17 апреля 2024, 09:34
«Череп» и Ко. Как же Владивостоку не хватает чудаковатого мэра-созидателя!
16 апреля бывшему мэру приморской столицы исполнилось бы 82 года

Игорь Пушкарёв и Виктор Черепков. Два мэра - две судьбы
Однажды в гостях у родственников в деревне на Брянщине меня первым делом спросили с присущим местности яканьем: «Как там ваш ЧерЯпков?» — «В порядке!» Вчера, 16 апреля, бывшему мэру Владивостока, военно-морскому офицеру, рационализатору и экстрасенсу Виктору Ивановичу Черепкову исполнилось бы 82. Вот уже семь лет он покоится на Лесном кладбище, но его помнят не только во Владивостоке, но и в отдалённых закутках большой страны.
Можно вспомнить навскидку, как отличился перед городом тот или другой глава Владивостока. Один запомнился родством с легендой хоккея Павлом Буре. Другой, бывший аппаратчик районного масштаба, так и не достроил колумбарий и канатную дорогу. Третий активно перераспределял муниципальное имущество, но зато установил 2 000 подъездных дверей и строил детские площадки. Четвёртый завалил суперстройки саммита АТЭС своим цементом, чуть не покончил с трамваем, но стал жертвой нечеловечного политического заказа. Пятый сблизился с народом в соцсетях, но вовремя произнёс «Честь имею!» и уехал в Японию. Шестой любил погонять на мотоциклах, но угодил за решётку, потом, говорят, — отправился искупать вину кровью на СВО.
Уверен, все они в разной степени желали сделать для города что-нибудь важное и полезное, но попадали под жернова системы.
Черепков был хорош как раз своей несистемностью. Он тоже любил хорошие анекдоты, как Пушкарёв, и по-копыловски играл на публику. Как рыба в воде чувствовал себя в конфликтах и интригах. Виктор Иваныч, как утверждают современники, сделал свою политическую карьеру на сенсационной публикации в газете «Владивосток» об умирающих с голода матросах на острове Русском. Мигом помчался за журналистами в горячую точку. Но при этом мало кто помнит, что во время службы на флоте капитан-лейтенант Черепков в мастерских учебного отряда создал целую лабораторию рационализаторских предложений. В то время, когда на флоте начался постперестроечный раздрай, он служил по-честному.
Чего там, чудаковатость Черепкова была на руку его политическим оппонентам. Однако именно «блаженный» сделал для Владивостока больше, чем приличные мужи и их провластные коалиции. Гоголевская и Баляевская развязки, проспект Красоты, улица Вилкова и спасительная бетонка на Капитана Шефнера в своё время разгрузили город. Да, сейчас та же бывшая площадь Баляева со своим горбатым мостом выглядит анахронизмом, но только сейчас, в 2024-м, власти берутся за её капитальную переделку.
А бесплатный трамвай? Идея кажется дикой в эпоху капитализма. Но современные транспортные карты так и не облегчили жизнь тем же школьникам. Платить приходится много.
Кажется, что Черепков в годы своего мэрства поймал кураж. Бесплатные дискотеки на Набережной напоминали демонические пляски. А вот он уже в своём светлом пиджаке выступает шафером на свадьбе в общаге ДВГУ. Позвали — пришёл!
На День Победы он всегда обнимался с людьми в скверике у Нептуна, потом эту полюбившуюся целыми поколениями горожан площадку на долгие годы закрыли от народа в день 9 Мая. Оставили только ветеранов и чиновников.
Даже из мэрии ВИЧа дважды выносили с каким-то театральным размахом. (Сам в качестве репортёра находился на баррикадах, помню!) В наше время не до представлений, по жёсткой схеме: арест — суд — мера пресечения — Партизанский.
Предвыборные страсти. Фото Валентина Труханенко
Сейчас во Владивостоке чувствуется тревожность. Непонятно, откуда руководят городом: из «серого дома» или из офисов московских застройщиков и «институтов развития». Иногда не хватает такой личности, как Черепков: мастера парадоксов, политических кувырков и созидания. Хватит уже нахваливать Гоголевскую развязку и проспект Красоты (топоним до сих пор не оформлен де-юре, кстати), даёшь новые инфраструктурные достижения!
И конечно же, напрашивается какой-то памятный жест в честь Виктора Черепкова, от благодарных потомков. Назвать именем достойного человека улицу во Владивостоке — процесс крайне мучительный. Наверное, потребуются обращения общественности на сотни, тысячи подписей. Бывший мэр проживал в хрущёвке на Калинина, на «Мельзаводе». В том районе есть «толстошеинский магазин», символ эпохи, а мог бы быть и сквер им. В. И. Черепкова.
Виктор Черепков. Фото Валентина Труханенко