22 августа 2025, 15:09
Ярмарка «Купеческая». Да размах не тот…
Поворот на «Соловей»: там, где лес шумел, теперь унылое торжище и «голый» парк

Проезжая по трассе, всякий раз с болью смотрю на голые, как коленка, окрестности Соловей-Ключа. Кажется, совсем недавно вдоль дороги тут высился прекрасный могучий лес, и вот в одночасье его не стало. Почти 25 гектаров леса в 2023 году вырубили подчистую. Предприимчивые потомки снесли под корень всё, что десятки лет наживала величественная приморская природа, и то, что в приснопамятные советские времена высаживалось нашим старшим поколением.
Теперь вместо благородных кедров и прочей зелени, которая не только надёжно укрывала посёлок и дачные сообщества от пыли и шума всегда оживлённой федеральной трассы, но и служила красивым экологичным забором, просто «фигвам» какой-то.
Поначалу на роль «фигвама» претендовал авторынок «Зелёный угол». Его неожиданно вытурили с намоленного места и собрались переместить ни абы куда, а вот в эту наисвежайшую пустошь у Соловья. Ну да, во-первых, это красиво: яркая витрина японского автопрома прямо на трассе. Во-вторых, удобно: авторынок не где-то там на углу Владивостока, а буквально в самом сердце Приморья. Вышел из машины да и прикупил себе новую. Просто, как перекус в придорожном кафе.
С реинкарнацией «Зелёнки» в «Соловья» у инициаторов так себе затеи ничего не вышло. Но не за зуб же собачий взяли и уничтожили огромную лесную территорию: что-то этакое должно было здесь появиться.
Суета началась на освобождённых землях по соседству. Местные власти поначалу заявляли о реализации некоего могучего инвестпроекта, потом о размещении сельскохозяйственной ярмарки, а потом по телевизору выступил глава Надеждинского района…
Танцы с базаром
«Эти земли были уже давным-давно выделены. Насколько я знаю, они уже не раз перекуплены различными инвесторами. Там на самом деле хотят развернуть ярмарку, торговые площади. И микрорайон застройки жилых домов», — неожиданно «выдал базу» Максим Якимов, выступая в эфире ОТВ-Прим.
С чистосердечного заявления чиновника прошло почти два года. За это время Надеждинский район перерос в муниципальный округ, а выскобленный до земной коры «Соловей-Гринфильд» прирос «Соловьём-парком» и «Купеческой ярмаркой». Звучит-то как, да? Но главное, что это не кладбище! А именно погост приходил на ум, когда на месте бывшего леса закопошились строители.
И вот результат. За ласкающими слух и воображение названиями скрываются совершенно примитивные объекты. Те, кто каждый день проезжает мимо них из дома и домой, в Соловей-Ключ, постоянно лицезрят их страшно бюджетную эстетику и, наверное, уже как-то привыкли, пообмякли, смирились. А вот у меня, человека проезжего, оказавшегося среди новодела из чистого любопытства, случился настоящий культурный шок.
Оказалось, что громко заявленная «Купеческая ярмарка» — это всего-навсего унылое торжище с десятком разномастных, непритязательных павильонов, в которых продают всякую всячину, плюс сараюшка покрупнее с призывной вывеской «Чебуречная». Похоже на знаменитый базар «привет, 90-е», который был на Деревенской во Владивостоке, — только очень маленький и безлюдный.
Примостившийся по соседству «Соловей-парк» — вообще за гранью даже самого скудного обывательского понимания об эстетике и предназначении парка. Вот Нагорный парк во Владивостоке — это парк! «Минный», пусть нынче изрядно запущенный, тоже парк. И Покровский парк, ставший дополнением к культовому сооружению, остаётся парком. В каждом из них есть непременные атрибуты парка — тенистые аллеи, благоустроенные дорожки, лавочки, зелень — из «исторических запасов» и свежей высадки, зонирование, оформление территории. Всё согласно концепции как самого парка, так и города в целом.
Ничего такого в «Соловье-парке» нет и в помине. От безжалостного солнца ни спрятаться, ни скрыться. Красотой не насладиться, потому что её нет. Или это палящее солнце так сильно глаза слепит?
Зато есть батут, сцена, какие-то юрты и военная техника. В одном флаконе — военно-патриотический музей под открытым небом и развлекательные шоу для детей и взрослых.
Понятно, для нашей неизбалованной публики и такое сойдёт. Но разве ради этого стоило уничтожать десятки гектаров леса? Во имя каких таких высоких инвестиционных проектов?! По информации в открытом доступе, купеческие ряды занимают 2,5 га, парк — 0,33. Куда, кому, на что пойдут оставшиеся два с лишком десятка гектаров выстриженной под ноль приморской землицы? Что-то здесь не сходится.
То ли ещё будет, ой-ёй-ёй
В декабре 2023 года собственники бывшей нашей, то есть муниципальной, земли в лице представителя сообщили корреспонденту Новостей VL.ru, что на участке появится торгово-рекреационная зона небольшой этажности. В планах — проведение ярмарок, обустройство общедоступной площади для прогулок и развлечений, большой фуд-корт, патриотический клуб с техникой и даже некое образовательное учреждение, то ли школа, то ли детсад. Высотки строить не собираются.
Один танчик - полторы тысячи
Торговый центр задуман двухэтажным, на первом этаже разместятся большой супермаркет и магазины, на втором — детская зона, в пристройке, возможно, запустят семиэтажный бизнес-центр.
А ещё, а ещё… Автокафе, большой открытый каток зимой, спортплощадки, автосервис, парковки, станции для зарядки электромобилей. И даже парк по типу Нагорного.
Ну, про Нагорный парк — это не подумавши. Современный парк — не ярмарка из прошлого: вот так запросто, с наскока в чистом поле не поставишь. Нужен полноценный инвестиционный проект, с расписанным в деталях планом управления ресурсами — материальными, финансовыми, человеческими. Как с Нагорным парком. Поэтому уже через два года после начала стройки там запустили вторую очередь.
А вообще парки — это очень дорогое удовольствие, скрягам не беспокоить. Парки — это больше, чем выгодный бизнес. Парки — это про любовь: к родным местам и своим землякам.
«Позор, а не парк»
«Соловей-парк» и его ощетинившийся ёж
Что думают про свежеиспечённое общественное пространство приморцы — в комментариях из интернета.
«Это не рынок, а цыганская ярмарка! Вырубили красивый лес и устроили позорище вдоль федеральной трассы».
«Столько вырубить леса ради пустоты. Нет ни одного мало-мальски интересного павильона».
«Посмотрели с детьми технику, но добраться из Надеждинского Полесья — это ужас. Через трассу не перейти, рядом ни одного пешеходного перехода. Пешком пять минут, но идти негде, машины потоком. Лес-то под парк быстро вырубили, так подумайте о людях, сделайте пешеходный переход.
Технику посмотрели за 20 минут, ярмарка никакая, всё закрыто… На дорогу ушло два часа».
«Странное место. Какой же это парк? Благоустройства нет совсем. Стоят несколько единиц старой военной техники».
«Это позор, а не парк! Пустырь с помойкой у всех на виду. Чиновников, допустивших столь бездарное использование земли, за такие действия надо увольнять или судить».
А что скажет товарищ Якимов?
— Вот зачем вы такое допустили? — прямо спросила я главу Надеждинского мунокруга.
— Увы, эта территория — частная собственность. У меня как главы нет полномочий всё привести в исходное — дым в трубу, пельмени разлепить, землю вернуть, — вздохнул Максим Якимов. — В своё время, ещё за пару глав до меня, предприниматели выкупили эту землю у муниципалитета, всё по закону, никаких нарушений не выявлено. Территорию осваивают, сделали и парк, и ярмарку… Конечно, я вижу, что масштаб явно не тот, поэтому внимательно отслеживаю ситуацию.
Но высоток там явно не будет: инфраструктура нулевая — ни воды, ни водоотведения, ни электричества.
***
Уж не знаю, как насчёт высоток, но, похоже, в Приморье скоро вообще ничего не будет — ни леса, ни земли… Выберут всё до донышка. Останутся одни симулякры вроде ярмарки на Соловье.