05 декабря 2024, 11:19
История не одного города
Приморье лишилось сразу трёх городов. Что стоит за сменой вывесок?

Зимний патриархальный Лесозаводск
Ещё несколько дней назад в Приморском крае было 12 городов. Теперь стало на три меньше. Лесозаводск, Партизанск и Дальнегорск этого «офицерского» звания лишили. Приморский парламент принял внесённый краевым правительством закон, согласно которому названные три города станут муниципальными округами.
Оказывается, всё дело в низкой плотности населения. По принятым в стране нормам плотность населения в городе должна составлять не менее 42,5 человека на квадратный километр, впятеро или больше превышая среднюю плотность населения в РФ (последняя равна 8,53 человека; для сравнения: в Москве — 5 134, на Чукотке — 0,07). Лесозаводск, Партизанск и Дальнегорск этому требованию не отвечают — в их пределах на одном км² проживает от 7 до 30 человек.
Теперь в Приморье осталось девять городов. Помимо лидеров — столичного Владивостока, промышленного Уссурийска, моряцкой Находки — это постепенно превращающийся в дальний пригород краевого центра Артём, оборонный Арсеньев, судостроительный Большой Камень, цементно-аграрный Спасск-Дальний, пограничный Дальнереченск (ему, кажется, имя «Уссурийск» подошло бы куда лучше, нежели бывшему Никольску и Ворошилову) и полузакрытое военно-морское Фокино.
В «разжалованных» городах живёт по 34–36 тысяч человек. Примерно столько же числится в Спасске. В Дальнереченске и Фокино — того меньше: соответственно 25 и 19 тысяч. Но в их случае речи о лишении городского статуса не идёт — видимо, здесь с плотностью населения дело обстоит лучше.
На практике, сообщают официальные лица и их пресс-службы, ничего не изменится: досрочных отставок и выборов не будет, бюджеты и границы останутся прежними, сменятся только уставы и вывески. (Интересно, как разрулят казус Партизанска: Партизанский муниципальный округ у нас уже есть, это бывший Партизанский район; не возвращаться же к старому названию города — Сучан?)
Ничего не навсегда, жизнь — не статика, а динамика. Значит, и новость о городах — не последняя. Можно предположить, что административная пересборка рано или поздно затронет Владивостокскую агломерацию. Уже слышны споры о новой нарезке границ Надеждинского района. Трудовое когда-то передали от Артёма Владивостоку, а теперь и включение всего Артёма в пределы краевого центра кажется перспективой не очень далёкой…
Печальнее другое: как бы мы ни меняли вывески, приморцев становится всё меньше. Из сёл люди едут в города, оттуда — в другие города, побольше и позападнее. Проблема эта — общедальневосточная. Концепция демографической политики Дальнего Востока до 2025 года, принятая правительством РФ в 2017 году, предполагала, что к 2020 году число дальневосточников стабилизируется на уровне 8,3 млн человек, а к 2025-му даже вырастет до 8,6 млн. Однако на деле отток, начавшийся в 1992 году, продолжается, хотя и замедлился по сравнению с провальными 1990-ми. Только за последнюю пятилетку население ДВФО сократилось на 300 тысяч и составляет теперь лишь 7,9 млн человек. А всего за 30 с хвостиком постсоветских лет Дальний Восток потерял два с половиной миллиона…
Всё это касается и нашего южного и сравнительно тёплого Приморья. На момент распада СССР в крае жило 2,3 млн человек, сегодня — 1,8 млн. Даже у Владивостока — самого большого, комфортного и благоустроенного города Приморья — те же проблемы. Год назад федеральное правительство утвердило план развития Владивостока, согласно которому численность его жителей к 2030 году должна вырасти до 696 тысяч человек (то есть почти на 70 тысяч — два Спасска!). Поверить в это с учётом динамики последних лет не получается. По данным Росстата, сегодня владивостокцев — 622 тысячи. Глава города Константин Шестаков, ссылаясь на данные мобильных операторов, говорит о 710 или даже 730 тысячах. Возможно, так оно и есть, но численность владивостокцев остаётся более-менее стабильной лишь за счёт притока из пустеющей приморской глубинки. Говорить о реальном росте не приходится, и других реалий у нас для вас нет.