09 августа 2025, 12:00
А не такой он уже и дальний!..
Державное внимание — 2: как цари и вожди развивали далёкую окраину. От Калинина и Сталина до Маленкова и Хрущёва

portal-kultura.ru
Окончание. Начало материала читайте в № 31 ДВВ и на сайте dvvedomosti.com
Когда началась Великая Отечественная война, планы по строительству объектов и развитию Дальневосточного края не приостановились. Более того, именно в январе тяжёлого 1942-го, когда исход войны ещё не был предопределён, Сталин подписал Постановление СНК ССР и ЦК ВКП(б) «О развитии рыбных промыслов в бассейнах рек Сибири и на Дальнем Востоке». Значит, не сомневался в нашей победе!..
40-е: расширение рыбных промыслов
Пройдут десятилетия, и руководители нашей страны не раз будут принимать разные законы и комплексные программы, направленные на развитие Забайкалья и Дальнего Востока. Но это сталинское постановление в их ряду — первое! Лидер СССР поручил Наркомрыбпрому «приступить немедленно к организации и расширению рыбных промыслов в бассейнах рек... Сахалина, Камчатки и Приморья», для чего «...производить в трестах Сибири и Дальнего Востока строительство мелкого парусно-гребного флота, топливных баз, рыбоприёмных и обрабатывающих пунктов». А после войны, в октябре 1948 года, словно в продолжение этого документа, новое постановление Совмина СССР — «О развитии рыбной промышленности Дальнего Востока». И задачи также новые: «освоить прибрежный китобойный промысел в районе Курильских островов», расширить ассортимент и объёмы выпускаемых рыбных консервов, «внедрить в производство новые машины советской конструкции по механизации разделки рыбы и крабов».
И наконец — о визитах. Как известно, Иосиф Виссарионович не особо жаловал поездки по стране. Он так ни разу и не побывал на Дальнем Востоке, а его самой восточной точкой стал Красноярск, который он посетил в 1928 году. Но при этом регулярно засылал в наш регион эмиссаров из числа ближайших соратников...
11 июля — сентябрь 1931 года, визит Климента Ворошилова на Дальний Восток. Военный нарком СССР посетил регион с инспекцией, цель — «ознакомление с жизнью и состоянием боевой подготовки войск Дальнего Востока вообще и Владивостока в частности, на случай войны». Он присутствовал на учениях ОКДВА, посетил крупные гарнизоны, побывал на Сучанских рудниках, осмотрел зимние квартиры войск, колхозы и коммуны в приграничных районах — и увиденным в целом остался доволен. Из Приморья отбыл в Хабаровск, далее — Благовещенск, Чита, Улан-Удэ и Иркутск. Спустя полгода после этой поездки сформировали две группы войск: Приморскую — со штабом в Никольске-Уссурийском и Забайкальскую — в Чите.
31 марта — 12 апреля 1939 года, визит Андрея Жданова в Приморье. В поездке ближайшего соратника Сталина и председателя Верховного Совета РСФСР сопровождали руководитель ВМС СССР Николай Кузнецов и командующий ДВ фронтом Григорий Штерн. В ходе визита оценивались «военные и экономические перспективы стратегического региона». 8 апреля делегация прибыла во Владивосток, где Жданов встретился с местными властями, посетил основные предприятия города и войсковые части. 10 апреля на эскадренном миноносце «Войков» он вместе с командующим ТОФ Иваном Юмашевым прошёл путь от Владивостока до залива Находка. По итогам визита Сталин инициировал принятие Постановления СНК и ЦК ВКП(б) «О переносе Владивостокского торгового порта в бухту Находка».
Андрей Жданов (в центре) инспектирует Южный Сахалин
portal-kultura.ru
15–28 сентября 1945 года, визит Анастаса Микояна на Дальний Восток. Это был последний визит сталинского эмиссара в наши пенаты. Зампреду Совнаркома СССР поручалось проверить, «как советское командование налаживает жизнь на этих территориях, нет ли жалоб у местного населения, осмотреть порты, предприятия, железные дороги и бухты, пригодные для морского дела».
«Этими территориями» именовались недавно освобождённые Южный Сахалин и Курильские острова (в Хабаровске Микоян включил в свою делегацию местных руководящих работников и специалистов, во Владивостоке был лишь проездом). Анастас Иванович оказался «лёгок на подъём, всюду почти бегал, делал замечания и предложения». И к делу подошёл ответственно, решив на месте с десяток хозяйственных проблем. Отчитываясь по итогам визита докладом Сталину, он подчеркнул, что «теперь Дальний Восток показался мне не таким уж и дальним», — после чего глава СССР распорядился немедленно направить в ДВ регион 25 тысяч тонн риса и 5 тысяч тонн сои.
Шалва Надибаидзе: «Главприморрыбпром выполнил годовой план». Передовица газеты «Красное знамя», 1947 год.
Из фондов Приморской публичной библиотеки им. А. М. Горького
Иосиф Виссарионович скончался 5 марта 1953 года, не оставив политического наследника. Как оценить его личный вклад в развитие ДВ региона? Увы, невозможно забыть о репрессиях и жёстко проведённой коллективизации. Но именно Сталин — без популизма и ненужной публичной трескотни — заложил надёжный военный и социально-экономический фундамент развития уже ставшего близким ДВ региона...
…Эпоха Никиты Хрущёва стала для Дальнего Востока периодом разнонаправленных векторов: от развития одних областей народного хозяйства до упадка в других. При этом не все знают о шагах, которыми успел отметиться в этом направлении его малоизвестный предшественник...
1953: драма реформатора Маленкова
После торжественных похорон вождя народов наступил переходный период, на время которого СССР фактически возглавил председатель Совета министров Георгий Маленков. И начал он с укрепления отношений с великим восточным соседом, Китаем. Как только истекли положенные дни государственного траура, немедленно, уже 17 марта, в Москве начались консультации по подготовке соглашения о товарообороте на 1953 год. 21 марта Георгий Маленков и глава Госсовета КНР Чжоу Эньлай этот протокол подписали, к нему — соглашение об оказании Советским Союзом помощи КНР в строительстве и реконструкции электростанций. Следом, 15 мая, стороны заключили дополнительный договор, по которому СССР взял на себя обязательство предоставить всю техническую документацию и комплекты оборудования для строительства 91 крупного предприятия в Китае. Кроме того, будучи противником военных конфликтов, именно Маленков уговорил руководство Северной Кореи (а её главного союзника Китая уговаривать уже не пришлось!) завершить гражданскую войну. И 27 июля 1953 года на Корейский полуостров пришёл долгожданный мир.
С его подачи — и было это ещё до официального развенчания культа личности его предшественника — по городам и весям, в том числе и на Дальний Восток, ушло указание резко сбавить обороты региональной скорби по почившему лидеру. Так, на V пленуме Амурского обкома КПСС 26 мая 1953 года уже отсутствовало любое славословие в адрес Сталина, однако отмечалось, что «учёба коммунистов организована неудовлетворительно, допускаются частые срывы ...до сих пор не закончено изучение доклада тов. Маленкова на XIX съезде партии». А следом, в июле 1953 года, на том же партийном форуме зачитали доклад Маленкова «о враждебной работе Берия и разоблачении этого предателя, который ...вёл развратную и разгульную жизнь, вступал в связи со случайными женщинами, периодически лечился от венерических заболеваний».
Реформатор Георгий Маленков мало что успел сделать для ДВ региона...
sun9-12.userapi.com
Мало кто знает, но именно Георгий Максимилианович дал поручение Минфину СССР подготовить проект кардинального изменения налоговой политики на селе, избавившись от «экономически неоправданного увеличения налогового обложения крестьян». А именно: списать недоимки по налогам, снизить ставки и снять ограничения на развитие личных подсобных хозяйств. На Дальнем Востоке в ранге главы государства Маленков побывать не успел, однако по его указанию (и это подчёркивалось на 5-й сессии Верховного Совета СССР) «были созданы новые индустриальные центры в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке».
А что же экономические проекты Маленкова? 3 сентября 1953 года в Москве начал работу Пленум ЦК КПСС, который принял все предложенные им новации! И даже сверх того: в два–пять раз были повышены закупочные цены на молоко, масло, картофель, скот и птицу, повсеместно расширена сеть колхозных рынков, а примерно 20 тысяч партработников направили на село для укрепления отсталых хозяйств! Только этот пленум — неожиданно для Маленкова — из его экономического триумфа превратился в политическую драму. Войдя в руководящий раж, он погорячился и не вовремя подверг критике партаппарат, обвинив его в перерождении. В ответ член ЦК Никита Хрущёв вступился за униженных и оскорблённых: «...нельзя обижать партаппарат, ведь он — наша опора». В результате кулуарных комбинаций 7 сентября, в последний день работы пленума, Маленков главой государства быть перестал...
1953–1964: волюнтаризм «не отходя от кассы»
Новый руководитель СССР Никита Хрущёв, как известно, был проводником курса, который позже назовут волюнтаристским. В переводе на доступный русский — курса непродуманного, не просчитанного и даже в значительной степени вызванного эмоциями. Но именно эмоции сделали Хрущёва единственным в истории нашего Отчества лидером, принимавшим серьёзные решения непосредственно в ходе региональных поездок либо сразу по их завершении, так сказать, «не отходя от кассы»! Именно поэтому об обоих его визитах в наши края придётся рассказать в связке с их результатами. Ну а пока — «общеукрепляющая» фактура, прямо с выездами не связанная.
Никита Сергеевич затеял реформу административной системы управления народным хозяйством и повсеместно внедрял совнархозы (СНХ). Все предприятия входили в их региональные отраслевые управления, в Приморье их создали девять (они, в свою очередь, имели отделы финансов, снабжения, связи + прочие, а отраслевые замыкались на центральные). Трудились в этих бюрократических синекурах, корпя над отчётами, в Приморском СНХ 516 клерков, в Хабаровском — 564, на Сахалине и Камчатке — от 230 до 300 человек. Что дала для ДВ региона эта новация? Ожидаемое падение объёмов промышленного производства на 15–20 %, рост текучести кадров, снижение уровня зарплат, забюрокрачивание налаженных ранее хозяйственных и кооперативных связей. Так, например, как было подчёркнуто в ходе Х Приморской краевой партконференции (21 февраля 1960 года), «во Владивостоке 10 предприятий занимаются судостроением и судоремонтом, но в силу того, что они подчинены 7 различным ведомствам — совнархозу, Главдальвостокрыбпрому, Министерству морского флота, Министерству обороны и другим — никак не решаются вопросы специализации этих предприятий». Дальше можно не продолжать. Точка.
Никита Сергеевич, решив бороться с «антиобщественными паразитическими элементами» (в том числе стилягами, нищими, попрошайками, тунеядцами и фарцовщиками), 4 мая 1961 года издал соответствующий указ. После чего, как подытожило в своей справке таможенное управление, «вместо настоящих тружеников колхозного производства, изъявивших желание переселиться в восточные районы», в Приморье хлынули лица, «ведущие паразитический образ жизни». У местных правоохранителей, и без того немногочисленных, появилась дополнительная головная боль по выявлению тунеядцев. Так, только во Владивостоке в 1961 году в результате рейдов выявлены «114 чел. нигде не работавших, 8 962 чел. прибывших без пропусков, 1 382 чел., проживавших без прописки, 97 чел. с просроченными или поддельными паспортами, 596 чел., занимавшиеся бродяжничеством и попрошайничеством». Да уж, волюнтаризм — он такой...
17–24 октября 1954 года, визит Никиты Хрущёва на Дальний Восток. Лидер СССР вместе с другими членами Президиума ЦК партии, Булганиным и Микояном, посетил Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, Совгавань и Сахалин. Визит в наш край был вызван необходимостью решить вопрос о дальнейшей судьбе Владивостока как основной военно-морской базы ТОФ. Но, проявив склонность к экспромтам, Никита Сергеевич неожиданно перенёс упор на гражданскую сферу. И правильно сделал! Оценив Владивосток как город с «плохими дорогами и тротуарами, полуразвалившимися хибарками, очень слабым транспортом и... отсутствием целостности», он принял решение его обустроить...
cf2.ppt-online.org
4–6 октября 1959 года, визит Никиты Хрущёва во Владивосток. Он, возвращаясь из Сан-Франциско, ненадолго остановился во Владивостоке. Хрущёв посещал трудовые коллективы и общался напрямую с рабочими: сам подходил и спрашивал о проблемах, обещал помочь. Выступил на многотысячном митинге на стадионе «Авангард», где уже конкретно заверил, что сделает Владивосток «ещё лучше, ещё красивее, ещё благоустроеннее», «вторым Сан-Франциско». И слово сдержал: по итогам его визита полсотни ведущих инженеров и архитекторов СССР разработали план развития и строительства города. В январе 1960 года правительство СССР с подачи Хрущёва утвердило Постановление «О развитии г. Владивостока». А это «строительство жилых домов площадью 1,6 млн кв. м, школ на 20,1 тыс. учащихся, детских дошкольных учреждений на 13,5 тыс. мест, несколько кинотеатров и гостиниц, Дом пионеров, цирк» и десятки других объектов. При этом — как ложка дёгтя к бочке мёда — отмена в том же 1960-м всех льгот для южных ДВ районов. Так уж случилось, что, как и во время первого осеннего визита, октябрь 1959-го тоже выдался солнечным и тёплым, окончательно убедив Хрущёва, что (цитата из его выступления) «во Владивостоке — как в Сочи, живётся здесь, видимо, неплохо, только ещё и с северными льготами и на иждивении государства». И это — хоть и разнонаправленный (полезный + вредный) — но тоже волюнтаризм...
14 октября 1964 года, в том числе и за этот самый волюнтаризм, товарищи по партии спокойно и без шума отправили в отставку Никиту Сергеевича — по личному заявлению. И значительную часть его планов по превращению Владивостока в советский Сан-Франциско пришлось реализовывать уже новому лидеру СССР. Но об этом — уже в заключительной части нашей трилогии...
Пребывание Н. С. Хрущёва во Владивостоке. 1959 год.
Из фондов Государственного центрального музея современной истории России