05 апреля 2023, 14:15
Знаки свыше и на уровне моря
Что скрывается под пирамидами на сопках и в стенах железнодорожного вокзала

Сети, рэперы, марки… Это не лексикон рыбаков, музыкантов или филателистов. Так называются особые, не всегда заметные конструкции Государственной нивелирной сети, которые метят единую систему высот над уровнем моря. Вместе с сотрудниками земельного надзора управления Росреестра по Приморскому краю мы проверили несколько важных геодезических объектов во Владивостоке.
Рэперы и марки обычно закладываются в долговечные сооружения и чем-то напоминают печати для книжных экслибрисов. В глаза неспециалистам они не бросаются, но если вы вдруг заметили такой знак с надписью «Нивелировка… 1913 год», то вы, скорее всего, прогуливаетесь у железнодорожного вокзала Владивостока, или у станции Вторая Речка, или же у старой водонапорной башни в селе Вольно-Надеждинское. Но большинство знаков устанавливалось в 30-х годах и позже. Всего в Приморье насчитывается 15 066 пунктов нивелирной сети (ГНС), и с каждым из них ведётся, можно сказать, ювелирная работа.
Фото: Александр Сырцов
«ГНС позволяет контролировать единую систему высот над уровнем моря на территории всей страны, — между делом рассказывает начальник отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Приморского Росреестра Максим Полев. — Высота отсчитывается от нуля, за который принята горизонтальная черта на медной пластине, установленной на устое Синего моста через Обводной канал в Кронштадте. Эта система называется Балтийской, действует с 1977 года и служит высотной основой всех топографических съёмок и инженерно-геодезических работ».
Фото: Александр Сырцов
Собственно, вот оно и объяснение важности марок и рэперов. Но при строительстве, инженерных изысканиях, межевании земель важна и другая, родственная ГНС сеть — ГГС. Те самые хорошо нам знакомые вышки-пирамидки на сопках — и есть важнейшие звенья государственной геодезической сети. Ещё, оказывается, есть столбики, канавы, ограды, трафареты на скалах и даже, представим себе, курганы. К самым отдалённым таёжным точкам готовятся целые экспедиции.
Мы взбираемся на сопку Орлиную, покрытую шрамами от изрезанных дорог и захламлённую антеннами, сетями, проводами. Сильный ветер, холодно. Сотрудники земельного надзора — в одних тонких курточках; ведущий специалист-эксперт отдела Вадим Безверхий лихо разогревается с помощью сапёрной лопатки. Он как будто бы ищет клад под пирамидой, венчающей сопку. Оказалось, что под конструкцией закопан специальный бетонный цилиндр с метками. Откопав его, специалист «прощупывает» пульс объекта геодезической вешкой. К нему присоединяется коллега Анна Мухина: с помощью специального планшета она сверяет координаты со спутниковыми данными.
Фото: Александр Сырцов
Здесь — всё более-менее в порядке, как и на сопке Бурачка. Но всё равно чувствуются недавние поползновения охотников за металлом. Многие объекты геодезической сети искурочены, раздербанены, а то и безвозвратно утеряны. Сотрудники Росреестра призывают всех приморцев бережно относиться к пунктам ГГС и ГНС, их сохранность очень важна для экономики и хозяйства. Собственники зданий, в которых вмонтированы марки и рэперы, могут не беспокоиться о содержании объектов. Требование единственное: не трогать их. Вот любоваться ими — можно! Ведь это не только особые точки координат, но и часть нашей истории.