Владивосток

-5°
79.33
92.93
Общество

13 декабря 2025, 00:00

«За рулём сидит губернатор, глава города — коробка передач»

Автор: Александр Сырцов

В 2026 году Владивосток получит нового, возможно, старого мэра по необычной схеме из двух кандидатов

«За рулём сидит губернатор, глава города — коробка передач»

Ольга Кишаковская и Александр Салков в студии радиостанции «Владивосток FM»

Мэр Владивостока Константин Шестаков внёс изменения в городской устав, закрепляющие новый порядок определения главы муниципалитета. В 2026 году депутаты гордумы будут выбирать градоначальника сразу из двух кандидатур, представленных губернатором края. Власти обещают тщательный отбор претендентов. Хотя на деле ими окажутся, скорее всего, преданные последователи краевой власти.

Олег Кожемяко будет «рулить» избирательной кампанией по определению мэра Владивостока; РИА Новости

Чем отличается новая система назначения градоначальника, вернутся ли в ближайшей перспективе народные выборы, в прямом эфире радиостанции «Владивосток FM» рассуждали Ольга Кишаковская, политический обозреватель PrimaMedia, автор Telegram-канала «О политике с О.К.» и Александр Салков, политобозреватель, автор Telegram-канала «Типичный приморец».

— Выборы мэра Владивостока претерпевают очередную реформу. Теперь «выбирать» будет де-факто и де-юре губернатор, а главная интрига — сразу два кандидата. Можно ли назвать такую схему уникальной? В чём её особенности?

О. К.:

— Вообще до этого губернатор не предлагал каких-либо кандидатов, была совершенно другая схема. И в принципе мы видим действительно новый способ избрания главы, уникальный. В мировом опыте в подобной конфигурации, когда глава региона предлагает кандидатов, а местный орган самоуправления даёт добро, легитимизирует, такого нет. Есть, допустим, похожие системы — бельгийская и нидерландская. Но там, наоборот, — местный совет предлагает кандидатуры, а вышестоящий орган их рассматривает и утверждает.

В нашем случае губернатор как раз предлагает не менее двух кандидатур на рассмотрение депутатов. Те же кого-то из них должны выбрать.

А. С.:

— Добавлю, что представленная схема избрания главы прописана в редакции федерального закона, принятого весной, — о местном самоуправлении в единой системе публичной власти. Там чётко указано: в столицах субъектов РФ глава (ну, мэр) может избираться только таким способом. Хотя для других городов, муниципальных округов возможны варианты (конкурс, прямые выборы — местные власти сами решают). Соответственно, выбора у наших депутатов не было. По сути, такая схема на данном этапе — единственно возможная.

— Можно ли предположить, что и «дублёр» основного кандидата в мэры вдруг возьмёт да выстрелит? История показывает, что тёмные лошадки, от которых никто ничего не ждёт, оказываются потом на коне… 

А. С.:

— Не получится, а если и выстрелит, то себе в ногу (улыбается). Если серьёзно, в этой системе, как и в конкурсе, заранее, как правило, понятно — кто, что... И депутаты знают, за кого голосовать. На первый взгляд, выбор есть, но, опять же, в поправке в устав города чётко прописано, что депутатское голосование по кандидатурам открытое. Таким образом, у депутата, заранее в своей партии проинструктированного, не остаётся пространства для самостоятельности.

— Реальна ли дискуссия между кандидатами, подобие дебатов, как раньше?

А. С.:

— В ситуации, в которой находится страна, система стремится максимально контролировать все процессы, связанные с выдвижением, избранием людей на руководящие должности, будь то глава муниципалитета или губернатор. Несмотря на то, что сохраняется опция прямых выборов губернаторов, там тоже процесс сильно зарегулирован и случайных людей среди кандидатов не может быть. Хотя, возможно, какой-то элемент шоу и будет. Кандидаты, отобранные губернатором, представят свои программы, но это будет, скорее всего, имитация.

primorsky.ru

— Может ли так случиться, что одним из двух кандидатов, предложенных Олегом Кожемяко, будет ныне действующий глава, Константин Шестаков?

О. К.:

— Я более чем уверена, что кандидатом будет человек, входящий в команду губернатора. Однозначно. Вариантов не так уж много.

А. С.:

— На мой взгляд, всё идёт к тому, что Константин Шестаков продлит свои полномочия ещё на пять лет.

— Часто не избранных народом мэров называют «сити-менеджерами». Как зарекомендовала себя подобная практика в крае?

О. К.:

— У нас в Приморье была практика назначения «сити-менеджеров», которая несколько отличалась от того, что мы имеем сейчас. В Уссурийске, Находке предпринимались попытки, когда, помимо председателя главы округа, председателя думы, назначался отдельный «сити-менеджер», такая практика не очень хорошо себя показала.

В моём представлении сейчас работает «городской управляющий». Губернатор передаёт человеку операционные задачи по управлению территорией. А глава региона, в свою очередь, является стратегической единицей.

А. С.:

— Если сравнить систему управления города с автомобилем, то за рулём сидит губернатор. Мотор — это правительство края. А глава города в этой схеме — коробка передач, причём автоматическая, которая передаёт крутящий момент исполнителям — муниципальным чиновникам.

О. К.:

В условиях, когда муниципальная власть не самостоятельна с точки зрения финансов, есть ли смысл прямые выборы проводить?!

А. С.:

Если вернуться к упомянутому федеральному закону, на самом деле способ избрания главы вообще не важен. Потому что этим же самым законом предусмотрен достаточно простой механизм отрешения главы от должности губернатором. Достаточно выговора за неисполнение определённых обязанностей, и если в течение определённого срока замечания не будут устранены, губернатор может поставить вопрос об отрешении от должности градоначальника.

— В 2019 году в предвыборной кампании шла речь о том, чтобы вернуть прямые выборы мэра. Олег Николаевич говорил об этом: «Это будет возможно, если мэр себя хорошо зарекомендует…» Стоит ли задавать вопрос: вернётся ли когда-нибудь политическая система к народным выборам мэра?

А. С.:

Помню эти слова губернатора: Константин Шестаков должен работать так хорошо, чтобы через пять лет выйти на прямые выборы. Но решения в итоге на федеральном уровне приняты другие, и они обязательны к исполнению в регионах.

О. К.:

— Народные выборы когда-нибудь наверняка вернутся. Вопрос как раз в понимании федеральных властей — когда это необходимо. Вопрос решится не на уровне региона точно. Повторюсь, чтобы прямые выборы были целесообразны вообще, у муниципалитетов должна быть финансовая самостоятельность и защита от «отрешения» и где-то — от уголовного преследования. Сегодня любой глава находится под прицелом.

«За какой поступок вы бы рекомендовали назначить кандидата мэром города?» (опрос радио «Владивосток FM»)

— Запретил точечную застройку — 58 %

— Построил развязку — 37 %

— Закупил автобусы, трамваи — 30 %

— Помогает обездоленным — 9 %

— У него есть борода — 7 %

— Участвует в забегах — 6 %

— Веселит народ на праздниках — 4 %

— Активен в соцсетях — 2 %

— Спас собаку — 2 %

— Что думают уважаемые политические обозреватели: какой уровень доверия от населения у Шестакова сейчас?

О. К.:

— Его замерить достаточно сложно. Социологию сейчас и не получим особо, потому что как раз выборы становились тем самым мерилом для оценки отношения населения, граждан к главе. В сегодняшних условиях отсутствия прямых выборов мы не можем объективно оценить, как горожане относятся к главе.

А. С.:

— Собственно, в той системе, что сейчас есть, решающий фактор — доверие к главе со стороны его руководителя. Губернатора в данном случае. В 2026 году он будет единственным и главным избирателем. На мой взгляд, Олег Кожемяко доверяет Константину Шестакову, несмотря на определённые проблемы с общественным транспортом, по планировке территорий и их застройке. Кожемяко не критикует Шестакова, во всяком случае, публично. Край готов помогать в решении городских проблем.

— Мы пошутили, что если взять сейчас всех мэров Владивостока современности и прошлых лет и выдвинуть их на выборы, то выиграет Черепков. Да или нет?

О. К. и А. С:

— Не факт. Черепков — политик. Нынешние руководители городов и районов — функционеры. По сути, наёмные работники. Если выставить на выборы функционера и политика, естественно, победит последний, в одну калитку. Без относительно фамилий. Но, как мы уже отметили, на данном этапе речи о возвращении к прямым выборам не идёт.

— Вопрос от газеты «Дальневосточные ведомости». По наблюдениям уважаемых экспертов, насколько наш мэр Владивостока, а также главы округов погружены в интерактив с социальными сетями, реагируют ли они на критику и насколько такое общение работает? Или это выглядит как обязаловка? 

О. К.:

— Раньше и вправду наблюдалась площадка, где можно было общаться с градоначальником. Помнится опыт Виталия Веркеенко, человек активно использовал ныне запрещённую площадку для того, чтобы общаться именно с активной частью горожан. Там была дискуссия. Нынешние мессенджеры — ни «Макс», ни Telegram — в общем-то, этой задаче не отвечают. Да в принципе и потребности такой нет, поскольку с того времени произошла трансформация коммуникаций. Получается косвенное общение: глава сам читает комменты в своём директе. Сейчас есть ЦУРы, МЦУ, знаем эти аббревиатуры. Все мнения, что высказываются в соцсетях, ими анализируются. Думаю, глава с аналитикой Центра управления регионом, естественно, знакомится. Исходя из этого, он и принимает решение, что комментировать, а что нет.

Есть пример другой практики, в городе Артёме завели специальный бот. «Виртуальная приёмная главы» получает обращение и за всех отвечает, а иногда и приглашает на встречу офлайн. Такая практика стала показательной.

— В следующем году Приморье ждёт большая электоральная кампания — это и выборы депутатов Госдумы, и непосредственно нового созыва Законодательного собрания. Ходят разговоры, чтобы ввести электронные бюллетени вместо бумажных… Что вы ждёте от предстоящих событий?

О. К.:

— С точки зрения законодательства в следующем году могут применить электронное дистанционное голосование. Хотя чёткого понимания пока нет. То есть возможность голосования через «Госуслуги» без посещения избирательного участка.

Не вижу предпосылок для серьёзных потрясений. Ключевой фактор, влияющий на избирательную кампанию — 2026, — закончится или нет специальная военная операция. Исходя из этого, будет строиться поведение политических партий.

А. С.:

— Даже если СВО закончится, не думаю, что кардинально изменится госполитика. Достаточно длительное время страна будет вынуждена нести повышенные расходы и на оборону, и на социальную защиту участников спецоперации и их семей, на социализацию тех, кто возвращается с фронта. Поэтому эти темы в будущей избирательной гонке обязательно найдут отражение. В том числе мы увидим участников СВО среди кандидатов в Заксобрание и в федеральный парламент. Полагаю, сохранится доминирование «Единой России», другой вопрос, насколько уверенным оно будет. Экономическая ситуация непростая, растут цены. Это признают даже руководители государства. Партии, кандидаты которых планируют участвовать в выборах, предстоит выработать рецепты этих проблем. Игнорировать упавший уровень жизни уже не получится. Итак, получается три ключевые темы для программ: экономика, социальное самочувствие народа и интеграция героев СВО в разные органы власти.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM