15 июня 2023, 10:10
Приморских детей учат кричать
Волонтёры проводят уроки на тему: «Когда не надо слушать взрослых»

В Школе безопасности общественной организации «ПримПоиск» каникул не бывает даже летом. Наоборот, с наступлением тепла у «педагогов» начинается самая жаркая пора. Со шпаной, получившей больше свободы, чем прежде, и беды случаются чаще. Дети становятся лёгкой добычей для преступников. Как вырваться из их лап, как распознать злодея, если он не одет во всё чёрное и не держит пистолет на изготовке? (Именно так малыши представляют преступников.) Об этом и не только наш разговор с руководителем проекта «Школа безопасности» Юлией Рыбаковой.
— С какими угрозами в основном сталкиваются дети в нашем крае, если судить по вашей практике? Где чаще происходят ЧП — в городах или небольших сёлах?
— Самая большая угроза для детей — они сами, вернее, их бесстрашие и героизм. Они храбро уходят из дома одни в лес, на море, в большие торговые центры. За последние три года в Приморье потерялись 30 детей. К счастью, всё найдены живыми. ЧП может произойти везде, но, как правило, в небольших сёлах их фиксируют больше.
— Существует ли какой-то собирательный образ детей, которые чаще других становятся жертвами похищений или насилия?
— Официально нет, но на самом деле действительно есть психологический портрет ребёнка, который более уязвим для педофилов. Чаще всего это дети, у которых есть проблемы во взаимоотношениях с родителями. Они неосознанно ищут одобрения или поощрения со стороны взрослых. Это добрые, ведомые, беззащитные или отчаявшиеся девочки и мальчики.
— Правда ли, что дети, увидев человека один раз, уже могут считать его знакомым?
— «Человек представился, мы же уже его видели, знаем, как его зовут, значит, он знакомый», — так на наших уроках отвечают на этот вопрос детсадовцы. Есть ряд преступлений против несовершеннолетних, которые происходят с помощью женщин и даже детей.
— Обычно у малышей стереотипные представления о преступниках. Могут ли они распознать опасного человека?
— Со стереотипами мы боремся, объясняем, что преступники, особенно те, которые охотятся на детей, выглядят как самые обычные люди. Хотя опасного человека не может распознать даже взрослый. Дети его представляют как большого страшного дядьку в чёрном плаще, шляпе. Мы учим наших подопечных соблюдать простые правила собственной безопасности, которые помогут избежать ЧП.
— Как появилась идея создать школу и какова её главная миссия?
— Идея не новая. Практически в каждом российском городе организованы подобные курсы. Наша школа создана в 2018 году. Всего проведено около 500 лекций. В первую очередь наша деятельность направлена на профилактику похищений, побегов, суицидов и несчастных случаев среди детей. Мы только даём старт, основу вкладывают родители. Объясняем, кто такой чужой, как себя с ним вести. Учим кричать, драться, ведь даже самые задиристые и бойкие в критической ситуации просто замирают на месте. На уроках тренируемся правильно звать на помощь, говорить «нет», давать отпор. Пытаемся вложить в детские умы, что взрослых надо слушаться далеко не всегда.
Детям разных возрастов объясняем, что делать и у кого можно попросить помощи, если ты потерялся в торговом центре, городе. Разговариваем о том, что убегать от родителей — это плохо.
Мы работаем и со взрослыми. Проводим инструктажи для сотрудников магазинов, вокзалов, кинотеатров о том, что делать, если за помощью обратился ребёнок или они заметили дезориентированного несовершеннолетнего.
— Тренеры — это люди со специальными знаниями? Какие требования вы предъявляете к кандидатам?
— Инструктор — это супер-человек (улыбается). Без знаний и навыков, но с большой любовью к детям и желанием быть полезным.
— Расскажите немного о себе. Как вы стали «директором» школы?
— Я обычная девочка из приморской глубинки, которая была очень трудным подростком. Школа безопасности для меня когда-то стала шансом уберечь детей от своих ошибок. Я по-настоящему влюбилась в проект и незаметно стала старшей направления.
— Как реагируют дети на ваши уроки?
— Дети нас любят. Многих мы посещаем регулярно, они нас уже знают и после уроков гордо шушукаются о лекции и новых знаниях.
— Как думаете, что надо сделать, чтобы в вашей школе было как можно больше учеников? Может, нужна помощь властей?
— Несмотря на то, что у нас большое количество заявок на лекции, мы бы хотели сотрудничать с министерством образования. Было бы здорово уроки по безопасности внедрить в школьную программу.
— Назовите основные правила, которые должен передать каждый родитель своему ребёнку. Дайте практические советы.
— Безопасное поведение — это не когда ребёнок знает, что запрещено делать, потому что мы часто говорим, что нельзя то, нельзя это. Сплошные табу. Такая тактика приводит к тому, что маленький человек оказывается беспомощным в нетипичной ситуации, не способен быстро сориентироваться. Безопасное поведение — это когда ребёнок понимает, что можно и нужно сделать, чтобы не допустить беды.
Родители должны втолковать своим сыновьям и дочкам: взрослым помогают только взрослые. Самая распространённая уловка преступников — просить детей о помощи.
Ещё важный совет: пусть ребёнок выучит наизусть номера телефонов родителей. Многие считают, что если их записать на бумажке или в самом мобильном, этого достаточно. Нет, бумажка может потеряться, а гаджет разрядиться. Но если ребёнок помнит номера телефонов, он может к кому-то обратиться и попросить позвонить маме.