28 сентября 2025, 00:00
«Прижал свой снятый скальп, лицо и побрёл…»
Как в триллере: реальные истории схватки с медведями в Приморье
Лапа убитого медведя, который год назад в Лучегорске растерзал отца и сына
Помню, как в детстве играли в игру, слова которой передавались из поколения в поколение. Один из нас притворялся спящим медведем, а остальные пытались незаметно пройти мимо, приговаривая: «У медведя во бору грибы, ягоды беру, а медведь не спит, а ушами шевелит». «Медведь» тут же просыпался, пытался нас поймать, а мы с криком разбегались.
Жизнь в таёжных краях — это всегда и в самом деле «у медведя во бору». А также у тигра, кабана и прочих, вовсе не сказочных зверей, а настоящих, опасных, грозных хищников. О чудесных историях спасения и горьких потерях, повадках животных и правилах защиты — в рассказах специалистов, специально для читателей ДВВ.
Притворился мёртвым
В конце августа Приморье потрясла история жителя села Шумный Чугуевского района. Молодой человек отправился в лес за грибами, и недалеко от села на него напал медведь. Зверь яростно кусал, трепал, рвал человека, но тот нашёл силы притвориться мёртвым, и медведь его бросил. Парень смог добраться домой, родственники тут же отвезли его в ближайшую больницу.
«У пациента были тяжёлые травмы: переломы, скальпированная рана головы, — рассказывает главный врач Кавалеровской ЦРБ Ольга Чарухина. — Мы провели всё необходимое лечение, начиная от первичной хирургической обработки ран и вакцинации от бешенства и столбняка. Сегодня он продолжает восстанавливаться в стационаре, частично сняты швы, идёт на поправку.
Пострадавшие от нападений диких зверей, как правило, поступают к нам в тяжёлом состоянии. Медведи — крупные хищники, вооружённые огромными когтями и клыками. Человек против них практически безоружен. Медведи наносят характерные травмы грудной клетки, лица, ломают руки, скальпируют голову. Наш нынешний пациент, можно сказать, легко отделался: у него не задето лицо.
А вот жителю Кавалерово, на которого медведь набросился весной, повезло меньше. Сначала его доставили в Чугуевскую ЦРБ, затем, после стабилизации состояния, — во Владивосток, где ему сделали операцию на лице. Сейчас мужчина наблюдается и долечивается по месту жительства, в нашей больнице.
Срок восстановления после нападения медведей довольно долгий, зависит от характера травм, глубины и количества ран, состояния здоровья, сопутствующих заболеваний, возраста пациентов и даже от их эмоционального состояния и настроя. Такие случаи — всегда большой стресс, и наши врачи кроме оказания медицинской помощи обязательно поддерживают таких пациентов морально».
«Только Лизе не говори…»
Мне посчастливилось быть знакомой с потрясающим человеком, который жизнь посвятил природоохране и жил как раз в том «медвежьем углу» Чугуевского округа, где в этом году медведи напали на людей. Звали его Анатолий Алексеевич Скороваров, он был председателем ООО «Р» и ТЖ «Лесхоз». К сожалению, он ушёл от нас во время пандемии коронавируса.
Скороваров был из тех, кого невозможно забыть. Он во многом опередил время: активно вводил биотехнию в своём охотхозяйстве, пахал огороды для диких кабанчиков, добился, чтобы каждый охотник имел угодья, ратовал за рациональное пользование природными богатствами.
А ещё он был красивым и харизматичным, несмотря на серьёзные увечья, полученные в схватке с медведем. Это случилось, когда ему было около 30 лет. Хищник напал на Скороварова в лесу. Тот сначала отбивался, потом вдруг испугался, что вот так умрёт и никогда больше не увидит жену и двоих деток, и решил притвориться мёртвым… Медведь ещё помотал его и бросил, ушёл.
Анатолий поднялся, прижал к голове снятый скальп и содранное лицо и, шатаясь, побрёл к дороге, в надежде, что кто-нибудь подберёт. Он был настолько изувечен, что друг, который как раз ехал по дороге, узнал его лишь по голосу. «Только Лизе не говори», — первое, что сказал Скороваров.
Возвращение в жизнь было долгим: сначала в Кавалерово, потом во Владивостоке, затем в Москве. Когда стало ясно — жить будет! — столичные доктора собрались вернуть и человеческий облик. Позвонили жене, предупредили о необходимости серии пластических операций, но она сказала, что любит его любого, и он вернулся домой.
Я познакомилась с ним примерно через 30 лет после трагедии. Когда он вошёл в редакцию, обомлела: о, боже, в шее — отверстие, дышать — только через него. Вместо носа – треугольник. Множество шрамов…
Но эта реакция длилась всего пару минут. Потому что он буквально влюбил в себя своим умом, воспитанностью, правильной речью. Никто из тех, кто знал Анатолия Алексеевича, в упор не видел медвежьих следов на его лице и теле — такая это была личность, такая энергетика!
Обглодал и закопал…
«Если человек выжил после встречи с медведем, то, скорее всего, это была случайная встреча: человек и медведь столкнулись лоб в лоб, на расстоянии всего метр-полтора. Тут любой дикий зверь реагирует агрессивно, — объясняет старший инспектор отдела КГБУ «Дирекция по охране объектов животного мира и ООПТ» Игорь Немцов. — Скороваров случайно застал медведя, когда он собирался лечь в спячку. Мужчина из Шумного шёл по лесу, в котором накануне прошёл дождь, листва не шумела, из-за кустов мало что было видно, и он почти наступил на спящего медведя. Человек ничего не придумал, как зафыркать и зарычать. Наделся, что это спугнёт зверя, но от испуга и неожиданности тот стал отбиваться».
Игорь Васильевич навещает всех пострадавших, выясняет все обстоятельства случившегося, обязательно выезжает на место нападения, чтобы понять причину и попытаться найти зверя. Но хотя чаще всего медведя уже и след простыл, если это нормальный медведь, выезжать и обследовать всё равно крайне важно: хищник может быть неадекватным, и тогда его срочно нужно изымать из дикой природы.
Было такое в октябре 2023 года. В Берёзовке Чугуевского округа медведь загрыз рыбака. «Он его задавил около тропинки, а потом оттащил метров на 50 выше. У меня чуйка была. Там сапог лежал, чуть дальше свитер разорванный, окровавленный. Я пошёл по следам, поднялся наверх и увидел в 10–15 метрах от себя медведя: он обглодал человека, закопал и лежал на нём. Заметив меня, он тут же бросился в атаку, Увидев, бросился на меня», — говорит Немцов.
Игорь Васильевич сделал несколько выстрелов и уложил зверя. Это был огромный бурый медведь, которого впятером еле вынесли к машине.
«Думаю, он был болен и потому не адекватен. Его надо было срочно изымать, иначе он бы продолжил охотиться на людей, — уверен инспектор. — Но такое происходит редко. За 23 года работы впервые сталкиваюсь с подобным».
Стели соломку. Возьми фальшфейер
«При нападении медведя стели соломку, — цитирует таёжную поговорку Игорь Немцов. — Реальный шанс на спасение при нападении медведя — притвориться мёртвым. И очень важно предупредить о своём присутствии. Лучше, чтобы вас услышали, чем не заметили. Поэтому, находясь в лесу, разговаривайте, шумите, одевайтесь ярко, возьмите фальшфейер».