14 сентября 2025, 00:00
Огненный рейс длиною в жизнь
В годы войны Дальневосточное пароходство потеряло 25 судов

У памятника морякам торгового флота во Владивостоке — ряд тяжёлых чугунных плит. На них — названия судов Дальневосточного морского пароходства, потерянных во время Второй мировой войны, и фамилии погибших моряков. К началу войны пароходство располагало 85 транспортными судами. В 1941–1945 гг. было утрачено 25 из них — почти треть; погибло 418 человек. Об ответственной и полной драматизма работе моряков ДВМП в годы войны рассказано в книге Георгия Руднева «Огненные рейсы», новое издание которой вышло в свет в год 80-летия Победы.
Георгий Руднев, 1944 год
Опасные маршруты
Помощь по программе ленд-лиза от американских и английских союзников поступала в СССР преимущественно морем, причём несколькими маршрутами. Наиболее известны северные конвои в Архангельск и Мурманск, хотя ведущим маршрутом был другой — восточный. Именно через Тихий океан в СССР поступило 47,1 % от общего объёма грузов (через Иран — 23,8 %, через Арктику — 22,6 %). Настоящей столицей ленд-лиза был Владивосток.
Враг стремился перебить морские артерии, столь нужные сражающемуся Советскому Союзу. Опасность грозила торговому флоту СССР в самых разных точках планеты — от Филиппинского моря до заполярного Диксона. Пароходы гибли от торпед и авиабомб, артиллерийского огня и мин. Они оказывались мишенью не только для кригсмарине и люфтваффе, то есть военно-морских и воздушных сил нацистской Германии. Несмотря на пакт о нейтралитете, ряд советских пароходов потопили японцы. Ещё несколько судов по ошибке отправили на дно наши американские союзники, порой воевавшие по принципу «Топи их всех» (именно так озаглавил свои мемуары адмирал Локвуд, командовавший подводными силами США на Тихом океане). Случались истории, потрясающие своим драматизмом, — как, например, с торпедированной в Охотском море в начале 1944 года «Белоруссией». Уцелевшие моряки пытались добраться до берега по льдам, но спастись удалось только двоим… Будь наши кинематографисты порасторопнее — давно бы блокбастер сняли.
Фильмов об огненных рейсах моряков-дальневосточников пока не появилось, но зато написаны книги. Их автор — ветеран Дальневосточного пароходства Георгий Руднев.
Пароход против подлодки
Георгий Алексеевич Руднев родился в 1919 году в Хабаровске. В 1935 году поступил во Владивостокский морской техникум, из которого вырос нынешний Морской госуниверситет имени Невельского. Получив специальность «радиотехник-радиооператор 1-го класса», Руднев в 1939 году пришёл в Дальневосточное морское пароходство. Как оказалось — на всю жизнь…
5 января 1943 года в Баренцевом море лесовоз «Ванцетти», на котором Руднев работал начальником радиостанции, атаковала немецкая подлодка U-354. Пароход, уклонившись от торпед, открыл по лодке огонь из пулемёта и пушки. Два снаряда попали в корпус спешно уходившей под воду лодки. Долгое время считалось, что «Ванцетти» потопил вражескую субмарину. Много позже, когда открылся доступ к немецким архивам, выяснилось, что лодка не погибла, но была серьёзно повреждена. В любом случае пароход выиграл неравный бой.
В 1952 году Руднев сошёл на берег и занял должность, название которой для непосвящённого человека звучит загадочно: девиатор базовой электрорадионавигационной камеры. Девиация — это ошибка в показаниях магнитного компаса из-за влияния судового железа. Девиатор — специалист, занимающийся уничтожением (компенсацией) девиации компасов, радиопеленгаторов и другого навигационного оборудования.
Вскоре после войны Руднев увлёкся фотографией. Отнёс удачный снимок в газету «Тихоокеанский моряк» (с 1963 года — «Дальневосточный моряк») — и стал рабкором, внештатным корреспондентом. Когда он рассказал в печати о поединке «Ванцетти» с вражеской подлодкой, в редакцию стали одно за другим приходить письма. Моряки сообщали подробности, просили рассказать о других огненных рейсах… Тогда-то Руднев и начал поиск, ставший делом всей его жизни.
Подвиг летописца
В 1975 году в Дальневосточном книжном издательстве вышла первая книга Георгия Руднева «Огненные рейсы». Она стала событием для города — и не только. В хрущёвку Руднева на Амурской, 16 приходили письма со всех концов Союза. Тираж разошёлся стремительно, книга стала библиографической редкостью. Целые трудовые коллективы обращались в самые различные инстанции — от крайкома до Минморфлота СССР и ЦК КПСС — с просьбой о переиздании.
В начале 1981 года Руднев вышел на заслуженный, как говорится, отдых, но никакого отдыха не было. Он переписывался с учреждениями, встречался с ветеранами, публиковал в «Дальневосточном моряке» очередные очерки, на которые тут же приходили новые отклики, — подобно моментальной «обратной связи» нынешних соцсетей…
В 1983 году Дальиздат выпустил новую книгу Руднева, продолжившую «Огненные рейсы». Она называлась «Курсы, проложенные под огнём». Но и эта вторая книга стала не итогом — лишь очередным этапом. Руднев продолжал поиск, вместе с директором Музея морского флота ДВМП Идой Пономарёвой направлял запросы в различные инстанции… В 1990 году вышло второе издание «Огненных рейсов», дополненное новыми фактами и документами.
В те годы были рассекречены многие архивы, стали доступны зарубежные источники. Руднев писал в Германию, Америку, Японию, Австралию… Немцы присылали ему выписки из вахтенных журналов подлодок, американцы — копии донесений командиров своих субмарин. В 1995 году новая книга Руднева «На морских дорогах войны» вышла в свет в издательстве Дальневосточного государственного университета. Она продолжала всё ту же тему. В ней появилась глава о ленд-лизе; рассказал автор и о поистине самоотверженной работе в годы войны владивостокских портовиков и судоремонтников — этих тыловиков моря.
В последние годы Руднев работал над новой книгой — «Люди боевой и трудовой славы ДВМП». Она осталась недописанной — в 2007 году Георгий Алексеевич ушёл из жизни. В Историческом фонде ДВМП (так сейчас называется музей) хранится архив Руднева — 24 папки черновиков, переписки, фотографий.
История продолжается
В год 80-летия Победы Транспортная группа FESCO, как теперь называется Дальневосточное морское пароходство, переиздала «Огненные рейсы». В основе новой книги — издание 1990 года, дополненное биографическим очерком об авторе, примечаниями, справочными сведениями.
Центральное место в книге занимают, понятно, события Великой Отечественной. Однако на Дальнем Востоке война не закончилась 9 мая 1945 года; суда ДВМП и рыбной промышленности принимали участие в десантных операциях Советско-японской войны. Этим событиям в книге также уделено достойное место. Отдельная глава посвящена юнгам огненных рейсов. Юнги появились на советских судах в 1942 году, когда остро стоял кадровый вопрос и было решено принимать на флот подростков начиная с 12 лет.
Новое издание «Огненных рейсов» представили во Владивостоке 3 сентября. В презентации приняли участие генеральный директор Транспортной группы FESCO Пётр Иванов, советник президента РФ Игорь Левитин, директор филиала FESCO во Владивостоке Николай Чвертко, глава города Константин Шестаков…
Книга вышла, и это хорошо. Она поступит не только на суда FESCO, но и в школы Владивостока, и это тоже хорошо.
Но ставить точку всё-таки рано.
Ряд загадок военно-морской истории не разрешён до сих пор. Да и огненные рейсы не прекратились в 1945-м. В 1960-х и 1970-х, во время войны во Вьетнаме, советские суда, включая дальневосточные, попадали под удары американской авиации, не обошлось без жертв… В историю русского мореплавания на Тихом океане вписываются всё новые страницы. И потому нужен тот, кто сумеет достойно продолжить дело летописца Руднева.
В хрущёвку Руднева на Амурской, 16 приходили письма со всех концов Союза
Фото из фондов FESCO