05 июля 2024, 11:26
Безжалостное время
уничтожило и память о последнем дореволюционном главе Владивостока, и следы его могилы

Фото: оиак.рф
Сегодня, 3 июля, исполняется 165 лет со дня рождения Ивана Алексеевича Ющенкова… Увы, ни имя-отчество, ни фамилия его почти никому из нас ничего не говорят. А между тем именно этот человек значительную часть жизни посвятил Владивостоку. В годы Русско-японской войны организовывал инженерную оборону городской крепости на случай возможного вторжения, а в мирное время продвигал план экономического развития города. Также по его проекту построены здания по улицам Всеволода Сибирцева, 12 и Пушкинской, 25.
При особом мнении
Иван Алексеевич родился в 1859 году в семье дворянина в Новочеркасской станице Войска Донского. Отучился (последовательно) в гимназии, военном Павловском училище, Николаевской инженерной академии. В 1886 году был распределён в Кавказский военный округ, где начал службу в должности военного инженера. Спустя два года подал рапорт о переводе на восточную окраину и в 1889 году прибыл во Владивосток.
Осмотрелся, устроился инженером в штат крепостного инженерного управления. Завёл новых друзей — врача Михаила Рунова, следователя Приамурского военного округа Павла Бобровского, капитана Виктора Курилова и полковника Кондрата Чернокнижникова. Ну и подругу, куда ж без неё. Ею стала 21-летняя Лиза, девушка скромная и красивая. И так удачно срослось, что оказалась она не обычной небогатой мещаночкой, а дочерью почётного гражданина и купца 1-й гильдии Василия Бабинцева. Церемония венчания состоялась во Владивостокской Успенской церкви 1 ноября 1892 года, причём жених был на 13 лет старше своей наречённой. И как приятный бонус к бракосочетанию (уж не знаем, неожиданный или ожидаемый) — крупные домовладения по улицам Пушкинской, Ботанической и Нагорной, что отошли новой семье в качестве невестиного приданого.
Дальнейшие годы вместили многое. Бесспорны служебные успехи подполковника Ющенкова, отмеченные орденами Святого Владимира обеих степеней и Святой Анны 3-й степени, медалью в память царствования Александра III и 50-процентной прибавкой к жалованью. В семье тоже благодать: с 1893 по 1898 год у Ющенковых родились сын Алексей и три дочери: Антонина, Юлия и Вера.
Однако эта почти что идиллия была нарушена в 1900-м, когда Ивана Алексеевича как всё ж военного командировали в Китай, в распоряжение командующего войсками Приморской области генерал-майора Чичагова, занимавшегося подавлением так называемого «боксёрского восстания». Будучи инженером, в атаку, конечно, не ходил, однако, проведя на фронте почти полгода «во всех походах и делах», успешно выполнил всю работу по рекогносцировке местности. И за эту кампанию получил светло-бронзовую медаль «За поход в Китай». Вернувшись во Владивосток, Ющенков стал начальником отдела обороны Владивостокской крепости в звании полковника. Накануне войны с Японией выезжал на Сахалин для составления проектов обороны острова.
В эти же годы Иван Алексеевич начинает своё активное участие в общественной жизни города. В течение 1901–1912 годов постоянно избирается гласным (депутатом) городской думы, в которой — член почти всех постоянных комиссий: по призрению бедных, ревизионной, финансовой, техническо-строительной, земельной, оценочной. Будучи признанным специалистом в инженерном деле, занимается проблемами освещения и водоснабжения города, трамвайного сообщения, руководит прокладкой электрических кабелей, ремонтом противопожарной телефонной сети. То есть планирует и организует реализацию практически всех актуальных на то время проектов! Да, решения принимаются коллегиально, но ему в большинстве случаев удаётся отстоять перед гласными свою точку зрения. А если нет — то в протоколах думских постановлений появляется стандартная формулировка: «Гласный Ющенков — при особом мнении».
