Владивосток

-8°
88.16
92.01
История

14 октября 2023, 10:25

С приставкой «первый»

Автор: Геннадий Обухов

Ярким метеором пронёсся Василий Ощепков по приморскому небосклону ― и остался здесь навсегда

С приставкой «первый»

10 октября 1937 года, на 45-м году жизни, скончался отец приморского дзюдо, самбо и ушу Василий Сергеевич Ошепков. Он прожил короткую, но на редкость насыщенную жизнь. Стал первым русским семинаристом в Японии, говорившим на нескольких языках. Организовал в 1915 году во Владивостоке первый в мире турнир по дзюдо, а в 1917 году — первый международный матч. И он же — первый в СССР педагог по восточным единоборствам.

Полезная Япония

Василий появился на свет 25 декабря 1892 года на Сахалине в «гражданском» браке каторжанки и ссыльнопоселенца. Когда мальчику было 8 лет, он остался круглым сиротой — но по миру с сумой не пошёл. Его заприметили миссионеры РПЦ в Японии и отправили учиться в семинарию на остров Хонсю. Путь для Василия предполагался один — в церковнослужители. Поначалу так и было, отец Николай Японский не случайно упомянул мальчика как примерный результат семинарского воспитания в одной из своих статей: «Сирота, не уезжавший на каникулы, Ощепков даже стал первым русским гидом в Токио не из числа посольских. ...Внизу наткнулся на двух русских воспитанниц из Владивостока, просивших переводчика. Дал им Василия Ощепкова — в переводчики и провожатые по Токио». Но основные его таланты, позволившие блестяще освоить японский и английский языки, лежали всё же в другой области, не религиозной. Все русские семинаристы занимались дзюдо, но только Василий, первым из россиян, удостоился чести быть принятым в 1911 году в институт дзюдо Кодокан, альма-матер этого вида спорта. Считалось, что практикуемая в Японии система подготовки дзюдоистов непосильна для европейцев, так как была не просто жестокой, а совершенно безжалостной. Ежедневно на изматывающих тренировках Василия душили, выкручивали ему руки, ломали рёбра, а он по протокольному обычаю смиренным поклоном благодарил за науку. Казалось, что русский больше не вернётся в тренировочный зал. Но наступал следующий день — и он вновь выходил на татами…

Ощепков не просто успешно окончил это спортивное учебное заведение, но и завоевал в июне 1913 года (спустя всего лишь полгода после окончания школы) право подпоясывать своё кимоно чёрным мастерским поясом (первый дан). В октябре 1917-го — второй дан (в то время в дзюдо фигурировало не 10 дан, как ныне, а только пять).

Дзюдо, конечно, это здорово, но от Ощепкова также требовалось и постижение учебных дисциплин. И здесь он тоже не подкачал. Из сданных им восьми предметов (все с приставкой «японский») — грамматике, хрестоматии, чистописанию, сочинению, теории словесности, чтению писем, переводу газет, а также китайской письменности он получил три оценки «отлично», остальные — «очень хорошо».

В приоритете  только спорт!

После завершения обучения в Японии Василий возвращается на родину, где его ждёт работа в военном ведомстве. С 1914 года он переводчик разведывательного отделения штаба Приамурского военного округа, проживает во Владивостоке. Сразу же по прибытии впервые в России организует кружок японской борьбы при спортивном обществе Владивостока. У него около 50 учеников, преимущественно городская молодёжь. Приходят на Корабельную набережную, 21 также и японцы, проживающие во Владивостоке, и среди них Ощепков становится известен под именем Васири-сан. В 1915 году спортсмены местного кружка «Спорт» во главе со своим тренером проводят турнир с участием дзюдоистов из японского города Отару. Соревнования, как пишет городская пресса, привлекают массу публики, а сам «г-н Ощепков демонстрирует приёмы самозащиты, причём нападения на него делаются не только при встрече лицом к лицу, но и сзади». В сложные революционные годы, когда Приморье становится белым и оказывается фактически под пятой японских интервентов, служит у колчаковцев и в японском управлении военно-полевых сообщений переводчиком. И активно продолжает спортивно-педагогическую деятельность. Однако в это же время устанавливает связь с большевистским городским подпольем. В конце 1917 года при спортивном обществе Владивостока создаются курсы для сотрудников народной милиции, на которых Ощепков ведёт занятия по «самозащите и свободной борьбе». Тренерская работа, увы, особых доходов не приносит, и, дабы заработать на жизнь, Василий открывает школу обучения японскому языку, участвует в небольших торговых сделках со Страной восходящего солнца в качестве посредника. Планирует открыть кинозал — и даже покупает кинопроектор!

Бизнес во Владивостоке идёт ни шатко ни валко. Ощепков перебирается на Сахалин, где родился 28 лет тому назад. Там крутит кино и, выполняя поручение контрразведки Красной армии, добывает ценные сведения о дислокации и численности японских подразделений на восточном и западном побережье острова. Ну а раз так неплохо он справился с порученным делом, то его направляют с аналогичными разведывательными целями в Японию. На условиях «соглашения о разведывательной деятельности», согласно которому Ощепков проходит по отчётным документам под псевдонимами Японец и Монах.

22 ноября 1924 года Василий с женой Марией выезжает в Кобе, официально заявленная цель визита — изучение кинематографического рынка Японии и продажа/прокат в местных кинотеатрах немецких фильмов. Но сбор разведывательной информации идёт с натугой, у Монаха, не особо искушённого в разведывательной деятельности, есть лишь желание справиться с поставленной задачей… Кстати, а задача-то какова? Выяснить систему организации японских вооружённых сил (от отделения до высших соединений) и добыть информацию о техническом оснащении японской армии. За два года новоявленный агент обрастает нужными деловыми связями, но к успешному решению архисложных поставленных задач только лишь приближается…

Может, просто времени на сбор информации не хватило?.. Но в марте 1926 года Центр отзывает Ощепкова на родину. Вернувшись во Владивосток, Василий Сергеевич пытается объяснить, что «отсутствие сиюминутных желаемых результатов явилось следствием его полной неподготовленности к работе вообще», а также непродолжительностью его пребывания в Японии. И рвётся обратно, чтобы исправить ситуацию. Но в него уже не верят и назначают на должность переводчика разведывательного отдела штаба Сибирского военного округа.

…Ощепков — подлинный подвижник и пропагандист дотоле неведомых в СССР экзотических восточных единоборств. Может, потому и не вполне идут у него дела как предпринимателя и секретного агента, что он всегда и везде, прежде всего, отдаёт всё свободное время дзюдо? Наверное, так и есть. И все эти годы Ощепков постоянно материально нуждается. Его скромное денежное содержание военного переводчика и небольшие заработки, получаемые от тренерской работы, уходят на лечение жены Маши, больной туберкулёзом (забегая вперёд, отметим, что он её не спасёт, она умрёт в 22 года). Пойти на приём с протянутой рукой к приморским советским функционерам ему не позволяет гордость. А тем и в голову не приходит, что известный на весь ДВ регион тренер банально недоедает!.. И Приморье Ощепкова теряет: с 1928 года он тренер курсов по дзюдо (в том числе первой женской группы) при ЦДКА в Москве.

Как же много он успел…

Последнее десятилетие жизни Ощепкова плотно заполнено важными событиями. Кончина супруги и новый, третий брак. С 1929 года он преподаватель Государственного института физической культуры. Мастер анализирует штыковой бой, международные единоборства, китайское ушу и национальные виды борьбы. И на их основе создаёт более совершенную прикладную борьбу, которая впоследствии получит название «самбо». В 1930 году при непосредственном участии Ощепкова выходит в свет «Руководство по физической подготовке РККА», где впервые в СССР излагается комплексная программа обучения рукопашному бою. Он признан и знаменит, он ведёт спецкурсы для начальствующего состава Московского гарнизона, а затем добивается включения дзюдо в комплекс ГТО СССР в качестве одной из норм приёмов самозащиты.

…Москва его возвысит, она же и погубит. В ночь с 1 на 2 октября 1937 года Ощепкова арестуют и запланируют к закланию в ходе сталинских чисток. Но судьба будет к нему милосердна: до позора (суда и казни) он просто не доживёт и умрёт в камере Бутырской тюрьмы от сердечного приступа.

 [Здесь находится галерея]

фото 1. Ощепков и его воспитанники joy-pup.com

фото 2. Мемориальный комплекс на Корабельной набережной i.pinimg.com

фото 3. С женой Машей в Токио military.wikireading.ru

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM