08 сентября 2022, 14:44
Несколько нестыдных вопросов про выборы

11 сентября Приморье ждёт череда муниципальных выборов. Информации об этом крайне мало — и неспроста. Чем меньше людей придёт на участки, тем больше способов без затей повлиять на итоги голосования. Попробуем объяснить, что происходит и почему нам всем крайне важно в воскресенье пойти на выборы.
Что за выборы?
11 сентября Владивосток выбирает депутатов городской думы. Выборы пройдут также в Арсеньеве, Артёме, Большом Камне, Дальнегорске, Находке, Фокино, Пожарском районе и Хасанском округе. Кое-где — дополнительные выборы городских депутатов, а в нескольких сёлах — выборы глав (в маленьких населённых пунктах их до сих пор выбирают всенародным голосованием, а не назначают думы).
Во Владивостоке, например, 35 депутатов. В уходящем созыве на выборах применялась мажоритарно-пропорциональная система. 17 депутатов избраны по одномандатным округам (город разбили на 17 частей, и люди, прописанные на той или иной территории, выбирали одного депутата из нескольких кандидатов), а ещё 18 — по так называемому единому округу, «по спискам».
Но сейчас эта система поменялась. Никаких списков больше нет. Все 35 депутатов избираются по одномандатным округам.
А какая разница — по округам или нет?
Фактически больше нет депутатов, которые бы «отвечали за весь Владивосток». Но по-хорошему — всегда можно обратиться к любому депутату, кто больше нравится.
Важнее другое. Большинство в думе как будто должны занимать лояльные депутаты. А социологические исследования настроений избирателей даже в прошлом-позапрошлом годах не давали чёткой картины: огромный процент отказа, социально одобряемые ответы и просто откровенный обман о политических предпочтениях. «Единая Россия» побеждала со скрипом, досрочкой, электронным и трёхдневным голосованием, да и просто по технологии Уссурийского ТИК. Сейчас с учётом геополитических событий замерить рейтинги тем более тяжело. Так что партию лучше подзадвинуть.
Считается, что на более мелких округах проще выигрывать — за счёт личного, финансового или административного ресурсов. Вам приходится мобилизовать вдвое меньше избирателей. Это, конечно, палка о двух концах — так-то и оппозиции становится легче. Что показала практика прошлого года, когда КПРФ победила на выборах в Заксобрание на всех одномандатных округах, расположенных во Владивостоке. Но тогда в строю был Артём Самсонов, а сейчас работа штаба выстроена слабее; поговаривают и о расторговках партии с властью.
Почему о выборах нигде нет информации?
Есть такое понятие — «сушить явку». Существует абсолютно чёткая связь между числом избирателей, пришедших на выборы добровольно, и возможностью накрутить результат. Смотрите. На досрочку, допустим, привели 8 % от числа избирателей, это отвратительно много, ещё 2 % голосов можно прикупить в день голосования (посложнее и подороже). Итого 10 % — «за кого надо». Больше просто физически сложно притащить: ну нет у нас столько бичей, негодяев и бюджетников! А всего явка на муниципальные выборы не больше 15 %! А была бы 25, а лучше 30 %, работали бы настоящие народные избранники в думе. Не факт, что они сильно лучше «согласованных», — но разница в том, выбрали мы их или нет!
Широко известны и относительно честные способы привода. Можно велеть врачам-учителям-библиотекарям-нянечкам досрочно проголосовать за того или иного кандидата. Обычно, когда начальство просит, никто не отказывает (кстати — отказывайте смело, ничего вам за это не будет!). Бичам за голос по 2 000 рублей платят, а бюджетникам ничего. Учтите и голосуйте по совести.
«Очень прошу сегодня-завтра отработать всех, кто есть в таблице. Это — досрочное голосование в думу города Владивостока. Это где мы с вами регистрировались — я, слава богу, подала не всех, но вот 17 человек нам нужно отработать. Если вы не проголосуете, вы просто подставите своего руководителя, потому что данные списки лягут мэру на стол…» — такое голосовое сообщение переслали сотрудники детского сада № 7. И таблица с фамилиями избирателей. У каждого в списке указаны нужные адреса и кандидаты. Все — из так называемой Команды мэра.
По нашим данным, такие списки раздали по многим бюджетным учреждениям Владивостока.
Почему оппозиция недовольна досрочным голосованием?
Чтобы проголосовать досрочно, у человека должна быть уважительная причина, например операция, командировка или отпуск с билетом в другой город. Объяснения вроде «у тестя юбилей» или «мне денег обещали за голос» — мимо кассы! Избирательная комиссия должна принять у человека заявление, но не вправе требовать подтверждающие документы (билет или медицинскую справку). В ОИК уже который день стоят очереди, от которых порой разит перегаром. Резко засобирались в отпуска гостинки на Надибаидзе…
В политических кругах ходит информация о том, что фактический руководитель кампании-2022 Илья Митькин, он же Спокойнов («серый кардинал» внутренней политики при губернаторе Миклушевском), намерен сделать упор на досрочное голосование. Есть мнение, что конверты с результатами очень легко подменить, например, в ночи. Да и система «сфотографируй галку и пришли куратору» работает чётко. Мы просто напомним, что можно испортить бюллетень после того, как запечатлеете его для отчёта, или попросить у комиссии новый, аргументируя ошибкой.
Можно подумать, так много людей голосует досрочно?
Очень! По состоянию на утро 4 сентября на округе № 33 нашлось 710 жутко занятых людей (всего в списках избирателей 12 980 человек; 5,47 % «досротов»).
Округ № 4 отличился. Там бьются пенсионер Дмитрий Киритов от КПРФ, рекламист коммерческой компании Наталья Пак от «Единой России», самовыдвиженец и тренер спортшколы «Бастион» Семён Полещук и др. 5,77 % досрочки — 720 из 12 482 избирателей.
Округ № 1 — волонтёр проекта «Чистый Берег» и человек, много хорошего сделавший посёлку Трудовое Александр Москаленко, — против директора «управляйки», известного депутата Николая Голояда. 486 избирателей из 13 537 до утра понедельника проголосовали, это 3,59 %.
На 14 округах из 35 доля досрочно проголосовавших к понедельнику превысила 1 %. На двух из этих округов — превысила 5 %. Кстати, в открытом доступе этих данных нет! Ещё бы — кто ж признается, что фуфельных депутатов выбирают затравленные бюджетники и купленные бичи?
А по-честному эти ребята победить не могут?
Нет.
И зачем самовыдвиженцы сейчас понадобились?
Есть такая «Команда мэра». Пишется «КоманДА!» — величайшее изобретение политтехнологов; народ неизменно читает с ударением на последний слог. Гибрид ежа и ужа. Единороссы (в том числе подозрительные), самовыдвиженцы (в том числе приятные), пара согласованных кандидатов от других партий. Считается, что все эти люди станут принимать позитивные решения во благо города. И народ резко в это поверит. Какие решения позитивны, а какие нет, при таких раскладах решать станут люди, подконтрольные чиновникам и бизнесу. Дума как бы и раньше не особо ставила палки в колёса, но тренд на полную лояльность, сами понимаете.
Политики и политтехнологи заимствуют наши голоса. А зачем в таком случае напрягаться и идти на выборы?
Во-первых, 25–30 % явки — это практически гарантия честных выборов.
Во-вторых, городской депутат — самый близкий к народу человек. Он может поднять руку за то, чтобы разрешить компенсационное озеленение на крышах (фактически — дозволить строить небоскрёбы на крохотных участках в центре города). А может помочь вам сменить проворовавшуюся управляющую компанию, пролоббировать строительство сквера, добиться ремонта лестниц и подпорных стен или не допустить сноса детского садика ради строительства трассы под окнами дома. Это живые примеры из работы уходящего созыва думы Владивостока.
В-третьих, депутаты выбирают мэра. С 2014 года прямые выборы по понятным причинам отменены. И ладно Шестаков, но ведь Гуменюка-то тоже дума утверждала.
В-четвёртых, есть мнение, что на выборы надо ходить, потому что нас там никто не ждёт. Стыдно сдаваться и отдавать город порой сомнительным личностям. Давайте все вместе придём и обломаем крысам пир!