Владивосток

-8°
88.16
92.01
История

16 марта 2024, 10:30

Честно пройденный путь

Автор: Геннадий Обухов

Под руководством забытого комбрига стажировались прославленные адмиралы Андреев и Горшков

Честно пройденный путь

14 марта 1887 года в провинциальном городе Задонске Воронежской губернии родился будущий контр-адмирал командир бригады траления и заграждения Тихоокеанского флота Александр Васильев. Любопытно, но полных его тёзок, и куда более именитых, что служили отечественному ВМФ, немало  и здесь можно запутаться. Но только историческая значимость персонажей не всегда обусловлена их рангом, верно?.. 

Судимый большевик

Трудовая биография будущего «советского военно-морского деятеля», как его казённо именуют нынешние историки, началась в городах Ливны и Орёл, где он работал по слесарной части на винных складах. Переехал в Москву, окончил электротехнические курсы. В 1908 году призван на флот: Балтика, школа минёров. В 1910 году — учебный минный отряд Морских сил Балтийского моря, инструктор в звании унтер-офицера 2-й статьи. Учил курсантов морскому делу, но чаще пропагандировал среди них революционные идеи. Понятно, что недолго. Списан на учебное судно «Двина», где (уже перед узкой и немногочисленной аудиторией) продолжил читку статей Ленина и Маркса. Понятно, что недолго. В марте 1911-го арестован, лишён звания и отправлен под следствие в петербургскую тюрьму Кресты. Полгода общался с незадачливым красным пропагандистом следователь… Проникся человеческим сочувствием, «понял и простил»: до суда дело доводить не стал и закрыл его за малозначительностью. Но вот из армии, понятно, Васильева всё ж турнули, и он вновь отправился трудиться на винные склады. Но уже электромонтёром.

Как сложилась бы дальнейшая судьба и карьера революционера (а до эпохального 1917 года надо было ещё просто дожить) — сказать трудно. Но его вернула из небытия Первая мировая война. Мобилизован в дивизию траления. Из пяти тральщиков, на которых служил Васильев, погибли три. За отличную службу в 1915-м ему возвращено звание унтер-офицера, а на следующий год — Георгиевская медаль «За храбрость» 4-й степени.

После Февральской революции Александр Васильевич ожидаемо избран председателем матросского комитета отряда тральщиков, а после Красного Октября дерётся против белых армий на Балтике и Чёрном море. В конце 1920 года, после фактического завершения Гражданской войны, в должности командира дивизиона траления организует разминирование акваторий Чёрного и Азовского морей. В апреле 1926 года окончил Высшие морские академические курсы, в должности главного минёра порта Севастополь принял участие в рытье тоннеля в Сухарной балке. Вследствие допущенной халатности произошёл незапланированный взрыв большого заряда. Васильев предан суду военного трибунала и приговорён к двум годам лишения свободы условно. В марте 1932-го принят кандидатом в члены ВКП(б) и отправлен командовать бригадой траления и заграждения на Дальний Восток. Или сослан?

Морские силы Дальнего Востока увеличивались и крепли с каждым днём, но остро стоял кадровый вопрос. Особенно после того, как к началу 1935 года они были переименованы в Тихоокеанский флот…

Служил увлечённо и самозабвенно

Корабли и подводные лодки ТОФ плавали круглогодично, совершенствуя боевую выучку экипажей и тактическую подготовку. Флотская бомбардировочная авиация совершала полёты над морем на максимальную дальность. И для обеспечения таких перелётов привлекались корабли бригады траления и заграждения, которыми командовал Васильев. Так, «Теодор Нетте» в осенне-зимних штормовых условиях три недели маневрировал в северной части Японского моря. А в Охотском море перелёты обеспечивали тральщики.

22 сентября 1935 года в СССР были введены воинские звания для командно-начальствующего состава РККА. Высший комсостав Морских сил РККА получил флагманские звания. Среди них был Васильев, ставший флагманом 2-го ранга (ныне соответствует званию контр-адмирала). В октябре того же года ТОФ вышел на 1-е место среди других флотов страны по боевой и политической подготовке, а 30 ноября в Москву с обязательным по тем временам флотским «рапортом Центральному Комитету КПСС и Советскому правительству» выехала делегация в составе лучших представителей частей и кораблей. Делегат Васильев в числе всех прочих участников поездки на торжества «за выдающиеся заслуги в деле организации подводных и надводных Морских сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии и за успехи в боевой и политической подготовке краснофлотцев» награждён орденом Ленина.

За этими торжественными, но сухими формулировками, увы, почти не виден человек. А каким он запомнился, флагман Васильев? Об этом в своих мемуарах небольшие фрагменты оставили наши прославленные адмиралы Владимир Андреев и Сергей Горшков, служившие в 30-е годы на ТОФ при комбриге Васильеве. Так, намечались очередные учения по минным постановкам, которые всегда проходили спокойно и к ним готовились. Но Васильев решил прервать эту благостную плановость: «Стоим в бухте на рейде. Раннее утро. Как говорится, солнышко ещё не проснулось. Я вышел из каюты на верхнюю палубу и вижу: на флагманском корабле подняты наши позывные и ещё какие-то сигнальные флаги. Сигнал «командиру срочно прибыть к флагману». На «Томске» начштаба бригады вручил командирам кораблей по секретному пакету с широкой красной полосой, пересекающей его по диагонали. И добавил: «Готовить корабли к выходу экстренно. Всё остальное узнаете, когда прочитаете документ сегодняшнего учения». Пока мы поднимались к штурманской рубке, комбриг успел прибыть на «Астрахань» и там поднять на мачте красный флаг с белой пятиконечной звездой».

«Васильев был уже человек в годах, с крупными на лбу морщинами, энергичный и решительный. Он никогда не считал зазорным выслушивать мнение подчинённого, если видел, что основано оно на стремлении внести в службу лучший порядок, поднять боевую подготовку, внедрить какое-либо усовершенствование. Здесь всегда можно было найти с комбригом общий язык, который служил увлечённо и самозабвенно». Когда на судне «стажировался фрунзенец Сергей Горшков», то обнаружил «некоторые упущения». После дежурства подал рапорт с просьбой принять меры для устранения недостатков. А на следующем дежурстве увидел, «что о его рапорте забыли». Горшков пробился на приём к комбригу Васильеву, но вместо благодарности за настойчивость получил от него небольшой втык: «Ваши оправдания, что не приняли мер, — полностью несостоятельны. Если искренне желаешь порядка, видишь упущения, то прояви принципиальность и твёрдость». И для этого, конечно, не всегда обязательна аудиенция у комбрига... Если подаёшь рапорт — значит, берёшься решать вопрос. И решай его как угодно!

Именно по такому сценарию также был вынужден действовать и будущий адмирал Андреев, служивший под руководством Васильева: «Советский торговый флот передавал нам транспорты «Томск», «Эривань», «Ставрополь» для переоборудования их в минные заградители, а торговый порт — буксиры «Геркулес», «Патрокл», «Диомид», «Славянка» и «Босфор», которые должны были стать тральщиками». Но для ввода их в строй требовалось штурманское оборудование, добыть которое можно было только после командировки в Ленинград. Командировка туда и обратно по «железке» долгая, а командировочные не положены. Ну, только если отпускные. Васильев решил для поездки «предоставить формально отпуск Андрееву, ну а если в Ленинграде сделать ему ничего не удастся, то строго спросить с него». Вот так: берёшься за дело — отвечай за результат, и даже своим карманом (то есть отпускными). Боишься, что не сдюжишь? Ну, так и не берись!

Но хорошо то, что хорошо кончается: «В результате этой поездки В. А. Андрееву удалось получить штурманское имущество и доставить его во Владивосток. Комбриг А. В. Васильев остался доволен действиями своего подчинённого».

…5 января 1938 г. Васильева уволят из рядов РККА, 13 января арестуют. Обвинение его во вредительстве будет строиться на подготовленном комиссией документе «Предварительные итоги разгрома антисоветского военного заговора на Тихоокеанском флоте и о ходе ликвидации последствий вредительства». Никого не выдав, он возьмёт всю вину на себя и подпишет признательные показания. 4 мая во Владивостоке выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР приговорит Васильева к расстрелу с лишением воинского звания и конфискацией имущества.

Казнь — в тот же день.

Реабилитация — 6 июня 1957 года.

[Здесь находится галерея]

фото 1 Комбриг Васильев служил увлечённо и самозабвенно… upload.wikimedia.org

фото 2 Минный заградитель «Томск», плавучий штаб комбрига Васильева sun9-17.userapi.com

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM