Владивосток

+6°
93.29
99.56
История

06 мая 2023, 10:01

Муза немирного времени

Автор: Геннадий Обухов

В военные годы дальневосточникам помогали сражаться песня и музыка  

Муза немирного времени

afishanovgorod.ru

Победы, как известно, достигаются на поле боя с оружием в руках. А готовятся — в тылу. Но всегда, в обоих случаях, важны патриотический настрой и решимость: уничтожить врага, выполнить оборонный заказ. Наш рассказ — о том, как песенное творчество и музыкальное искусство помогали защищать интересы Родины и ковать победу на дальневосточных рубежах.

Хиты для красноармейцев

Первоначально воинов-дальневосточников порадовал своим творчеством Александр Давиденко, один из первых в стране композиторов-пропагандистов, воспевавших непреходящие социалистические ценности советского строя. И композитором был талантливым. Правда, сразу начал творить с объёмной баллады «Коммунист», но её ввиду вокальной сложности никто так и не исполнил. И он переключился на песни. Лучшие произведения композитор посвятил Красной армии и её военачальникам: «Конная Будённого», «Первая конная», «Песня о наркоме и его друзьях», «Винтовочка». В 1929 году на Китайско-Восточной железной дороге случился конфликт с китайцами, на что Давиденко откликнулся песней «Нас побить, побить хотели» (на слова Демьяна Бедного). И она неожиданно стала одним из хитов своего времени — и не только в военной среде. Песня так часто звучала по радио, что стала восприниматься как весьма назойливое творение и спровоцировала множество пародий. Самую смешную сочинили поэт Ядов и сатирик Ильф:

Два певца на сцене пели:

«Нас побить, побить хотели».

Так они противно ныли,

Что и вправду их побили.

Давиденко активно работал с музыкальной самодеятельностью, руководил выступлениями больших хоровых коллективов в дни празднеств. Написал ещё один хит песню «Маленький барабанщик» («Мы шли под грохот канонады…»), ставшую фактически гимном советской пионерии. Был обласкан властью и жил на Арбате. Наверняка мог написать ещё не один десяток песенных хитов, но скоропостижно скончался в возрасте 35 лет от скоротечной пневмонии, простыв на первомайской демонстрации 1 мая 1934 года.

Следующим советским композитором, творившим для защитников дальневосточных рубежей Отчизны, стал известный многим плодовитый композитор Лев Книппер. По другому, пожалуй, и быть не могло: с апреля по август 1932 года он служил в Приморье инструктором по массовой работе в Особой Краснознамённой Дальневосточной армии. За свою жизнь он написал десятки песен (в том числе романсы, для хора и казачьи), самые известные «Почётный караул», «Песня звонкая», «Походная кавалерийская». И шедевр «Полюшко-поле». Но вот дальневосточников решил порадовать более сложным для понимания музыкальным опусом — Третьей симфонией, состоявшей из пяти частей, главным музыкальным рефреном которой стала тема «За дальней восточной границей». Это широкоформатное произведение получило у музыкальных критиков название «Дальневосточной» и великолепные отзывы.

Композитор Александр Давиденко первым обратил внимание на воинов-дальневосточников. 47news.ru

Музыка для «прекрасного края»

С началом Великой Отечественной войны деятели культуры и искусства решали особые задачи, продиктованные условиями военного времени, — воспитывали в советских людях патриотизм и социалистический интернационализм, верность долгу и присяге, ненависть к врагу. По городам и весям Отчизны отправились десятки известных и не очень творческих коллективов. В марте 1942 года в Хабаровске стартовало дальневосточное турне композитора Исаака Дунаевского. Исаак Осипович начал с того, что встретился с местными композиторами, выслушал их сочинения и (здесь и далее — цитаты из СМИ) «размышлял о том, какой должна быть песня о Великой Отечественной войне». Какой именно — здесь мэтр не теоретизировал, а делился примерами, здесь же им и созданными: песнями «9-я Гвардейская», «Об Амурстали», «Марш сталинской авиации».

Перемещался Дунаевский вместе с возглавляемым им ансамблем песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников на специальном агитпоезде. Состав оборудовали радиоузлом, в распоряжении артистов находилось большое количество документальных и художественных фильмов. Выступления проходили при переполненных залах, с «подлинным увлечением и подъёмом» и традиционно открывались популярной песней «На врага за Родину — вперёд!», написанную Исааком Осиповичем ещё в первый месяц войны:

Идём мы, товарищ,

За землю святую,

За мир и за счастье людей,

За милую мать,

За жену молодую,

За наших отцов и детей!

Именно такие простые и безыскусные слова наполняли сердца дальневосточников ненавистью к захватчикам, помогали им разить врага без пощады.

Иногда перед зрителями в формате нынешних творческих встреч выступал и сам автор. Вспоминая о дальневосточных гастролях, Дунаевский писал, что побывали они тогда «во Владивостоке, на Сучане, в бухте Находка и Ворошилове, Комсомольске-на-Амуре», выступали перед тружениками тыла и военными в частях Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота. Говоря о зрителях, композитор отмечал, что и в «больших помещениях Дома Красной армии, Флота или в маленьких клубах пограничных застав» коллектив встречал «замечательную аудиторию», людей, «жадно впитывающих культуру», которые «всё, что получают от жизни, переплавляют в себе в железную волю», и это проявляется «в подвигах во славу Родины».

Особо запомнились и активно освещались местной прессой гастроли коллектива Дунаевского в Приморье. Мэтр назвал наш край «прекрасным» и подчеркнул, что всё увиденное здесь дало ему «огромную творческую зарядку». Несмотря на трудности организационного и творческого плана, с которыми он неизбежно сталкивался в ходе поездок по Приморью, именно на нашей земле он создал несколько песен на стихи местных поэтов. Так, во Владивостоке сочинил «Марш эсминцев» на слова Зильвенского и «Ястребок» на стихи авиамеханика Тихоокеанского флота Миронова, посвятившего их Герою Советского Союза лётчику-истребителю Талалихину. Автор текста лично знал его и гордился этой дружбой. Интересно, но обращение в песне к реальному человеку было в советском песенном жанре направлением редким, но очень близким Дунаевскому! Потому что сам он не мог сочинять музыку «о танкистах вообще, о лётчиках вообще, а мог писать только о конкретной личности».

Гастроли Исаака Дунаевского по Дальнему Востоку запомнились надолго. i.ytimg.com

Сложно ли было Дунаевскому сотрудничать с простыми приморскими авторами? На людях — нет, и он этой возможностью публично гордился. А вот на самом деле... В одном из писем, не предназначенных для опубликования, композитор вспоминал: «Трудно после долгих лет «притирки» к определённым поэтам, их привычкам и манере работы переключаться на других, которые и по уму, и по таланту стоят значительно ниже». И что же? Признание — суть обычной композиторской рутины, просто лишний раз доказывающая тот факт, что с непрофессионалами работать сложнее. Только и всего. Главное здесь — перешагнуть через собственное величие, реальное или дутое, забыть на время, что ты мэтр. И Дунаевскому это всегда удавалось. Как? «Иногда перед очередным творческим скачком долго и мучительно раскачиваешься, хочешь сделать лучше, мобилизуешь все душевные силы. В таких случаях говорят: «Дунаевский молчит», а кто-то злобно шипит: «Дунаевский кончился». А он работает, работает, спускает в корзину ворох музыкальных тем, набросков, мыслей, которые перед сном кажутся ему заманчивыми, а наутро гадкими и серыми. Так идёт жизнь», — охарактеризовал свой творческий процесс в ходе дальневосточного турне Исаак Осипович.

...После Приморья творческий коллектив Дунаевского отправится в Среднюю Азию. А вернувшись в Москву, мэтр узнает, что председатель Государственного комитета обороны Иосиф Сталин, всегда интересовавшийся ходом первого в годы войны творческого турне, принял решение наградить его орденом «Знак Почёта».

И это, бесспорно, именно тот почёт, что заслужен трудом, помноженным на талант.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM