

08 февраля 2025, 07:25

«Я с радостью тону в плену ваших объятий»

Автор: Марина Попова

Как прожить счастливые 90 лет — секреты долголетия от жительницы Владивостока Светланы Лукьяновой

«Я с радостью тону в плену ваших объятий»

О Светлане Григорьевне Лукьяновой мне с восторгом рассказали коллеги. Есть, говорят, у нас в городе одна удивительная женщина. Недавно ей исполнилось 90, и в этом почтенном возрасте человек сохранил ясность ума, хорошую память и, самое главное, интерес к жизни. Она очень творческая натура — поёт, пишет стихи. А ещё занимается цигун, обожает оперу и балет, продвигает важный общественный проект. А ещё, а ещё... Тут я поняла, нужно срочно бежать знакомиться. 

Собралась заглянуть на часок, а проговорили все три. И то я буквально силой заставила себя сказать Светлане Григорьевне «до свидания»: настолько интересным собеседником она оказалась, так много необыкновенного было в её жизни, что хватило бы на несколько газетных материалов, и даже на книгу, в которой через судьбу этой женщины можно изучать историю страны за последнюю сотню лет, в разных столетиях и эпохах. Военное детство, послевоенное лихолетье, расцвет СССР в 50–60-е годы, тяжёлые 90-е, и новый век в России, со всеми его парадоксами, успехами и кризисами, — такая большая получилась жизнь у Светланы Григорьевны.

Сейчас она живёт одна. Дети, внуки, правнуки — все давно самостоятельные. В трёхкомнатной квартире тепло, уютно, чисто. Порядок, практически идеальный, наводит сама хозяйка. И сама хозяйка в полном порядке. Ни за что не скажешь, что эта стройная, симпатичная, улыбающаяся женщина родилась в прошлом веке и три недели назад отметила 90-летие.

С мужем Фёдором Григорьевичем поженились, когда он вернулся в родной Николаев после службы на Северном флоте. Прожили вместе полвека. Отметили золотую свадьбу, а через два года мужа не стало 

Очищай, сжигай, строй

Разговор наш начался с таблеточки. Мне пришлось принять противоаллергический препарат, а Светлана Григорьевна сказала, что от аллергии очень хорош хлорофилл.

— Это уникальное вещество. Природный детокс, помогает при воспалительных процессах, чистит организм, а при моих болячках это особенно важно. Хлорофилл пропиваю постоянно.

«Очищай, сжигай, строй» — это моя философия здоровья, которой я следую больше тридцати лет. Хочешь быть здоров — начни с чистки кишечника, здесь 70 % нашего иммунитета.

“Секретный” рецепт, как чистить весь организм, я когда-то нашла у японских долгожителей. Это очень просто. Стакан перекиси, столовая ложка имбиря, горячая вода. Сделать ванночку для ног, залить по щиколотку, релакс на полчаса. Курс — месяц, два раза в год.

Просто нужно знать, подходит или нет это средство. Меня научили это определять. Есть такая иммунная точечка, прикладываешь к ней утром натощак, пока организм ничем не загрязнён, и смотришь свою реакцию. Сейчас я вам покажу.

Светлана Григорьевна легко поднимается, идёт в соседнюю комнату, худенькая, стройная, с прямой спиной, приносит какую-то коробочку, прикладывает к этой иммунной точечке, становится ровненько, замирает и вдруг... резко валится спиной на диван.

Я теряю речь, застываю на стуле, успеваю подумать, какой ужас, вскакиваю, но она с лёгкостью поднимается сама. Улыбается: «Да не пугайтесь вы так! Это уже проверено многолетним опытом. Мозг даёт сигнал, какой-то знак появляется в голове, и ты понимаешь, в какую сторону прямо сейчас упадёшь. Если падаешь назад, значит, это твой препарат! Если нет, будет тянуть вперёд».

Повторить я не решилась. Было не утро, и я совсем не рисковая. Это надо быть Светланой Григорьевной, чтобы практиковать такие эксперименты. Вообще она очень решительная. За что берётся, всё удаётся, хотя с виду хрупкая, маленькая. Поколение такое — легендарное, мощное. Суть одной стихотворной строчкой — «гвозди бы делать из этих людей».

Начать с главного 

Светлана Григорьевна окончила ДВПИ, инженер-электрик. В 1958-м после окончания института по распределению поехала в Николаевск-на-Амуре. Вчерашняя студентка, первое место работы — и сразу главный энергетик завода.

Владивостокский инструментальный завод. Первая половина 70-х. Светлана Григорьевна тепло вспоминает коллектив предприятия 

— Это тогда норма была, что выпускник вуза мог начать трудовую биографию с такой высокой должности? 

— У всех по-разному складывалось. Но у меня была личная норма — сразу после института начать свою самостоятельную жизнь. Поэтому я не пошла на кафедру физкультуры, где мне, без пяти минут мастеру спорта, предложили остаться. Сказала, что физкультурой и так смогу заниматься, а работать хочу по специальности.

Конечно, немного страшновато было, но я знала, что справлюсь. Наш преподаватель сказал нам очень простую и очень мудрую вещь: «Вы приедете на работу, и, может быть, вы будете единственный специалист с высшим образованием на всю округу. Спросить не у кого, а вы не можете и не обязаны знать всё: даже многоопытным профессионалам порой приходится учиться. Помогут только книги. Запасайтесь технической литературой и смело в путь!»

Я воспользовалась советом, весь день перед отъездом пробегала по магазинам, чтобы собрать нужные книги. Конечно, не чемодан их везла, но штук пять-шесть точно. Они мне сразу пригодились.

«Сделать абы как, мы и сами знаем, — сказал мой новый начальник и дал первое задание: — Мне нужно, чтобы сделали всё, как полагается. Прошу вас к завтрашнему дню подготовить рекомендации, как нам при температуре 40 градусов мороза проложить высоковольтный кабель, как его подготовить, что с ним делать».

Я прибежала домой, кинулась листать справочники, нашла, что мне нужно. Всё расписала, даже чертёжик приложила. Утром — к начальнику. Тот посмотрел, улыбнулся: «Очень хорошо, Светлана Григорьевна!»

Меня там все только по имени-отчеству звали, и рабочие, и руководство. Папе рассказала об этом, он порадовался: «Значит, сильно уважают тебя, дочка».

В Николаевске она проработала два года и вернулась во Владивосток. Причина горестная — уходила из жизни любимая мамочка.

Устроилась конструктором на Владивостокский инструментальный завод, которого сегодня уже нет, а тогда он только начинал строиться. Светлана мечтала быть начальником лаборатории КИПиА, и эта мечта сбылась здесь, на заводе. И сейчас тепло вспоминает коллектив и лабораторию, работать в которой было не только интересно, но и комфортно. «Мы там очень красиво всё сделали: покрасили, цветы развели, аквариум с рыбками поставили», — рассказывает Светлана Григорьевна.

Потом был проектный институт «Союзпроектверфь», управление материально-технического снабжения Дальневосточного района, где она 10 лет работала начальником технического отдела в статусе главного энергетика. Ещё 10 лет трудилась в «Приморскдальснабе».

Без сельдерея никуда 

— Светлана Григорьевна, поделитесь, пожалуйста, полезными привычками долгожителя. Что вы едите?

— Утро начинается со студня. Покупаю восемь куриных ножек, добавляю литр воды, варю 2–2,5 часа. Застывает без всякого желатина. Мне этого студня на три дня хватает. Я называю его «мой утренний коллаген».

После коллагена каша. Тыквенная с пшеном, ячневая, овсяная. Тыквенную тоже готовлю с запасом. Дня четыре в холодильнике стоит.

— За продуктами сами ходите?

— Да, хотя тяжёлая это работа — закупать продукты. Сын заезжает, привозит. Когда тыква нужна, мне без его помощи не обойтись.

— Что вы категорически не едите, считаете не полезной пищей?

— Водку!

— Но это же не еда!

— Пусть это не пищевой продукт, но, к сожалению, для многих людей водка стала хлебом насущным. Я убеждена, что водка и вообще алкоголь — самый главный вред для человека.

Ещё я никогда не любила колбасу. Копчёное, острое, солёное — не моё.

Зато я пристрастилась к сельдерею. Кедровые орешки люблю, кефирчик. А вот от картошки и хлеба отказалась. Я на этих продуктах выросла и потом всю жизнь ела их, как слон. Потом оказалось, что именно поэтому у меня стала резко повышаться концентрация глюкозы в крови…

Хорошо там, где есть интерес 

— Ваша дочь живёт в Австралии. Никогда не хотели перебраться к ней? За границей ведь больше условий для счастливой старости.

— Я много раз была у дочери. Сейчас возраст не позволяет. Последний раз шесть лет назад, когда внучка замуж выходила. Шикарная была свадьба. Всё красиво.

Мне нравилось бывать у них. Я люблю детей, они любят меня. Я там занималась внуками, готовила для них. Они приходили после тренировок разгорячённые, в спортивной одежде. Я с вечера запускала стиральную машину, чтобы встать в пять утра, на восходе солнца, развесить эту одежду, радуясь новому дню.

Мне интересно с ними, мне хорошо в их комфортном австралийском доме. Но всегда жить там мне не нравится. Чем заниматься, кроме семьи?

Здесь, во Владивостоке, у меня свой интерес. С 2018 года я практикую цигун. Тогда это движение только зародилось у нас, а я как раз отвратительно себя чувствовала, дали себя знать давние травмы — перелом плеча, перелом колена, и вообще вся я развалилась. Пошла к доктору, а он мне: «Вы в хорошей форме, и вы не бабушка, вы женщина! Идите в цигун, и всё будет в порядке». И я пошла.

— У вас есть любимое упражнение в цигун?

— «Золотой петух стоит на одной ноге»! Это универсальное упражнение, которое, считается, лечит от всех болезней. Сейчас я вам покажу, как его выполнять.

90-летняя женщина запросто встаёт на одну ногу, закрывает глаза... Я смотрю на неё с дурацкой счастливой улыбкой. У меня невозможно прекрасный вечер. Большая радость — познакомиться с таким человеком.

Светлана Григорьевна выходит из позиции и уже в стихах объясняет, для чего весь этот цигун: «Для равновесия души, ума и тела золотого петуха делаем умело». Стихи, как вы понимаете, писала сама. Недаром же собиралась поступать в Литературный институт. Но это была не её судьба.

— Однажды я раскладывала семейные снимки, смотрела на родителей, и у меня вдруг родились такие строчки, — вспоминает наша героиня:

Живые лица старых фотографий,

От вас исходит свет, тепло, добро.

Я с радостью тону в плену ваших объятий,

В воспоминанья погружаясь глубоко.

Папа Светланы Григорьевны был офицером, мама окончила три класса школы, но она много всего знала и умела: великолепно шила, любила и понимала классическую музыку, оперу, устраивала дома настоящие светские вечера*** 

Вот такая она, Светлана Григорьевна. Человек из нашего города. Не из почётных граждан, не из знаменитостей, не из великих общественников. Просто честно живёт свою прекрасную жизнь. Удивительно, но в свои 90 она не оставляет попытку призвать чиновников навести порядок на старом Моргородском (Центральном) кладбище, где захоронено много фронтовиков. Здесь, на так называемом адмиральском участке № 7, покоятся мама, брат Светланы Григорьевны и родители мужа.

Она смогла совершить невозможное — отвоевать у разрухи эту территорию, в поисках забытых имён дойти до Центрального архива Минобороны. Сейчас мечтает, чтобы над участком установили шефство, чтобы сохранить память о всех героях войны.

А в феврале она идёт в Мариинку — наслаждаться хореографическими шедеврами Якобсона. Светлана Григорьевна очень любит балет. 

Фото из семейного архива героя публикации


Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM