24 июня 2023, 10:15
За резолюциями — дела
Как советская власть помогла «туземцам встать в ряды культурных народов»

19 июня 1925 года в Хабаровске завершил свою работу первый Дальневосточный туземный съезд. На протяжении недели делегаты от туземных (так их в то время официально именовали) общин со всех краёв Дальневосточной области, за исключением далёкой Камчатки, обсуждали злободневные вопросы своей непростой жизни. Административное устройство и полномочия, медицинское обслуживание и образование, вопросы национальной экономики и кооперации…
Несмотря на все свои известные перекосы, советская власть стремилась облегчить жизнь малочисленным и коренным народам, делала в этом отношении всё, что могла, и действительно многого добилась!
Из первых уст
У каждого события есть предыстория. Наша, если кратенько, в следующем. Начиная со времён освоения дальневосточного региона (1850–1860 годы), царское правительство проводило в отношении аборигенов в целом гуманистическую политику, помогая им преодолеть вековую отсталость и нищету. В таёжной глубинке строились школы, больницы, церкви. Но меры эти ограничивались скудным бюджетом, малочисленностью кадров и потому носили локальный характер, в целом мало менявший тяжёлую долю аборигенов, вынужденных, как и прежде, вести почти первобытный образ жизни (охота и собирательство). Начало революционных потрясений на Дальнем Востоке, временное засилье коалиционных и белых режимов ещё более усложнили их существование. Неудивительно, что, максимально замкнувшись в родовых таёжных урочищах, туземцы индифферентно отнеслись к революционным идеям. Но при этом страдали от рук белогвардейцев и хапуг-предпринимателей. Их обманывали при сделках и часто просто грабили, безбожно спаивали. И потому к намерению нового регионального руководства в лице Дальревкома сделать их жизнь лучше отнеслись с пониманием. И доверием. Важно было такое доверие не растерять!
Зачем вообще собирался этот съезд? На то были две причины. Во-первых, требовалось из первых рук получить достоверную и актуальную информацию о самых важных и не требующих отлагательства проблемах туземцев. Можно было, конечно, для этой цели отправить по урочищам десятки так называемых обследовательских отрядов — но это дорого и долго. Куда проще собрать авторитетных представителей родовых общин в одном зале. Во-вторых, надо было не просто узнать, чем и как им помочь, а начать «глобалить» — привлечь аборигенов к новой жизни, сделав их активными участниками социалистического строительства.
Что обсуждали?
К сожалению, границы газетной полосы не позволяют рассказать любопытные организационные подробности эпохального события: кто, откуда и с чем приехал (так, например, делегаты, не владевшие русским языком, выступали с мест с помощью переводчиков из числа родни). Посему — сразу о самом важном и злободневном. К таковым позвольте не относить скучные отчётные доклады уполномоченных с мест, а только выступления представителей туземных народов.
Для затравки — делегат Пономарёв: «Нас выбрали для того, чтобы при поддержке красной власти мы могли обсудить наши нужды и устроить нашу жизнь. Это мы и будем делать».
По вопросу охраны лесов от пожаров откровенно высказался делегат Актанка: «А кто огонь пускает? Гольд, тунгус, орочен, якут, все на месте живут, ни один из них огня не пускает. Никто не будет себя палить, своего зверя палить. Только китайцы и корейцы, да русские огонь пускают».
Против «опиума для народа» заявил свою позицию делегат Тумали: «Есть у нас среди туземцев шаманство, и этот вопрос я считаю больным. Потому что шаманство есть обман, как и попы. Когда шаман богу молит, его надо угощать не одним мясом, а покупать обязательно водки, как будто это через шамана кушают и водку пьют боги». По стенограмме — «смех в зале», но тему борьбы с шаманизмом из делегатов почему-то более никто не поддержал.
О географии — делегатка Чудинова: «Какая работа среди тунгусских женщин может вестись и кто её поведёт? Женщины далеко в тайге и выходят к русским очень редко, а к ним никто не едет». Любопытно, но женский вопрос как наиболее наболевший на съезде обсуждался очень активно и, пожалуй, сломал запланированную официальную повестку дня. Да с необычными (с позиции сегодняшнего дня) подробностями. Судите сами.
[Здесь находится галерея]
Восьмилетние невесты
Тон дискуссии задаёт делегатка Удынкан: «У туземцев существует обычай продажи девочек, продают как скот. Так не надо делать. Отец по несколько раз то продаёт свою дочь, то меняет как шляпу». Её поддерживают в своих выступлениях ещё несколько делегаток. Надо что-то отвечать? На следующий день организаторы предоставляют слово доктору Брудному, который своим выступлением подтверждает, что власти края никоим образом не намерены замалчивать ненароком всплывшую проблему. Врач обследовал «126 мужчин и женщин в возрасте от 9-ти месяцев до 70-ти лет», и статистика вышла обескураживающей: «Из 43-х женщин только 8 не страдают малокровием, лёгочными, сердечными и глазными болезнями… Выдача замуж девочек у туземцев происходит начиная с 8-ми лет и кончая 17-ю, для которых половая жизнь начинается в период с 12 по 17 лет, между тем появление менструаций зафиксировано с 16 по 18 лет». Этот скандальный физиологический вопрос ранее обсуждался на поселковом собрании (!), на котором даже решили «выдачу замуж девушек считать законной не ранее года после появления менструаций» (!!), однако так и остался на бумаге.
На обвинения в продаже дочерей и жён в духе социалистической самокритики отваживается дать ответ делегат Тумали: «У нас женщинам плохо, дикое положение. Сами дочери не смеют замуж выйти, ослушаться отца, а то станут про них нехорошо говорить… Но женщины тоже легко бросают своих детей, мужа и уходят к отцу. Нужно открыть школы, научить нас всему, а потом Комсомол открыть, и тогда у нас хорошо всё будет и женщин продавать не будут». А без комсомола, получается, никак. Тут же ему возражает делегатка Данкан: «Не женщина виновата, это отец и братья пользуются своей властью и несколько раз её продают».
Хорошо, поговорили и всё обсудили. А что решили?
Для галочки и всерьёз
В длинной резолюции, как водится, часть пунктов для галочки, часть — для конкретной реализации. Предложения «углубить», «развить» и «способствовать» нас не интересуют — только практическая часть. А тех читателей, что начали было переживать за тяжкую долю туземных женщин, сразу успокоим: «всех, кто будет продавать или покупать жён, привлекать к советскому суду… открыть специальные медпункты для рожениц». Вопросы же повышения порога брачного возраста невест и их продажи в резолюции так и остались неурегулированными... Но и это уже кое-что.
Кроме того, съезд решил освободить туземцев от платы за лесорубочные билеты для собственных нужд, «приравняв их к русскому населению»; выселять из туземных районов лиц, «занимающихся спекуляцией, обманом и спаиванием туземцев». И здесь же — странное решение о запрете «частной торговли среди туземцев» в целях их «защиты от эксплуатации». Разрешена бесплатная регистрация «оружия как нарезного, так и дробового». Закреплены за туземным населением их «сенокосные и рыбные угодья в исключительное пользование», а также в срочном порядке предписано произвести отвод новых «всех видов земельных и промысловых угодий вблизи своего обитания». Запланированы к открытию три акушерско-медицинских пункта и четыре ветеринарных, при этом врачей обязали «оказывать туземцам медицинскую и ветеринарную помощь бесплатно». Перечень этот — основной, но далеко не полный. Понятно, что наверняка не все из этих важных пунктов будут претворены в жизнь, но начало было положено.
Первый Дальневосточный туземный съезд на деле окажется последним — но именно в подобном региональном формате.
Зато по инициативе председателя Дальревкома Яна Гамарника подобные форумы, но с более приземлённой и конкретной повесткой дня спустя несколько лет начнут проводиться по отдельным краям области. А жизнь коренных и малочисленных народов, её населяющих, постепенно и неуклонно улучшаться.