17 мая 2024, 14:31
Чей же ты, город нашенский?
Гости не должны забывать, где они (размышления обывателя)

В один из последних апрельских вечеров смотрел телевизор. На экране родное Приморье и причитания ведущих — как же мы, жители молодёжной столицы страны, переживём грядущее аномально жаркое лето без наружных кондиционеров, демонтировать которые якобы намереваются власти Владивостока.
В открытом доступе это вот про что: «Размещение наружных блоков кондиционеров, спутниковых антенн и иного оборудования на фасадах зданий, сооружений, выходящих на морской фасад и гостевой маршрут города Владивостока, установленный постановлением главы города Владивостока от 09.07.2009 № 777 “О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе…”
Предлагаемые изменения планируется вынести на людские слушания, принять думой города, обновлённый муниципальный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования, а “блоки кондиционеров, спутниковых антенн …подлежат демонтажу или приведению в соответствие с установленными требованиями” до 01.01.2025».
Таковы предписания главы города Константина Шестакова.
***
Выключив телевизор и не отходя от него, возможное из услышанного примерил на себя. Протяжённый с востока на запад фасадом на север дом наш, десятиэтажный, восьмиподъездный, находится в районе 3-й Рабочей. Солнце нас, его обитателей, не допекает. Как, к счастью, и гости города. За себя всю жизнь всерьёз шучу: «Нам, сибирякам, костры не страшны», но летом бывают дни, когда широта наша крымская даёт такого жару, что кондиционеру чертовски рад. А каково тем, у кого солнышко в гостях полдня с утра или с обеда до вечера?
Проблема не для гостей, но будет из-за них. И не впервой.
Ключевые слова грядущих изменений: «морской фасад» или «гостевой маршрут».
Когда в год 100-летия Владивостока маршрут этот родился на сизом Капустном поле, не было ещё ни стиральных машинок и тем более кондиционеров. Его послебарачным счастливым жителям родные власти запрещали сушить бельё за окном или на балконе.
В одном из первых домов с лоджиями ветеран войны застеклил свою от пыли и холода. Власть не стерпела и этого, милиция взяла под козырёк и расстеклила самоуправство. За ветерана вступился главный архитектор края Валентин Аникеев, поддержав и саму идею фронтовика, не уступив ничьему давлению. После чего Виктор Ломакин с ходу и отдал Валентина Васильевича Госплану СССР, создававшему свою дальневосточную структуру в Хабаровске, хотя до этого долго не шёл на это. И проработал Аникеев там девять лет. Кстати, идея низководного моста была предложена Валентином Васильевичем ещё в конце прошлого века. Академия архитектуры и строительных наук её оценила, а здесь автору покрутили пальцем у виска. Благо при подготовке к саммиту АТЭС — 2012 во Владивостоке федералы не пожадничали, чем мы все сегодня довольны.
Остекление лоджий не последним разгневало Виктора Павловича. В это вот майское время, когда гостевой маршрут «позолотили» тысячи цветущих одуванчиков, на их с корнем истребление вывели сотни школьников. О бесполезности затеи остро поразмышляла в «Красном знамени» её заведующая отделом науки, культуры и образования Татьяна Косарева (Смирнова), светлой памяти золотое пёрышко приморской журналистики тех лет. Досталось от первого секретаря крайкома редактору газеты Владимиру Чухланцеву и автору статьи. Похоже, всесильный глава края благословил идею или был её автором.
***
…И вот пришёл черёд кондиционеров всё на том же гостевом маршруте. Похоже, как и все горожане, никогда не таращился на пригостевые дома и прочие здания, а тут пришлось заняться собственным экспресс-исследованием. Боже, да их, спасателей от жары, на удивление немного, если ещё и присмотреться. Не думаю, что этим заняты и наши гости. Они и впрямь «дорогие», машины у них не без кондиционеров.
У сведущего человека спросил, а каков он, гостевой маршрут после саммита АТЭС, каковы технические претензии к кондиционерам, как и в чью и в какую копеечку обойдётся их демонтаж. Но, оказалось, власти и сами этого ещё не знают, хотя их больше всего на фасаде мэрии — 52. Да и они стали заметнее после того, как здание из серого преобразовали в белое.
А в целом ситуация — по одной из интермедий незабвенных мастеров разговорного жанра Тарапуньки (Юрий Тимошенко) и Штепселя (Ефим Березин). Тарапунька рассказывает другу о своей жене-переводчице: «Новой страны ещё нет, а она туда уже едет».
Конечно же, чиновники-исполнители прекрасно всё это понимают, тогда почему же?..
Предполагаю и такое: а что, если, как в истории с одуванчиками, кто-то из всесильных повелел разобраться с кондиционерами на гостевом, противиться — себе дороже, вот и затеваются в городе народные слушания в надежде, что люди, у которых и насущных проблем предостаточно, дурь с кондиционерами провалят.
Но в принципе эти «слушания», считаю, — заигрывание в народовластие, а проводятся по вопросам, в которых чиновники должны разбираться сами.
***
Впрочем, одно «слушание» своих подданных, без которого власти города уже обошлись, главе Владивостока предлагаю. Константин Владимирович, город заполняют СИМ — средства индивидуальной мобильности, электросамокаты, живо превратившиеся в забаву бездельной молодёжи. В первое же время один из самокатчиков (кстати, шесть рублей за минуту прокат) врезался в 70-летнюю женщину, шедшую с подругой на тротуаре: перелом ноги. И смылся. Так есть и будет. Статистика здравоохранением засекречена и не открывается.
В Москве каких только мер предохранения не предпринимается, особенно страдают дети. А надо ли?
Самокатчики на пешеходном тротуаре — нонсенс. По выражению одного из чеховских героев, их там не должно быть, потому что не должно быть никогда!
Мэр Парижа с 10-летним стажем (в 2022-м баллотировалась в президенты Франции), 65-летняя социалистка Анн Идальго (мать троих детей), провела в столице государства референдум, запретивший самокаты в городе.
С городских улиц нашей Перми исчезли электросамокаты. Власти запретили парковать их в центральных районах города.
А что ждёт Владивосток? Воспользуется ли он поговоркой о том, кто на чьих ошибках учится?
ПОСТСКРИПТУМ.
Россия, самая большая страна Земли, озабочена пугающей малочисленностью своего населения — всего-то 146 миллионов человек. С завещанным Александром Солженицыным сбережением народа пока не очень получается. Сегодня в особенности. В нашем крае тоже, во Владивостоке в частности. В 1992 году нас, приморцев, было 2 миллиона 314 тысяч 500 человек. 1 января 2024-го — Года семьи — 1 миллион 806 тысяч 393 человека.
1 декабря 2023 года во Владивостоке — 623 тысячи 300 человек, 1 апреля Года семьи — 622 тысячи 782.
Если уж разговор о гостевом маршруте, а вернее о гостях, о коих так пекутся наши власти, — то начать его следовало бы, развернув стелу-матроса на въезде в город на 180 градусов. Сегодня он не гостей встречает, а своих уезжающих провожает, подметил демограф Юрий Авдеев.