19 июля 2025, 09:55
Великий ледовый путь к причалу
90 лет назад лесовозы «Искра» и «Ванцетти» открыли грузоперевозки по Северному морскому пути

В этом году Россия согласно президентскому указу отмечает ни много ни мало 500-летие с начала освоения Северного морского пути. Оказывается, ещё в 1525 году русский дипломат, толмач Дмитрий Герасимов говорил о возможности плавания из Европы в Китай северными морями. Между словом и делом пролегла дистанция огромного размера. Покорение ледовых трасс началось лишь в ХХ веке; здесь хватило и триумфов, и трагедий.
Ещё в 1878–1879 гг. шведский исследователь Адольф Эрик Норденшёльд на барке «Вега» впервые прошёл весь Северный морской путь, перезимовав у чукотских берегов. В 1914–1915 гг. достижение повторил отряд Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач». В 1932 году «Александр Сибиряков» (капитан Владимир Воронин, начальник экспедиции Отто Шмидт) одолел Севморпуть с запада на восток за одну навигацию. А в 1934-м, раздавленный льдами, ушёл на дно Чукотского моря пароход «Челюскин», шедший во Владивосток под руководством того же тандема. Погиб завхоз Борис Могилевич, остальных 104 челюскинцев вывозили с льдины по воздуху в течение двух месяцев…
Сдаваться советский человек не умел, да и не имел права. В том же 1934 году ледорез «Фёдор Литке» (капитан Николай Николаев) впервые прошёл Севморпуть с востока на запад за одну навигацию. После этого Совет труда и обороны СССР принял решение начать регулярные грузоперевозки.
Первой грузовой операцией на Севморпути стал переход лесовозов «Искра» и «Ванцетти» (капитаны Фёдоров и Бютнер, начальник рейса Цатуров — его впоследствии расстреляют по политической статье) из Ленинграда во Владивосток летом-осенью 1935 года. Гружённые зерном пароходы вышли из Ленинграда 8 июля. В Мурманске взяли дополнительный груз для полярников. Пароходы сопровождали ледоколы «Ленин», «Ермак» и «Красин», параллельно велась разведка льдов с воздуха.
Выписка из судового журнала парохода «Ванцетти» за 5 января 1943 года
Находившийся на «Ванцетти» океанограф Яков Гаккель (участник экспедиций «Сибирякова» и «Челюскина», отец виолончелиста группы «Аквариум» Севы Гаккеля) писал в № 2 журнала «Советская Арктика» за 1936 год: «Сквозное плавание… судов неледокольного типа, совершённое впервые в истории, прошло без каких бы то ни было аварий». Ледовая обстановка переходу благоприятствовала — словно тот самый Могилевич стал искупительной жертвой Арктике. А сколькие ещё — до него…
Океанограф, полярник Яков Гаккель, 1956 год
Плавание от Мурманска до Берингова пролива заняло всего 37 суток («Сибиряков» затратил на тот же путь 65 суток, «Челюскин» — 85, «Литке» — 69). В Николаевске-на-Амуре пароходы выгрузили зерно и приняли лес для Владивостока, куда и прибыли 9 октября 1935 года, затратив на весь 7700-мильный переход 93 дня.
Гаккель отмечает ряд недостатков в организации: много времени уходило на стоянки, не всё было гладко с радиосвязью между пароходами и полярными станциями. «Плавание показало, что для регулярной проводки судов… не хватает развитой портовой инфраструктуры», — писал позже доктор географических наук член Общества изучения Амурского края Юрий Наумов.
В том же 1935 году пароходы «Анадырь» и «Сталинград» прошли из Владивостока в Мурманск. Годом позже из Кронштадта во Владивосток благополучно прибыли эсминцы «Войков» и «Сталин»… Арктика сдалась? Если бы. Уже в 1937 году затонул пароход «Рабочий», раздавленный льдами. Из 64 судов, задействованных в тот год на трассе Севморпути, вмёрзли в лёд 25 транспортов. Среди них, указывает доктор исторических наук Михаил Агапов, был и пароход «Моссовет», намеревавшийся совершить первое двойное сквозное плавание: из Мурманска на Камчатку и обратно. Навигацию 1937 года признали сорванной. А ведь в том же году Валерий Чкалов триумфально перелетел через «купол» в Америку, а Михаил Водопьянов высадил на Северном полюсе четвёрку полярников во главе с Иваном Папаниным… Арктика не спешила уступать человеку.
Первый грузовой рейс «Искры» и «Ванцетти», так или иначе, вошёл в летопись Севморпути. Именно тогда таинственная Гиперборея из пространства открытий, подвигов и авантюр превратилась в рабочую транспортную артерию. Пусть и не всегда покорную земным капитанам…
Пароход «Искра», fleetphoto.ru
«Ванцетти» позже прославился ещё и боевым подвигом. Атакованный 5 января 1943 года в Баренцевом море немецкой подлодкой, лесовоз (его капитаном тогда был Владимир Веронд) открыл огонь из пушки. Лодка погрузилась и вышла из боя. Долго считалось, что «Ванцетти» потопил субмарину; когда открылся доступ к немецким архивам, выяснилось, что лодка U-354 не погибла, но получила серьёзные повреждения. В любом случае «Ванцетти» вышел из неравной схватки победителем. Тогдашний начальник радиостанции парохода Георгий Руднев впоследствии описал работу моряков Дальневосточного пароходства в военные годы в документальных книгах «Огненные рейсы», «Курсы, проложенные под огнём» и «На морских дорогах войны».
Моряк ДВМП, радист, летописец огненных рейсов Георгий Руднев, 1944 год
…Минули десятилетия. По прогнозу главы Минвостокразвития РФ Алексея Чекункова, к 2030 году грузооборот по Севморпути должен вырасти с нынешних 38 до 70 или даже 109 млн тонн. Идёт речь о строительстве новых ледоколов и терминалов, запуске «арктических» спутников, добыче нефти и газа, прокладке железных дорог… И об интересах обороны, конечно, тоже. В XXI веке в Арктике становится всё жарче.