С началом Русско-японской войны полковник — командир инженерных войск, разрабатывает план обороны крепости. 30 декабря 1909 года Иван Алексеевич производится в генерал-майоры и увольняется со службы по выслуге лет. Но на пенсии 50-летнему отставнику не сидится! В конце 1910 года его впервые избирают председателем городской думы. И на протяжении трёх последующих лет он активно занимается законотворчеством и в тесной связке с городской управой изыскивает новые источники водоснабжения растущего города. На их разработку нужны немалые средства, и в 1912 году Ющенков едет в Хабаровск с докладом генерал-губернатору. Информация принимается к сведению, денег на новые водозаборы не дают…
Фото: i6.photo.2gis.com
Пушкинская, 25, проект Ивана Ющенкова
Мэр по приказу
16 июля 1914 года в думе — выборы нового городского головы. Большинство голосов у Ющенкова, однако, в связи с тем, что он голосует против себя чёрным шаром, утвердить его в новой должности против его воли может только военный губернатор Приморской области Сташевский. Что он и делает спустя неделю…
Став во главе городского самоуправления накануне Первой мировой войны, Ющенков взваливает на себя все тяготы и проблемы, которые только могут быть у города-крепости на военном положении. Он организует бесперебойную работу порта по приёму и отправке военных грузов к театру боевых действий, решает сложные вопросы снабжения продовольствием возросшего населения города. Новый мэр с прежней настойчивостью пытается найти деньги на разработку и строительство новых объектов водоснабжения. Под почётным председательством военного губернатора во Владивостоке учреждается «Особый хозяйственный комитет по исследованию водоносности города и окрестностей в целях снабжения города и крепости, военного и торгового портов, железной дороги». Но прогиб в сторону его превосходительства делу не помогает, и средств в казне не становится больше. Подготовив финансовое обоснование (по-нынешнему — бизнес-план) для выделения городу займа в размере 2 млн рублей сроком на 35 лет, в июле 1916 года Ющенков едет в столицу. Все петербургские банки в кредите дружно и предсказуемо отказывают. А там бац — Февральская революция…
Лето1917 года, новые выборы в городскую думу. Бал правят эсеры и социал-демократы. Ющенков уже не городской голова. И несколько теряется в новых политических хитросплетениях: едет в Японию, входит в число организаторов малопонятного издательства «Свободная Россия», которое ставит своей целью «пропаганду идей организации Союза свободной России». Эта тема местным обывателям не особенно заходит, и несколько месяцев (вплоть до его расформирования) Иван Алексеевич числится членом почти декоративного Приамурского Народного собрания. В 1922 году, с падением Белого Приморья, — исход в эмиграцию…
Фото: avatars.dzeninfra.ru
Фото Ющенкова не сохранилось, но, может, он — один из этих эмигрантов в Австралию?
Семейный детектив
Семья Ющенковых, вероятно, обосновывается в Австралии. «Вероятно» — это потому, что достоверных сведений о заключительном периоде его жизни, подтверждённых документально или мемуарами, нет. Так что далее — лишь отрывочный семейный детектив…
В документах о ликвидации товарищества «Свободная Россия» в списках пайщиков фамилия Ющенкова значится с формулировкой «сбежал», как «сами сбежали, спасаясь от заслуженной кары, а другие были высланы Советской властью» остальные учредители.
Одна из версий: глава семьи тяжело заболел, поэтому покинуть край не успел. На последнем «белом» пароходе, покидавшем Приморье, заметили только его супругу (вероятно, с детьми). И будто бы могила Ющенкова находилась среди других захоронений 20-х годов на старом Эгершельдском кладбище. Однако ни в метрических книгах церквей Владивостока за 1920–1922 годы, хранящихся в архивах, ни в перечнях актов гражданского состояния вплоть до 1927 года включительно сведений, подтверждающих кончину Ющенкова, нет. Вездесущая «Википедия» информирует (правда, без ссылки на источник информации), что он «умер в декабре 1923 года, похоронен в Брисбене». Из последних новостей: на кладбище в Брисбене случайно обнаружена могила Веры Ющенковой (с датами на памятнике «1898–1988»), очевидно — дочери Ивана Алексеевича…
Фото: images.search.yahoo.com
На этом кладбище в Брисбене найдена могила Веры Ющенковой