15 сентября 2022, 14:15
Большое приморское небо начиналось с двух аэродромов на Второй Речке

27 августа 1932 года лётчик Илья Мазурук совершил первый рейс из Хабаровска во Владивосток. Эта дата считается днём рождения гражданской авиации Приморья. Цикл очерков, который публикуют к 90-летию памятного полёта «ДВ ведомости», продолжается рассказом о Второй Речке — колыбели приморской авиации.
О твёрдом и жидком аэродромах, появившихся на Второй Речке — некогда далёком пригороде Владивостока, — имеется множество ценных сведений в книгах Георгия Бек-Булата «Гражданская авиация в небе Приморья. Первые крылья: 1932-1941 гг.» и Александра Притчина «Аэродром Вторая Речка», к которым мы отсылаем интересующихся.
Первые аэропланы на Второй Речке появились ещё до революции: в 1913 году сюда доставили два самолёта марки «блерио». В районе нынешнего завода «Изумруд» построили брезентовый ангар и эллинг для аэростата. В случае осады города «стрекозы» должны были выполнять задачи разведывательного и связного характера.
После Гражданской войны аэродром передали армии, в 1936 году — возрождавшемуся Тихоокеанскому флоту. Здесь в течение двух десятков лет базировалась военная, транспортная, связная авиация ТОФ. Лётное поле удлинили, обустроили. Примерные границы сухопутного аэродрома обозначены нынешними улицами Русской, Бородинской, Кутузова, Давыдова — от проспекта 100-летия Владивостока до кольца Багратиона, от реки до сопок. Почти в центре полосы стояло здание штаба звена управления ВВС ТОФ (оно сохранилось: Русская, 72в).
В 1930-х военному начальству приходилось пускать сюда гражданскую авиацию, и этот сюжет прямо связан со второй второреченской аэрогаванью — гидроаэродромом «Вторая Речка», оборудованном к северу от мыса Фирсова. В августе 1932 года Илья Мазурук впервые приводнил здесь Junkers W33, преодолев 700-километровый путь от Хабаровска за 4,5 часа. В эти годы велось одновременное строительство двух гражданских аэродромов: сухопутных «Озёрных Ключей» в 45 км от Владивостока, на окраине села Кневичи, и гидроаэропорта «Вторая Речка». В 1933 году между Хабаровском и Владивостоком открылось регулярное почтовое авиасообщение, причём сначала почту на самолётах П-5 доставляли в Озёрные Ключи, а оттуда везли на Вторую Речку. В 1934 году в связи с перестройкой лётного поля в Озёрных Ключах конечный пункт посадки перенесли на военный сухопутный аэродром «Вторая Речка», вынужденный с этого времени совмещать оборонные задачи с «народно-хозяйственными». В 1936 году отсюда же стали вылетать в Хабаровск пассажирские самолёты К-5. Для базирования Приморского звена Гражданского воздушного флота выделили особый участок, здесь же располагались машины санитарной авиации.
Позже, в 1938–1941 гг., невоенную авиацию постепенно перебазировали на достроенные за городом и продолжавшие активно развиваться «Озёрные Ключи». Авиационный комплекс в районе Кневичей доныне остаётся главной воздушной гаванью Приморья.
[Здесь находится галерея]
Сухопутный военный аэродром на Второй Речке продолжал действовать, причём выполнял ещё одну непрофильную задачу: несмотря на, казалось бы, режимный статус площадки, здесь с 1936 года проходили воздушные праздники, собиравшие тысячи владивостокцев. Последний из них состоялся летом 1955 года в честь Дня воздушного флота СССР. Хорошая традиция — как и коленопреклонение в День Победы, введённое во Владивостоке в 1965 году по инициативе командующего флотом Амелько и первого секретаря крайкома Чернышёва и позже нами утраченное…
Зимой 1956–1957 гг. военные машины Вторую Речку покинули. На лётное поле время от времени садились санитарные и связные самолёты, а потом в соответствии с хрущёвским планом «Большой Владивосток» территорию густо застроили. В 1960-х здесь выросли новый огромный жилой район «Вторая Речка» и гроздь оборонных заводов. Как раз настало 150-летие Отечественной войны 1812 года — и новые улицы назвали в честь Давыдова, Кутузова, Бородинской битвы… Некогда небесная, Вторая Речка стала спальным районом. Здесь же, на Русской, предприняли едва ли не единственную для Владивостока попытку обустроить бульвар. Память о лётном прошлом Второй Речки — оставшееся здесь управление морской авиации ТОФ и палубный противолодочный вертолёт Ка-25 подле него.
Самый знаменитый пассажир ликвидированного аэродрома — не кто иной, как Джеймс Бонд. В романе Яна Флеминга «Человек с золотым пистолетом» (1965) агент 007 рассказывает, как возвращался из Японии: «Подобрали меня недалеко от берега, рядом с Владивостоком. Понятия не имею, как я там очутился. Меня изрядно поколотили… Когда они передали отпечатки моих пальцев в Москву, там страшно засуетились, и меня тут же самолётом отправили туда с военного аэродрома, находящегося к северу от города, на Второй Речке». Вопрос: откуда разведчик Флеминг знал топонимику закрытого города, в котором никогда не бывал?
Что до гидроаэродрома у мыса Фирсова, то он, оборудованный сначала для гражданской авиации, выполнял задачи в том числе и военного характера. Здесь имелись гидроспуск, маневренная площадка, стоянки, ангары, водомаслогрейка, бензохранилище (топливо, что интересно, держали в сохранившемся доселе бетонном полукапонире Владивостокской крепости), дома начсостава, в одном из которых в 1950 году родился политик, многолетний спикер Госдумы Борис Грызлов.
С появлением в Приморье сети сухопутных аэродромов миссия гидроаэропорта изменилась. Взлетавшие отсюда самолёты со временем стали заниматься преимущественно рыборазведкой — новым направлением, которое начали развивать в Тихоокеанском институте рыбного хозяйства (ТИРХ, нынешний ТИНРО) под руководством ихтиолога, будущего профессора Александра Кагановского — его имя сегодня носит научно-исследовательское судно ТИНРО. Пилоты на летающих лодках конструкций отечественных инженеров Шаврова и Бериева выясняли маршруты косяков промысловых рыб, включая сардину иваси, которую в 1930-х годах добывали в труднопредставимых объёмах. В 1941 году гидроаэропорт «Вторая Речка» со всеми постройками передали на баланс отряда авиапромысловой разведки Гражданского воздушного флота. В 1950 году авиаотряд расформировали, с этой поры для рыборазведки Главприморрыбпром стал арендовать самолёты у «Аэрофлота». Одновременно активизировалась судовая разведка рыбы.
Город рос, авиаторы осваивали новую технику, включая реактивную. Роль комплекса «Озёрные Ключи» в Кневичах росла, авиационное значение Второй Речки, напротив, снижалось. Сегодня военный аэродром на Седанке заброшен (сюда, впрочем, иногда садятся вертолёты с VIP-гостями города), Вторая Речка застроена. На месте гидроаэропорта у мыса Фирсова, где ещё можно, хоть и с трудом, отыскать относящиеся к его эпохе руины, полным ходом идёт благоустройство пляжа «Татарка».