Владивосток

+20°
79.55
93.35
История

26 июля 2025, 00:00

Ещё один упрямец

Автор: Геннадий Обухов

Начальник Борисов и подчинённый Арсеньев дружили семьями и помогали друг другу

Ещё один упрямец

«Ну, эка невидаль, — заметит читатель, увидев неяркий подзаголовок, — многие сотрудники дружат семьями и помогают друг другу». Так-то оно так, но наш случай особый. Начальник — это руководитель ДВ управления рыбного и пушного хозяйства Трофим Борисов, а его подчинённый — инспектор того же управления Владимир Арсеньев. При этом Трофим Михайлович, родившийся 29 июля 1882 года, был на десять лет его младше...

Всесторонне рассказать о Борисове на газетной полосе, увы, невозможно. Посему за рамками очерка останутся грани его личности как авторитетного учёного-ихтиолога, толкового администратора и самобытного поэта. Наш рассказ — о дружбе известного с великим и его карьере прозаика.

НАЧАЛО ПУТИ: моря и реки 

Трофим родился в городе Гурьеве Уральской области в семье бедного крестьянина, бежавшего от безземелья на заработки и ставшего промысловым рабочим на Каспии. Детство тяжёлое: с восьми лет — подмастерье в рыболовецких артелях, а в тринадцать началась, как вспоминал Борисов, уже «полностью трудовая жизнь». В поисках лучшей доли семья подалась в вольные сибирские края, в Енисейск. Там 14-летний парень устроился писцом в судебную палату и занялся самообразованием. С 1903 года — служба по призыву в армии. Защищал Порт-Артур на Русско-японской войне, выжил и попал в плен. После возвращения поселился с отцом в селе Алеевка, что на Нижнем Амуре, стал рыбачить самостоятельно. Более десятка лет жил среди нивхов — малочисленного вымирающего народа. Помогал им чем мог: рыболовным опытом, врачеванием, бытовыми советами.

Советская власть существенно меняет вектор судьбы Борисова, которому при царском режиме по жизни мало что светило. В ноябре 1917 года он избирается комиссаром, а затем членом Сахалинского ревкома, также и в ДВ управление рыболовства, затем назначают инструктором Центросоюза в город Шанхай. А уже после, когда Дальний Восток зачищен от интервентов и белогвардейцев, его как знающего рыбака и умелого организатора ставят на руководство «Дальрыбохотой». Там Трофим Михайлович и знакомится с Арсеньевым...

ДРУЖБА: путёвка в литературную жизнь

Как вспоминала дочь нашего героя Алла Трофимовна, Борисов и Арсеньев подружились и общались семьями, старались заботиться друг о друге. Так, в семейном архиве Борисовых отыскалось письмо Владимира Клавдиевича, в котором он писал: «Узнал, что Вы болеете, забегу навестить». Любопытно, но именно Арсеньев помог получить начинающему прозаику своеобразную путёвку в литературную жизнь от тогдашнего мэтра советской литературы Максима Горького. Дело было так. В 1929 году он вручил своему другу рекомендательное письмо: «Уважаемый Алексей Максимович! Податель моего письма Трофим Михайлович Борисов мой хороший и близкий знакомый, хорошо знающий рыбное хозяйство Сибири и Дальнего Востока. ...Прекрасно владеет пером и является одним из популярных писателей нашей Дальневосточной окраины. Рекомендую Вам его — он человек очень интересный, бывалый, много видевший, большой знаток морских промыслов». Насчёт популярности он, конечно, приукрасил, но зато письмо помогло, и Горький — тоже! При встрече мэтр сказал Борисову: «Помню, хорошо помню мальчонку Петьку (героя повести «Маленькая речка», это ж надо, как повезло.  Прим. ред.), книжку вашу я читал ещё в Италии. Побольше популярных книжек, ...нам всемерно нужно стремиться к популяризации достижений науки». Ну а Арсеньеву Горький «отчитался» так: «Был у меня сегодня Борисов, очень понравился, договорились мы о его сотрудничестве в журнале “Наши достижения”, он даёт статью о рыбном деле на Дальнем Востоке». Написал мэтр и Михаилу Пришвину: «Вот ещё один упрямец, подобно В. К. Арсеньеву и Вам, сидит где-то в глуши и работает, работает».

Как отблагодарил Борисов своего друга и творческого покровителя? Может, «проставился»? Не исключено. А вообще — подготовил подробный и живой рукописный дневник о годах общения с Владимиром Клавдиевичем (в изложении и с комментариями опубликован в ДВВ 2 сентября 2022 года в № 36). Дело было сделано, оставалось одно — писать и печататься!..

КНИГИ: проза для всех

Первая текстовая проза — заметки в 1920-е годы, опубликованные местными газетами. В 1927 году вышла его повесть «Тайна маленькой речки», в которой автор рассказал историю одной рыбины от момента, когда была выметана икра в устье Амура, и до брачной поры, когда, дав новую жизнь потомству, сама она и погибла. Следующую повесть «Сын орла» Борисов посвятил нивхам, она написана на основе легенд этого самобытного народа. Далее — очерки и рассказы, вошедшие в сборники «По широким плёсам Амура» и «На берегах Камчатки», где описаны богатые картины дальневосточной природы, примерно в духе творчества Пришвина и Арсеньева (а может быть, им и подражая). Детям Трофим Михайлович адресовал свой следующий сборник «Камчатские сказки», в котором, рассказывая о птицах, зверях и рыбе в сказочной форме, придал им черты характера и поведения, подмеченные им в живой природе.

Слева направо: В. К. Арсеньев, С. И. Яковлев (художник-иллюстратор), Т. М. Борисов. Владивосток, 1928 г. museumprim.ucoz.ru

В 1934 году Борисова приняли в Союз писателей СССР, а в год 35-летия его литературного творчества он получил тёплые поздравления от Александра Фадеева, Леонида Леонова, Константина Федина и других маститых писателей.

Первая книга начинающего прозаика sun9-59.userapi.com

И что же? Когда тебе уже хорошенько за 50 и у тебя есть основная работа, со словом не связанная, — может быть, пора просто почивать на литературных лаврах? Ну, это кому как. Непонятно, когда (а в основном ночами) Борисов написал роман «Порт-артурцы», посвящённый простым солдатам, до конца державшим героическую оборону (опубликован в 1940 году в № 6 журнала «На рубеже»). И в тот же год как венец всех его творческих усилий в издательстве «Дальгиз» вышел двухтомник его избранных произведений...

ЖИЗНЬ: бесконечные сутки

Семья и дети, работа и литературное творчество. Это — насыщенное бытие, но не вся жизнь. Административная карьера Борисова складывается как по нотам: директор «Дальгосрыбпрома», начальник школы «Рыбпромуча», эксперт по технике лова и обработки рыбы в торгпредстве СССР в Японии. По инициативе Трофима Михайловича во Владивостоке в 1930 году открывается рыбный техникум (будущий Дальрыбвтуз). В эти же годы он работает в Дальневосточном университете, затем в Дальневосточном НИИ рыбоводства и океанографии (будущем ТИНРО). Борисов, более трёх десятков лет изучавший моря, реки и озёра Дальнего Востока, читает лекции, ведёт научные наблюдения, разрабатывает и пропагандирует новаторские методики лова рыбы. Публикует многочисленные книги и статьи о развитии рыбной промышленности на Дальнем Востоке и даже издаёт двухтомный учебник по технике рыбного лова! Да у него что, сутки растянуты до бесконечности, чтобы всё успевать?..

Борисов (в центре) среди приморских литераторов ru.wikipedia.org

Похоже, да. Потому что Борисов, проживая во Владивостоке (по воспоминаниям его дочери Аллы Трофимовны), много внимания уделяет молодым писателям города. Они, поэты и прозаики Владивостока, любят и уважают Борисова как старшего «по опыту, по званию», многому у него учатся. «Один или два раза в неделю они собирались у него дома, читали стихи, обсуждали их». Они — это Вячеслав Афанасьев, Василий Кучерявенко, Александр Артёмов, Семён Бытовой. И даже Александр Фадеев, который «в 1935 году был редактором журнала «На рубеже» и жил на 19-й версте под Владивостоком». Гуляя ночами по городу, поэтическая группировка нередко «заваливалась к Борисову», в гостях у которого все «читали свои стихи, говорили о поэзии». И сам хозяин, не удержавшись, декламировал «стихотворные строки, написанные им ещё в Порт-Артуре»!..

Трофим Михайлович покинет Приморье в 1939 году в связи с переводом университета из Владивостока в Томск. Будет работать в ТГУ, а после начала Великой Отечественной войны переедет в Ташкент. Там его настигнет рак, тяжелейшая по тем временам болезнь. Борясь со смертельной в буквальном смысле тоской, он наладит активную переписку со своими земляками-приморцами. А в одном из последних посланий, адресованных Василию Кучерявенко, признается: «Как я тоскую о Дальнем Востоке… Перед окнами у меня персик, а на нём ещё не опавшие плоды. Ах, как хороши теперь горы Приморья, окутанные краснеющим виноградом и клёном! Там тоже ясно, тихо и сочно. Особенно на берегу моря». Надеясь как на чудо на победу над болезнью, Трофим Михайлович, используя свою рукопись, начнёт работать над будущей книгой мемуаров об Арсеньеве. Но не успеет: 15 сентября 1941 года рак оборвёт все его творческие замыслы...

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM