Владивосток

+16°
77.9
91.49
История

13 июля 2025, 16:39

Неближний Восток литераторов Максимовых

Автор: Василий Авченко

Время первых: предтечи Арсеньева в юном Владивостоке. Часть 2

Неближний Восток литераторов Максимовых

Владивосток на рубеже XIX и ХХ веков

(Окончание. Начало в № 27 ДВВ от 2 июля)

Порой Сергея и Александра Максимовых путают, что неудивительно: во-первых — однофамильцы; во-вторых, оба оставили ценные свидетельства о юности Владивостока и нравах Уссурийского края второй половины XIX века. Можно сказать, что Владивосток, которому исполнилось 165 лет, их и породнил. Сегодня продолжаем нашу публикацию о втором Максимове, Александре.

«Наша национальная миссия на берегах Великого океана не кончена»

Писатель, морской офицер Александр Максимов (1851–1896)

Александр Максимов (1851–1896) — военный моряк, публицист, прозаик, очеркист. На корвете «Аскольд» мичман Максимов отправился из Кронштадта на Тихий океан и летом 1874 года прибыл во Владивосток. Здесь он получил назначение на шхуну «Восток» — в топографическую экспедицию подполковника Логгина Большева, исследовавшую берега Татарского пролива.

Служа во Владивостоке, публиковался в столичной печати — «Морском сборнике», «Кругозоре», «Ниве». В 1879 году вернулся на Балтику. В 1883-м в Петербурге вышел сборник рассказов и очерков Максимова «На далёком Востоке».

Флотский офицер, он проводил больше времени на суше, нежели в море, и писал в основном тоже о делах сухопутных: тайга, «инородцы», тигры, охотники, миссионеры, каторжники, золотоискатели, корнёвщики, бродяги, авантюристы, манзы, хунхузы… «Тигры (Максимов называет их «бенгальскими» — В. А.), а также барсы (леопарды. — В. А.) делают изредка набеги на селения русских и инородцев, где производят опустошения среди домашнего скота. Они появляются даже в таком людном пункте, как Владивосток… На них устраивают обыкновенно облавы, их стреляют и отравляют стрихнином», — пишет Максимов. Как тут не вспомнить «тигриные страсти» в Приморье сезона 2024–2025 гг.?

Со всей возможной подробностью Максимов описал «манзовскую войну» 1868 года — серию стычек между хунхузами и русскими военными. Всё началось на острове Аскольд, где китайцы-«хищники» незаконно мыли золото. Потом хунхузы сожгли русский пост в заливе Стрелок, деревни Шкотово, Суйфунскую (Раздольное) и Никольскую (будущий Уссурийск). В итоге китайцев разогнали (в деле участвовал и молодой военный географ Николай Пржевальский), наверх ушли бодрые доклады. Александр Максимов, однако, оценивает действия русских властей скептически: «Двести человек хорошо вооружённого, сравнительно, отряда не решились энергично атаковать сброд, вооружённый лишь фитильными ружьями, топорами, пиками и дубьём». Преследование, пишет он, почему-то прекратилось, «бродяги… перебрались со всем обозом награбленной добычи и золота в китайские пределы».

Моряк не мог не писать и о море. Его «Тюлений остров» — изложение истории гибели в 1889 году шхуны «Крейсерок», охранявшей котиковые лежбища от американских браконьеров (камень с якорем в честь «Крейсерка» в сквере Матросского клуба, установленный в 1897 году, — один из первых памятников Владивостока).

В очерках «Наши задачи на Тихом океане» (1894) Максимов, отдав дань «трёхвековому богатырскому беспримерному движению» России на восток, отмечает: «Наша национальная миссия на берегах Великого океана не кончена». Главным противником России, в том числе на востоке, тогда была Великобритания, но Максимов призывал опасаться и Китая: «Дайте китайцам силу и средства, и они жестоко выместят всем европейцам за перенесённые от них унижения». Он предлагал мирным путём присоединить к России по крайней мере часть Кореи — этой «Азиатской Италии»: «…Чтобы к России отошёл если не… порт Лазарева (северокорейский Вонсан. — Авт.), то хотя также незамерзаемый порт Шестакова (гавань несколько севернее в том же Восточно-Корейском заливе)». В вопросах внешней политики Максимов — настоящий «ястреб»: «Интересы нашего государства, а также достоинство могущественной монархии и незапятнанная национальная честь требуют, чтобы мы стояли на крайнем Востоке во всеоружии, стояли твёрдо и несокрушимо». Свои «политические этюды» он писал накануне запуска огромного проекта «Желтороссия» (КВЖД, Харбин, Порт-Артур, Дальний…), принёсшего России как впечатляющие достижения, так и оглушительные неудачи…

В 1895-м Максимов вновь — вероятно, по собственному желанию — прибыл на Дальний Восток. Уже капитан второго ранга, теперь он служил помощником капитана Владивостокского порта и одновременно — внештатным корреспондентом газеты «Новое время». К сожалению, этот второй его дальневосточный период оказался скоротечен: в возрасте 45 лет Александр Максимов скончался от «тяжёлой злокачественной анемии» и был похоронен во Владивостоке с воинскими почестями.

В его судьбе, творчестве, мыслях — множество пересечений с Арсеньевым: офицерская судьба, интерес не только к прямым служебным обязанностям, жёсткая позиция по отношению к японцам, китайцам и англичанам, но сочувственная — относительно «инородцев», то есть коренных малочисленных народов: «Гольды (нанайцы. — В. А.) представляют для края, по своим нравственным качествам и трудолюбию, полезное население; каждый гольд… дороже для нас сотни маньцз».

Другая параллель — писатель, офицер, натуралист Николай Байков, автор очерков о Маньчжурии. Арсеньев и Байков шли по той тропе, которую до них и для них торили Максимовы.

Александр Максимов — не самый изысканный стилист, но зато настоящий литературный первопроходец Уссурийского края. Именно он знакомил широкого российского читателя с повседневностью и экзотикой, говоря сегодняшним языком, «новых территорий». Открывал «большой России» восточные рубежи империи, описывал Дальний Восток не как гость, а как уже укоренившийся здесь житель. Поэтому именно его можно назвать первым писателем Владивостока и Приморья.

Вскоре после смерти Максимова в Петербурге вышло 10-томное собрание его сочинений, в дореволюционные годы его книги не раз переиздавались. Позже литератор оказался напрочь забыт. Лишь в 2023 году трёхтомник Максимова под общим названием «На далёком Востоке» вышел во владивостокском издательстве «Русский остров».

Новое издание сочинений Александра Максимова. Владивосток, издательство «Русский остров», 2023

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM