15 марта 2023, 15:00
«Оскар» за колючей проволокой
В Приморье решено возродить советскую традицию театральных постановок в колониях

1 марта в женской колонии в посёлке Горный начался настоящий хаос: там пили, обнимались, танцевали и пели французский шансон. Нарушение режима? Отнюдь! Всё это происходило на небольшой сцене клуба, куда приехала с постановкой труппа Краевого драматического театра имени Максима Горького.
Спектакль «Оскар» (мыльный водевиль в двух действиях) выбрали неслучайно. Эта лёгкая, искромётная комедия положений по пьесе Клода Манье заставила улыбнуться даже суровых надзирателей. А яркие костюмы в стиле французского модельера Пако Рабана добавили красок в скромный тюремный быт.
Актёры выложились по полной, хотя играть спектакль без репетиции в новых условиях оказалось непросто. Для маленькой сцены пришлось специально изготовить кое-какие декорации и немного уменьшить продолжительность постановки. Но зал был в восторге!
Впервые за последние 50 лет за решёткой выступал профессиональный академический театр, который заключил договор с ГУФСИН России по Приморскому краю. Теперь спектакли Горьковки увидят и обитатели других исправительных учреждений края.
Художественный руководитель театра народный артист России Ефим Звеняцкий тоже приехал на первую постановку. Он рассказал, что традиция выступать в колониях практиковалась театром в советском прошлом. И он рад её возродить.
Жаль, спектакль смогли посмотреть только 50 осуждённых, но его записали на видео и будут транслировать теперь для всех желающих. Кстати, в колонии есть своё кабельное телевидение, осуждённые даже взяли небольшое интервью у журналистов, которые приехали с театром.
[Здесь находится галерея]
…Сейчас в женской исправительной колонии общего режима в посёлке Горный Михайловского района — единственной в своём роде в Приморье — отбывают наказание около 700 женщин со всего Дальнего Востока. Сюда попадают только впервые осуждённые, большинство статей — «не тяжкие» (например, распространение и хранение наркотиков). О некоторых девушках — с причёсками и макияжем — сложно сказать «уголовница». Выдаёт арестанток только единая (и вполне симпатичная) зелёная форма.
И всё-таки это «не санаторий или пионерлагерь», возвращает репортёров с небес на землю представитель ГУФСИН. По территории колонии, которая от весенней распутицы вся в мокрой грязи, ходят только строем. Здороваются с посторонними тоже хором, по команде надзирателей. Смотрят чуть исподлобья: а во взгляде сквозит мечта о свободе…