04 ноября 2022, 15:30
Одиннадцать семей Спасска и Спасского района удостоились знака Приморского края «Семейная доблесть»
Алексей Косяк удержал в своих крепких руках штурвал колхоза, а его супруга Лидия создавала семейный уют

Одиннадцать семей Спасска и Спасского района удостоились недавно знака Приморского края «Семейная доблесть». Среди них — Алексей Павлович и Лидия Ивановна Косяк. Жизнь преподносит нам сюрпризы, связывая крепким узлом незнакомых, но предназначенных друг для друга судьбой людей.
Двух сердец одно решенье
Они вместе учились в Приморском сельскохозяйственном институте, только специальности выбрали разные. Алексей хотел стать зоотехником, Лидии оказался ближе бухгалтерский учёт в сельском хозяйстве.
Их не манили большие города. Оба родились и выросли в глубинке: он — в селе Чкаловское Спасского района, она — в Хороле, и перспектива нелёгкой крестьянской жизни не пугала.
За годы студенчества их пути ни разу не пересеклись. Они даже не подозревали о существовании друг друга. А встретились под новый 1971-й год, когда Лида приехала по распределению в село Духовское, куда получил направление и Алексей. Это была любовь с первого взгляда. Статный голубоглазый парень, балагур и весельчак пришёлся по душе девушке, а строгая красавица сразу приглянулась ему.
Брак зарегистрировали 4 ноября 1971 года, но свадьбу сыграли раньше — 9 апреля. Вначале торжества прошли в Хороле, затем — в Чкаловском.
В семейном альбоме нет свадебных фото: старики говорят, плохая это примета — фотографироваться. Хочешь уберечь счастье — не выпячивай его напоказ…
С тех пор и шли они по жизни вместе.
Когда я спросила Лидию Ивановну, какой день из прожитых 50 лет стал для неё самым счастливым, она ни на секунду не замешкалась с ответом:
— А каждый день был счастливым! Счастье — не в шикарной шубе и не в бриллиантах, оно — в душе, в особом духе твоего дома, когда ты без слов ощущаешь, что тебя любят и любишь ты.
Чем дольше они были вместе, тем сильнее «прикипали» друг к другу. Когда в ноябре 1972 года родился первенец — Андрей, с родительскими хлопотами в семью вошло ощущение нового родства, тех крепчайших уз, которые не разорвать никаким испытаниям. Через 10 лет появился ещё один сын — Назар.
А жизнь катилась своим чередом…
[Здесь находится галерея]
Где родился, там и пригодился
Эта народная присказка — точно про него, Косяка, почётного гражданина Спасского района. Он не метался в поисках тёплого места и уютного кабинета. Щедро наделённый от природы оптимизмом, юмором, энергией, Алексей Павлович оказался лидером не по должности — по праву человека, умного, сильного, преданного землякам, живущим в сельской глубинке.
Молодой специалист едва проработал шесть лет, как в нём заметили люди эти лидерские черты. Неожиданно для себя Алексей стал заместителем руководителя хозяйства, а вскоре — и председателем Духовского колхоза. Он не искал чинов — жизнь сама их ему преподносила. Карьеризмом, типичным для комсомольской «верхушки» тех лет, Косяк так и не «заболел». На селе каждый — как на ладони. Притворством не проживёшь. Незаслуженного уважения не обретёшь.
В лихие 90-е, когда свирепствовала «прихватизация» и по приказу сверху банкротили даже вполне рентабельные хозяйства, Косяк удержал в своих крепких руках штурвал Духовского колхоза. Не дал растащить нажитое поколениями тружеников добро.
Алексей Павлович не из тех, кто обрастает мхом в насиженных креслах, теряя инициативу и опасаясь назревших перемен. И поэтому, когда тогдашняя глава района Жанна Саксина предложила ему возглавить местную власть на селе, согласился.
Его преемник, Александр Демешко, когда Духовской колхоз был признан лучшим хозяйством России 2004-го года, сказал: «В этом заслуга колхозников и специалистов, но в первую очередь — Алексея Павловича Косяка».
Долгие годы Духовское сельское поселение держалось на энтузиазме, хозяйской сметке, личных деловых отношениях председателя. Умел он и технику нужную найти, чтобы дороги после снегопада расчистить, и редкую запасную часть для комбайна достать, и людей в правильное русло направить.
Валентина Кривиченко вспоминает: «Ежегодно по 30 человек переселенцев к нам приезжало. А какая богатая была птицеферма! В Никитовке работал Приморский фазанарий (до сих пор в округе много этих красивых птиц) и крупное оленеводческое хозяйство».
Алексей Павлович исповедовал принцип взаимовыручки: «Земля круглая: сегодня ты мне помог, завтра — я тебе». Он пригодился ему и в новой должности. Потому что закон-то о местном самоуправлении приняли, а финансами и реальной свободой муниципалитеты, особенно в глубинке, обделили. Сельское хозяйство в те годы практически разваливалось. Не мог он допустить, чтобы всё, что строили и создавали тяжким трудом родители, дедушки и бабушки в советские времена, смял капиталистический бульдозер.
И потому не было в Духовском запустения и разрухи, как в других поселениях. Алексей Павлович ухитрился сберечь до лучших времён и двухэтажный Дом культуры, и школу, и детский сад — тот самый, что опекала женщина-космонавт Валентина Терешкова.
Мы — долгое эхо друг друга…
На праздновании 50-летия Ново-Русановской школы Алексей Павлович Косяк на правах почётного гостя речь держал. Положа руку на испечённый к юбилею каравай, сказал: «Хлеб — всему голова. На нас, крестьянах, стояла, стоит и будет стоять Российская земля».
— Алексей Павлович мечтал написать книгу об односельчанах. Не успел в круговерти дел. Осталось много заметок о людях, размышлений о жизни, стихотворных строк, — с горечью говорит Лидия Ивановна. — Вот одно из дорогих для меня признаний: «Ох, Лидуся, Лидуся! Я не ошибся в тебе, как ты не ошиблась во мне». Он был, как солнечный свет. И щедро делился своей энергией с другими. Знал едва ли не каждого жителя района по имени-отчеству. Помню, как его возмутил один из руководителей, сказавший об односельчанах: «Это не люди, а быдло!». Сам он старался образумить пьяниц и лодырей, но никогда не считал людей быдлом, как бы те низко ни опустились.
Он никогда не стремился возвыситься перед односельчанами.
— Помню, Алексей Павлович распорядился обрезать коммуникации к своему дому, — вспоминает Лидия Ивановна. — И объяснил: мы должны жить, как все. Я никогда не «грузила» его своими потребностями — они были у меня вполне скромными. Жили на зарплату. Было дело, кто-то из сельчан назвал меня «директоршей». Алексей Павлович тут же оборвал говоруна: «Она — моя жена, а не директорша!». Я ведь никогда не вмешивалась в его дела. Мы доверяли друг другу.
Их не манили Мальдивы. Они не путешествовали по дальним далям. Хватало забот и хлопот: работа, дети, хозяйство, огород…
Счастлива женщина, которая может сказать: «Все дни были счастливыми!». И благословен мужчина, который стал для неё солнечным светом…
…Их общую награду Лидия Ивановна принимала одна. Но Алексей Павлович незримо был с ней рядом — в долгой, как эхо, памяти…