04 мая 2025, 12:00
Горячее небо Хайфона
50 лет назад завершилась война во Вьетнаме. Её огненное дыхание опалило и моряков Владивостока

Хайфон — это не марка модного телефона, а порт на северо-востоке Вьетнама. В годы Вьетнамской войны, завершившейся освобождением Сайгона 30 апреля 1975 года, Хайфон был ключевым портом сражающейся республики. Советские моряки — черноморцы и тихоокеанцы — с риском для жизни доставляли сюда мирные и немирные грузы. Случалось, попадали под обстрелы. И даже гибли.
Мост дружбы: вьетнамская миссия русских моряков
Непосредственное участие во Вьетнамской войне принимали советские зенитчики — расчёты ракетных комплексов С-75. Военспецы помогали вьетнамцам осваивать технику и вооружение, советники — советовали, разведывательные корабли и самолёты Тихоокеанского флота следили за американцами. А торговый флот СССР (своего морского флота у Демократической Республики Вьетнам почти не было) вёз в ДРВ муку, топливо, медикаменты, станки, комбайны, удобрения. И, конечно, — оружие, включая самолёты и танки.
Поначалу основная доля перевозок приходилась на Черноморское и Новороссийское пароходства. После 1967 года, когда Суэцкий канал оказался перекрыт из-за арабо-израильской войны, а поставки через Китай осложнились в силу ухудшения отношений Пекина и Москвы, ведущая роль перешла к Дальневосточному морскому пароходству. Так, в 1970 году, по данным доктора исторических наук профессора Дмитрия Лихарева и магистранта ДВФУ Дениса Войтко, уже 83 % всех советских грузов доставили во Вьетнам именно суда ДВМП. Они совершили за военные годы около тысячи заходов в порты республики, наладив Мост дружбы. Важнейшим звеном этого моста стал порт Хайфон в Тонкинском заливе, в сотне километров от Ханоя.
1967 год. Результаты обстрела «Туркестана» в Камфе. Фото Юрия Муравина предоставлено Музеем-заповедником истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева
Тыловой порт жил по законам военного времени. «Воздушные тревоги, вой сирен, налёты американских… самолётов, пальба установленных по всему городу зенитных батарей — всё это было повседневной реальностью», — так вспоминал хайфонские будни представитель Минморфлота СССР во Вьетнаме Николай Ковалёв. Советские моряки помогали тушить пожары и восстанавливать береговое хозяйство, питали обесточенный бомбёжками порт электричеством с судов.
Координаты смерти
Хотя американцы избегали ударов по нейтральным судам, советские теплоходы не раз оказывались под пулями и бомбами.
Так, 2 июня 1967 года в порту Камфа американские самолёты обстреляли из пушек и пулемётов стоявший у причала под погрузкой угля теплоход «Туркестан» Дальневосточного морского пароходства. Погиб электромеханик Николай Рыбачук, ещё шестеро моряков были ранены.
Могила электромеханика Николая Рыбачука на Морском кладбище Владивостока
Фото: Василий АВЧЕНКО
9 мая 1972 года при обстреле неподалёку от Хайфона танкера «Певек» Приморского морского пароходства ранения получили пятеро членов экипажа.
Буквально днём позже американские истребители-бомбардировщики F-105 среди бела дня атаковали теплоход ДВМП «Гриша Акопян», доставивший в Хайфон муку и теперь стоявший под погрузкой угля. В результате попадания бомбы правый борт был разворочен, начался пожар. Погиб боцман Юрий Зотов, ещё шестеро моряков получили ранения, само судно после пожара пришлось списать.
В том же мае 1972-го американские палубные штурмовики забросали минами воды, прилегающие к портам Северного Вьетнама. Нейтральным судам предложили уйти, пока мины не стали на боевой взвод. Однако начальник Дальневосточного пароходства Валентин Бянкин приказал продолжать разгрузку, заявив: «Если я уберу суда, американцы разнесут порт вдребезги. Единственное, что может спасти Хайфон, — это наши суда у причалов». Надев каски, подготовив системы пожаротушения и крупно нарисовав на палубе и бортах советские флаги, моряки продолжали работу даже во время налётов. А потом возвращались домой — через минные поля…
Эти истории легли в основу сюжета советско-вьетнамского фильма Самвела Гаспарова и Нгуен Суан Тяна «Координаты смерти» (1985): американцы минируют подходы к портам Вьетнама, теплоход «Челябинск», несмотря на ультиматум, отказывается уйти домой, американцы обстреливают и сжигают судно, гибнет боцман… Среди персонажей ленты — американская актриса Кэт Френсис, пытающаяся открыть своим соотечественникам глаза на эту неправедную для США войну. Её прообразом стала актриса Джейн Фонда, побывавшая во Вьетнаме в 1972 году и призвавшая американцев не участвовать в войне.
«Аргус» спешит на помощь
Если грузовые теплоходы разгружались и уходили, то спасательное судно «Аргус», пришедшее из Владивостока в Хайфон в октябре 1967 года, дежурило во вьетнамских водах год и три месяца.
В январе 1968 года теплоход «Переславль-Залесский», стоявший с грузом муки на рейде Хайфона, получил повреждения от близких разрывов бомб. Судно накренилось и потеряло ход, вышли из строя системы обеспечения живучести. «Аргус» вывел «Переславль-Залесский» из опасной зоны и оттащил к причалу. Позже судно на буксире теплохода «Иман» взяло курс на Владивосток.
Моряки «Аргуса» заделывали пробоины на итальянском теплоходе «Августин Бертани», снимали с мели английский «Рути Ани», буксировали кипрский «Марианти», спасли выброшенный на скалы английский «Верчармиан»…
В 1967 году в воюющий Вьетнам отправился «отец» Штирлица, о чём свидетельствуют экспонаты Дома-музея Юлиана Семёнова в Крыму.
Фото: Василий АВЧЕНКО
Однажды случился разрыв в трубе, по которой в Хайфон поступала пресная вода. Сложность была в том, что трубопровод проходил по дну реки Кам. На 14-метровой глубине, в условиях нулевой видимости и сильного течения, да ещё и во время авианалёта водолазы «Аргуса» укладывали тяжёлые шпалы из красного дерева, резали и соединяли трубы. Разрыв удалось ликвидировать.В августе 1968 года вспыхнул пожар на теплоходе-черноморце «Александр Грин», доставившем в Хайфон груз селитры. Из очерка владивостокского журналиста, прозаика Анатолия Лебедева «Моряк с «Аргуса»: «Селитра способна самовозгораться, и если до этого дошло, судну нет спасения. Потушить её невозможно. Почему — об этом как-то не говорят. Просто лучше не допускать пожара…» Взрыв грозил не только гибелью парохода, но и разрушением порта. Экипаж делал всё возможное, но сам справиться с огнём не мог. К горящему судну подошли буксир-спасатель «Аргус», теплоходы «Березовка», «Тавричанка» и «Чапаев», ударили водой и пеной изо всех стволов. Советским морякам помогали вьетнамские пожарные. Огонь был потушен, порт — спасён, повреждения самого «Александра Грина» признали незначительными.
Однако вскоре моряки, тушившие пожар, почувствовали недомогание. Уже на берегу, в госпитале, пятеро советских моряков скончались. Среди погибших был и водолаз «Аргуса» Юрий Терехов — один из тех, кто ремонтировал подводный трубопровод. Прибывшие из СССР врачи установили: при сгорании селитры во взаимодействии с пожаротушительными компонентами образовался газ типа фосгена — боевого отравляющего вещества. Им и надышалась аварийная команда…
Водолаз Юрий Терехов, 1960 год. Фото из открытых источников
«Бомбили в среднем примерно раз в две недели. Перед налётом пролетал американский разведчик и сбрасывал листовки — обращение к советским служащим и морякам: через три часа начинаем бомбардировку, просьба всем удалиться в бомбоубежище. На пароходе оставалось два человека — вахтенный помощник и матрос, остальные шли на берег в бомбоубежище… В основном бомбили не порт, а пароходы, которые стояли на рейде. Вернее, даже не сами пароходы. Они разгружались на рейде — у вьетнамцев были большие лодки, в которые с пароходов выгружали груз. Когда лодки отходили от парохода на порядочное расстояние, весь этот караван, который тащил буксир, начинали бомбить», — вспоминает капитан дальнего плавания Виталий Тутубалин, тогда — юный выпускник ДВВИМУ, в течение полугода работавший на «Аргусе» третьим помощником капитана.
В начале 1969 года на вахту в Хайфоне заступил собрат «Аргуса» — буксир-спасатель «Гелиос». А сам «Аргус» уже осенью того же года погиб в Индийском океане — налетел на рифы архипелага Каргадос-Карахос. Причём в спасении моряков принимал участие писатель Виктор Конецкий, тогда — второй помощник капитана научно-исследовательского судна «Невель».
***
В 1973 году американцы ушли из Вьетнама. В 1975 году Народная армия Вьетнама и Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (Вьетконг) взяли Сайгон — ныне Хошимин. Север и Юг воссоединились, в 1976-м родилась Социалистическая Республика Вьетнам.
Свою роль в этих событиях сыграли и наши моряки — участники новых «огненных рейсов», ветераны горячего фронта холодной войны. Но лишь много позже, в 1995 году, в Федеральный закон «О ветеранах» внесли поправки, приравнявшие гражданских моряков, возивших грузы в воюющий Вьетнам, к ветеранам боевых действий.