Владивосток

-8°
88.16
92.01
История

05 апреля 2024, 11:25

На фронтах Большого Владивостока

Автор: Александр Сырцов

Чем запомнился архитектор и градостроитель Юрий Траутман

На фронтах Большого Владивостока

Фотография из фондов Музея Арсеньева. НА ФОТО: Застройка улицы Патриса Лумумбы, начало 60-х

Как же сейчас приморской столице не хватает такого человека, чтоб остановить гидру точечной застройки и выстроить горизонты будущего! Профессионального, принципиального, творческого. Таким, каким был архитектор Большого Владивостока Юрий Траутман. 115 лет со дня рождения градостроителя отмечают в архивах и библиотеках. Удивительно, что комиссия по топонимике не предложила в честь него назвать какую-нибудь новую улицу или объект. 

Юрий Траутман родился в 1909 году в Симбирске (Ульяновске) и, как его земляк Владимир Ильич Ленин, стал большим мыслителем, хотя и в своей сфере, градостроительной. Учёба в Ленинграде, война… Во время блокады Траутман строил оборонительные сооружения, а уже с 1943-го он в действующей армии, на Карельском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. В 45-м вместе с боевыми товарищами освобождал города Европы, награждён двумя орденами Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда».

Первый его опыт, архитектурный и боевой, очень пригодится после Великой Победы. Юрия Андреевича прям с фронта направят главным архитектором в искорёженный Севастополь, затем, в 1954-м, — в столицу Туркменской ССР Ашхабад; город предстояло отстраивать заново из пепла после землетрясения. Архитектора там вспоминают до сих пор!

Наконец, Владивосток — главная запись в его трудовой биографии. Так этот эпохальный момент передала в публикации 2000 года журналист газеты «Владивосток» Тамара Калиберова:

Он появился в Приморье в 1961 году. Вскоре после того, как Хрущёв задумал сделать из Владивостока второй Сан-Франциско, а правительство приняло специальное постановление «О развитии г. Владивостока». Здесь, выражаясь современным языком, развернулась стройка века. Средства отпускались колоссальные — они исчислялись миллиардами тогдашних рублей. Нужен был архитектурный дирижёр, который бы сумел не сфальшивить и создать прекрасную симфонию города. И такой человек нашёлся — Юрий Траутман.

[…] За несколько лет начиная с 1960 года жилая площадь города удвоилась. На бывших окраинах выросли благоустроенные районы. В Гнилом Углу появился новый жилой массив на 8 тысяч человек. На месте бывшего капустного поля поднялся северо-западный район, в котором справили новоселье около 15 тысяч жителей. Большой жилой массив возник в районе Второй речки, где раньше был аэродром.

Добавим к этому списку Корейскую слободу, улицу Патриса Лумумбы, 12-й микрорайон (посёлок Рыбак – ул. Постышева и другие), ансамбль центральной площади, новый дворец пионеров на Океанском проспекте. Траутман жил городом, и, даже будучи пенсионером, он с фотоаппаратом на плече гулял по его колоритным живым улицам, оставив богатое наследие снимков, эскизов, рисунков.

Отдельная страница в жизни Юрия Андреевича — созданная им же кафедра градостроительства в Дальневосточном политехническом институте. Интересными воспоминаниями поделился главный дизайнер газеты «Дальневосточные ведомости» Алексей Пермяков:

«Он сыграл очень заметную роль в воспитании молодого поколения архитекторов, давно уже ставших опытными и маститыми “зубрами”. Себя к таковым никоим образом не отношу, но мой, скажем так, жизненный выбор был связан с его личностью напрямую.

Я со школьных лет неровно дышал к архитектуре и дизайну (тогда это по большей части звалось «технической эстетикой»), рисовал чисто для себя всякую полуфантастическую небывальщину... старался быть в теме.

Как-то раз я зашёл по объявлению на лекцию Ю. А. Траутмана об истории и архитектуре города в здание на ул. Ленинской, 69. Пришёл я заранее и, войдя в небольшой зальчик, удивился, услышав фортепианные переборы. За роялем сидел импозантный профессорского вида исполнитель “в возрасте” и играл, кажется, бетховенскую “К Элизе”. Помещение понемногу заполнилось, профессор встал, сдержанно поклонился и представился: “Юрий Траутман, архитектор. Сейчас я расскажу вам о нашем прекрасном городе”.

И рассказал. По окончании лекции я подошёл к Юрию Андреевичу со своими, наверное, совсем дилетантскими “дополнительными” вопросами, и мы довольно долго беседовали, после чего он поинтересовался, где я работаю или учусь (я был на тот момент студентом 1-го курса биофака ДВГУ) и почему бы мне не попробовать поступить “к нам” на архитектурную специальность. Я ответил, что у меня нелады с математикой (а это — один из вступительных экзаменов). “А рисовать-то умеете?” — “Да”, — самоуверенно ответил я... — “Ну если сдадите рисунок на 5, то математику уж вам как-нибудь зачтут”, — пообещал мэтр.

Забегая вперёд, скажу, что так и вышло. Даже пресловутую математику я сдал без особых проблем.

Снова мы встретились с Ю. А. уже на первом курсе — он был одним из кураторов нашей группы.

И хотя я сам, волею судеб, выбыл из любимой профессии в тяжёлые 90-е, но воспоминания о достаточно близком знакомстве с такими людьми, как Юрий Андреевич Траутман, Николай Степанович Рябов, Виктор Александрович Обертас, греют мне душу и по сей день».

Помним, ценим!

Фотографии из фондов Музея Арсеньева. Юрий Траутман выступает перед детьми с рассказом о Владивостоке.


Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM