31 августа 2023, 15:53
Шашечки наголо
Таксисты в Приморье наслаждаются свободой рынка и своей разнузданностью

Во Владивостоке, других приморских городах достаточно большой процент работников, в особенности офисных трудящихся, ежедневно тратится на услуги такси. Помнится, когда только-только появился сервис «Яндекс», мои друзья радостно ловили на картах в телефоне ближайшие машины за «полцены», и казалось, что в мире «шашек» и «счётчиков» наступил социализм. Быстро, удобно, недорого. Интернет-сервисы заметно перетряхнули рынок; частные таксомоторные фирмы старой закалки распались под нашествием «франшиз» и «агрегаторов». Но этим летом таксисты как будто подхватили бешенство.
«Они дико оборзели в последнее время. Яндекс просит фантастические деньги. “Максим” просто в режиме ожидания часами, а когда автомобиль назначается, эта информация приходит к клиенту в последний момент и по более высокой цене, чем вы рассчитывали, — жалуется коллега Мария. — На прошлой неделе в рабочие дни днём, не в дождь, ждала приезда такси по часу и ездила за 500–600 руб.»
Мы тоже с товарищем возвращались пятничным поздним вечером с Моргородка по маршруту до Баляева и Станюковича (Эгершельд). Обзвонили всех операторов, долго ждали. Наконец машина без всяких опознавательных знаков к нашим услугам. Водитель, явно на подработке, не моргнув, озвучил стоимость вояжа: 570 рублей! Осторожно поинтересовался, откуда такое ценообразование? Не по-божески как-то… Таксист ответил, что он тут ни при чём — такова воля его оператора из Кургана или откуда-то ещё.
Если же на улице ливень, можно вообще забыть про все финансовые приличия. Законы рынка!
Намного сложнее стало ездить с малышами. Телефонистки часто отказывают в машинах. Если же у вас двое маленьких детей и надо срочно вызвать такси, за любые деньги, на 90 процентов не уехать. Ну кто из таксистов, людей в нашем крае вольных и неконтролируемых, будет заморачиваться установкой каких-то там детских кресел? А если гаишники остановят?..
Вот действительно, таксисты боятся только парней из ДПС — с ними не забалуешь. Но одних ребят в форме мало. Нужен более жёсткий контроль за рынком со стороны властей (по примеру автобусного общественного транспорта, хотя и там перекосов хватает, но всё же), а его нет. Складывается ощущение, что несколько «жирных» сфер по умолчанию отданы на откуп в своеобразные безналоговые «офшоры», где позволяется всё. Таковы таксисты. Репетиторы — большей частью той же породы; система ЕГЭ, к которому в школе де-факто не готовят, сделала рынок образовательных услуг весьма доходным бизнесом. Безусловно, это торговцы разных мастей с их неизменным «Оплатите по номеру телефона».
Известно, что 1 сентября в стране заработает новый закон о такси. В нём много чего интересного, но в целом можно наблюдать очередную попытку хоть как-то притормозить зарвавшихся таксистов. Обязательным условием для работы станет символика автомобиля (жёлтый цвет кузова, оранжевый фонарь на крыше, «шашечки» — при наличии регионального постановления). Появятся обязательные требования к водителям — как по части юридической регистрации, так и по медицинским показателям. Компании занесут в специальные реестры. Ужесточат медосмотр, техосмотр, аттестацию.
Так что мы, обычные пассажиры, стали заложниками некоего эксперимента. Кукловоды рынка такси решили заранее посмотреть, как будет работать будущий закон, да так увлеклись игрой в «Монополию», что народ взвыл. Обещают, что с сентября будет только хуже.
И здесь бы местным властям призадуматься: а почему бы не создать муниципальные сервисы такси по советскому образцу? Выделить землю под таксопарк где-нибудь на Мельниковской или в Куперовой пади, закупить машины, сделать линейку гибких тарифов. К примеру, система «социального такси» кое-где в стране успешно работает благодаря подвижникам и грантам — для граждан с ограниченными возможностями. Кажется, наступило время расширить функционал «социального такси» для всех категорий населения. Иначе мы ещё долго далеко никуда не уедем.