Владивосток

-2°
100.67
106.07
Общество

21 марта 2024, 16:15

Широта крымская, долгота колымская — о пользе и вреде уникального климата Приморья

Автор: Марина Попова

Профессор Татьяна Виткина: климатолечение — это самое доступное, что у нас есть сегодня. Вложений требует небольших, буквально копейки, зато отдача будет колоссальная.

Широта крымская, долгота колымская — о пользе и вреде уникального климата Приморья

Татьяна Виткина за цитометром с дипломником из ДВФУ Дмитрием Черенковым

Ах, какие были в Приморье санатории — со всей страны люди приезжали к нам лечиться! Каких, оказывается, потрясающих результатов можно достичь без уколов и пилюль — только солнцем и воздухом, морскими купаниями и целебными грязями! О том, что мы потеряли и что удалось сохранить, чем полезен и чем не привлекателен приморский климат, рассказывает заведующая лабораторией медицинской экологии и рекреационных ресурсов НИИ медицинской климатологии и восстановительного лечения доктор биологических наук, профессор РАН Татьяна Виткина. 

— Татьяна Исааковна, неловко признаться, но до встречи с вами я не знала, что есть такой институт во Владивостоке, который вот уже более 40 лет изучает, как своеобразный приморский климат влияет на нас, приморцев. Насколько она сейчас востребована, эта необыкновенная наука — медицинская климатология? 

— Она во все времена была востребована. Ещё Гиппократ изучал взаимосвязь климата и здоровья человека. К сожалению, в нашей стране это направление сейчас не развивается так, как раньше. Научно-исследовательские лаборатории и специалистов сегодня можно по пальцам пересчитать.

Мы смогли сохранить и сам институт, и уникальные кадры. Наш коллектив — это очень увлечённые люди, настоящие профессионалы, работающие на стыке наук, профессий, знаний. Институт не только проводит серьёзные научные исследования, но и готовит практические рекомендации для медиков.

Тридцать лет назад, когда я, ещё студентка, пришла в институт, медицинская климатология была очень перспективным направлением как для учёных, так и для государства. Власть понимала: это нужно, полезно, выгодно!

В Приморье тогда действовала значительная сеть курортов, охватывающая практически всё побережье и континентальные районы. Мы занимались формированием оздоровительной карты Приморья, активно взаимодействовали со здравницами «Садгород», «Шмаковка», «Чистоводное». Сейчас даже представить трудно, что в то время лечение было практически бесплатным и персонифицированным. Для каждого пациента разрабатывался свой план лечения.

В «Садгороде» было единственное в стране отделение для пациентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Они приезжали к нам отовсюду, и результаты восстановительных процедур порой казались фантастикой.

Заброшенные здания бывшей грязелечебницы "Садгород". Фото: Илья Аверьянов/ ИА PrimaMedia

— Обездвиженные люди вставали на ноги? 

— Это вряд ли. Реабилитация таких больных — процесс комплексный, длительный. Вернуть утраченные функции за один раз не получилось бы даже в самых передовых здравницах, но состояние здоровья и самочувствие этих пациентов значительно улучшались. Достаточно было увидеть их лица!

— Свой знаменитый «Садгород», как и большинство других курортов, Приморье утратило навсегда. Чем вы теперь занимаетесь? 

— Рекреационная сеть, действительно, потеряна безвозвратно. Курортные здравницы, если где-то и сохранились, то перешли в частные руки и в нашем крае, и по всей стране. Кто и как в них занимается оздоровлением трудящихся — сейчас коммерческая тайна.

А мы продолжаем работать. Наша лаборатория изучает климат Приморья и его влияние на здоровье, составляет карту биоклиматических особенностей местности.

Наш край в этом смысле уникальный. Представьте, нигде в мире нет такого разнообразия лакунарных зон. Лакуны — это такие ограниченные пространства с определёнными погодно-климатическими особенностями. У нас они существуют даже в пределах одного города. Поэтому во Владивостоке климат разный — на Эгершельде и на Садгороде, на Первой и Второй Речке. Это всё особенности нашего рельефа, где одна сопочка закрывает другую, создавая защищённую от ветра тихую зону.

Раньше вся застройка шла с учётом этих моментов. Каждое здание строилось так, чтобы между соседними домами не создавалось аэродинамической трубы, чтобы была правильная инсоляция, причем в расчёте не только на жильцов, но и на тех, кто идёт по улице.

Было понимание, что это негативно влияет на здоровье человека. Сейчас это никого не волнует, нашёлся свободный клочок — ставим высотку. В результате в городе создаются всё новые лакунарные отрезочки, не самые благоприятные для жизни. Классический пример — Луговая. Сегодня это низина, подпёртая сопками и жилой застройкой, представляет собой закрытую бочку, внутри которой свой собственный микроклимат.

— На Луговой вообще задохнуться можно. Там же ещё скопище машин. 

— Автотранспорт — ещё одна беда Владивостока. Промышленность у нас не так развита, как в других регионах, зато в избытке машины, преимущественно подержанные. В них не соблюдаются правила очистки отработанных газов, используются бэушные шины, которые быстрее стираются и скорее попадают в окружающую среду.

Асфальтовое покрытие во Владивостоке, мягко говоря, специфическое. В нашем влажном климате оно быстро вымывается, расщепляется и потом вместе с такими же микрочастицами вредных веществ попадает в воздушную среду, а затем в лёгкие горожан. Отсюда болезни органов дыхания.

— Уже хочется немедленно бежать из любимого города. 

— Бежать, но куда? И будет ли лучше там, где человек не родился и не жил долгое время? Выход один: находить консенсус с климатом, даже если он — настоящее испытание для приморцев. Он, конечно, не арктический, но достаточно суровый. Не зря же говорят: широта крымская, долгота колымская.

Нам нужно соблюдать основные правила выживаемости. Одна из самых главных особенностей нашего муссонного климата — резкая смена буквально за сутки-двое фактически всех условий: температуры, атмосферного давления, влажности. Чтобы выдержать мощнейшее воздействие погодных качелей, нужна крепкая иммунная и гормональная система.

Здоровый человек даже эти резкие перепады может спокойно переносить, не замечая. А вот на людях с хроническими патологиями органов дыхания, сердечно-сосудистой системы это очень сильно сказывается.

Фото: архив ДВВ

Первое, что им нужно сделать в канун смены сезонов, это обратиться к врачу и пройти рекомендованный курс профилактических лечебных мероприятий. Для остальных — снизить уровень негатива, меньше стресса, больше прогулок на свежем воздухе, желательно на морском побережье, не перегружать себя тяжёлыми тренировками, не переедать. Хороший эффект дают тонизирующие, оздоравливающие напитки с использованием приморских дикоросов и минеральных вод.

— Есть ли запрос на ваши исследования со стороны местных властей? 

— Это всегда больной вопрос. Конечно, мы бы хотели, чтобы власти вышли с нами на контакт, прислушались к нашим рекомендациям. У нас очень много разработок, которые можно использовать для реального оздоровления жителей края. Проверено на практике.

— Сейчас к вам, Татьяна Исааковна, весь город побежит оздоравливаться. 

— Мы работаем с так называемыми тематическими больными и с пациентами по направлениям из поликлиник по ОМС. Планируя определённую тему, приглашаем пациентов из владивостокских медучреждений и на условиях добровольного согласия проводим обследования, в том числе редкие, подбираем специализированное лечение с использованием современных препаратов, а также физиотерапевтических процедур. Люди потом не просто выходят, а вылетают на крылышках.

Мы готовы поделиться своими наработками по оздоровлению, постковидной реабилитации, по организации постоянного мониторинга загрязнения воздуха микрочастицами, как это делается во всех развитых странах. Это всё могло бы значительно снизить негативное влияние нашего сурового и прекрасного климата на людей, которые здесь живут.

— Спорим, что никого из чиновников ваше предложение не заинтересует? 

— Я всё-таки не теряю надежду. Сохранение здоровья населения — один из государственных приоритетов, а климатолечение — это самое доступное, что у нас есть сегодня. Вложений требует небольших, буквально копейки, зато отдача будет колоссальная. Люди смогут оздоравливаться естественно, мягко, эффективно, без «химии» и без побочных эффектов.

Такой шанс упускать нельзя.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM