Владивосток

+13°
81.41
94.7
Происшествия

11 октября 2025, 00:00

Пинг-понг жив

Автор: Марина Попова

На выпускников ТОВВМУ «навесили» таможенные платежи за машины, которые они не покупали. Дело перекидывают из одного ведомства в другое

Пинг-понг жив

Максим КАВАЛЕРОВ

Кто бы знал, что учёба в ТОВВМУ им. Макарова для десятка выпускников 2023 года обернётся многочисленными судебными исками, а воспоминания об училище будут связаны с непреходящим ощущением обиды и несправедливости. Кстати, а что мы вообще знаем про Тихоокеанское высшее военно-морское училище?.. 

Полистала информационные ленты: кроме разовых ежегодных публикаций про выпуск блестящих молодых офицеров и одного рекламного текста на тему, куда пойти учиться, ничего такого не обнаружила. Увы, и наш материал сегодня совсем не о том, чем живёт сегодня наше уникальное училище и как растит достойные кадры для ВМФ.

История шокирующая. Почему вчерашние курсанты оказались должны государству сотни тысяч рублей, при чём здесь старшекурсник и нотариус и прочие подробности в письме и личной встрече в редакции ДВВ рассказали адвокат Оксана Белякова, она же мама одного из ребят, и другие матери, которые вот уже два года безуспешно пытаются добиться правды.

А произошло вот что. В один совсем не прекрасный день их сыновьям пришло уведомление из Владивостокской таможни — о доначислении и взыскании таможенных платежей и пошлин за машины, которые они в сентябре-октябре 2021 года на своё имя, для личного пользования, ввезли из Южной Кореи в Россию. Такие требования выставляются, если покупатель в своих декларациях указывает заведомо заниженную стоимость авто.

Но вот парадокс — ни один из курсантов эти машины не привозил и никакого отношения к заявленным таможенным операциям не имеет! Об этом все они заявляют в своих обращениях в многочисленные инстанции — прокуратуру края, военную прокуратуру Владивостокского гарнизона, военную прокуратуру ТОФ, Дальневосточную транспортную прокуратуру, прокуратуру Фрунзенского района, УВД…

— Мы получили письмо в 23-м году. Это был уже второй курс, — рассказывает Инна Аксёнова. — Спрашиваю сына, ты действительно покупал машину? Тайно от нас? Он говорит, ну, что ты, мам! Откуда у меня деньги на машину? — Может быть, ты кому-то давал свои документы и под них кто-то приобрёл иномарку? — Нет, не давал. Да не переживай ты так, мама! С нашего курса 10 человек получили такие письма. Наверное, какая-то ошибка.

Тогда, говорю, пишите рапорты, разбирайтесь. Похоже, здесь дело нечистое, раз вы паспорта никому не передавали.

Курсанты совету последовали, однако в училище от них, по сути, открестились. А чем тут поможешь: паспорта, поясняют, у них были на руках, машины оформлялись в день увольнения… Пошли да и купили машины. Какие могут быть претензии к вузу? Всё вроде по закону, что подтверждается официальными ответами.

Вот только родители почему-то всё равно не верят и продолжают биться. И это больше, чем за деньги, хотя суммы для каждой семьи значительные — от 300 тысяч рублей до миллиона с лишним. Это за честное имя своих сыновей.

Подумаешь, почерк 

— Мы написали претензию в таможню. Сделали почерковедческие экспертизы. Специалисты успокоили, что если в договорах стоит чужая подпись, то от нас отстанут, — говорит Инна Аксёнова.

— В процессе судебных разбирательств выяснилось, что таможенные декларации от имени курсантов заполняли и подписывали не они сами, а представители компании, с которыми якобы были заключены договоры об оказании таможенных услуг, — продолжает разговор Оксана Белякова. — Договоры на оказание этих услуг курсантами не заключались, подписи и в них, и в приложениях курсантам не принадлежат! Это подтверждено почерковедческими экспертизами. Эксперты дали заключение, что подписи выполнены иными лицами с подражанием подписи в паспорте!

В материалах судебных дел нет ни одной подписи курсантов, ни одного таможенного платежа, подписанного ими лично.

Увы, казавшиеся бесспорными аргументы в расчёт не взяли. Равно, как и то, что, по словам родителей и курсантов, в момент сделки их паспорта хранились в канцелярии вуза и ни взять их, ни выйти за территорию они не могли.

Один за всех

— А вдруг вы, как все родители, идеализируете своих сыновей? Не допускаете, что они, если не сами всё подписывали, то дали согласие, чтобы кто-то это сделал за них? Передали паспорта, потом получили какую-то денежку за сделку. Ведь так бывает, — спрашиваю Оксану Белякову.

— Мы в них уверены! Свои паспорта, нотариальные копии которых имеются в таможенных делах, курсанты у нотариуса не заверяли и никому не передавали. 16 сентября 2021 года оригиналы всех паспортов нотариусу Владивостокского нотариального округа привёз один человек. У нотариуса, представьте, никаких подозрений это не вызвало. При этом один из документов принадлежал несовершеннолетнему! Тем не менее без ведома и согласия владельцев она заверила их паспорта, передав копии гражданину, который с ними прибыл.

Кто же этот гражданин с десятком паспортов на руках? А это некий Х., который, как следует из ответа ТОВВМУ, в тот момент обучался в училище и находился там на казарменном положении. В настоящее время служит в войсковой части. Всё это есть в открытом доступе, в материалах дела Уссурийского районного суда.

Между прочим, именно это судебное заседание, состоявшееся 13 ноября прошлого года, подтвердило правоту истцов. Суд решил:

— удовлетворить административное исковое заявление Максима Белякова;

— признать незаконным решение Уссурийской таможни ДВТУ ФТС;

— признать незаконным уведомление Владивостокской таможни о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

— обязать Уссурийскую и Владивостокскую таможни управления устранить допущенное нарушение в полном объёме.

Радость победы была недолгой. Таможня решение обжаловала, вышестоящая инстанция его отменила.

Ставка на пинг-понг

— Знаете, есть такая игра — пинг-понг. В ней главное — как можно дольше удерживать мяч в розыгрыше, — говорит Оксана Беляева. — В течение двух лет материалы, содержащие признаки преступления, перекидываются из одного органа в другой, якобы по подследственности, без вынесения законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела. При этом рассматривается одна-единственная (!) статья УК РФ — 327-я, подделка официального документа. По неизвестной причине за периметром остались такие статьи, как похищение паспорта, мошенничество, злоупотребление должностными полномочиями. Никто не опрашивал старшекурсника, «засветившегося» у нотариуса с паспортами наших сыновей, хотя всем известно, где он сейчас служит, и вообще вся информация подтверждена словами пострадавших и материалами дела.

Не частный случай

История с попавшими впросак курсантами — не исключение. На днях на всё Приморье прогремели два схожих случая с использованием личных данных для формального оформления автомобилей при ввозе в Россию. Один из пострадавших от явно мошеннической схемы — гражданский человек. Второй — десантник, боец СВО. Пока он лежал в госпитале, на него оформили и привезли автомобиль, ксерокопию паспорта, как и в «деле курсантов», заверяли нотариусом без владельца и оригинала документа. Как и в Уссурийском суде, судья отказался взыскивать с бойца платежи. «Но по исковому заявлению Владивостокской таможни с участием заинтересованного лица — компании-импортёра — краевой суд вынес решение о взыскании с меня таможенных платежей с пенями и судебными издержками в сумме 1,5 млн рублей», — пишет военнослужащий в соцсетях. И задаётся резонным вопросом: «Почему он должен доказывать свою непричастность к ввозу автомобиля, который благополучно передвигается по Москве, а он, находившийся на войне, должен платить за него таможенные сборы?».

Автомобили, якобы проданные курсантами, тоже колесят по другим регионам, в основном в западной и центральной частях России, а по месту жительства курсантов, в судах Приморского края и Октябрьском районном суде Республики Бурятия, продолжают рассматривать иски Владивостокской таможни о взыскании недоплаченных таможенных платежей. Заплати и служи спокойно, да?

На Москву

— Вы ещё на что-то надеетесь? — спрашиваю женщин. — Похоже, силы слишком неравны.

— У нас есть надежда! — отвечает за всех Инна Аксёнова. — Мы будем подавать документы в последний суд, в самую последнюю инстанцию. Мы будем биться со всеми. Проиграем здесь, пойдём в Москву.

Я смотрю на них и думаю про то, какие у них хорошие сыновья. Разве могут быть другие у таких прекрасных сильных женщин?

Удачи вам, дорогие! И нам всем. Жуть, но сегодня в зоне риска каждый: как видно, оформить авто по «липовым» документам проще пареной репы. Потом попробуй докажи.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM