16 февраля 2025, 09:00
Дал присягу — назад ни шагу!
Малоизвестные подробности Русско-японской войны. Часть 2

Окончание. Начало в № 6 ДВВ
В феврале 1904 года началась Русско-японская война. Нашу армию пополняли добровольцы и мобилизованные. За первые два месяца зачислили на службу 9 376 человек. Не остались в стороне и учебные заведения. Конечно, одними добровольцами сформировать миллионную армию было невозможно…
И снова рать вели на битву...
С первых дней войны появилось немало священников, желавших отправиться в действующую армию. Сами по себе они уехать не могли, эти вопросы по ходатайствам решал протопресвитер и член Святейшего синода РПЦ Александр Желобовский. В числе первых ушёл на фронт священник Владивостокской епархии Каллист Лапинский, написавший в своём ходатайстве: «Я как человек знакомый с местностью театра войны и отлично знающий психологию русского солдата, чувствую, что могу быть полезным и горю непреодолимым желанием послужить святой родной земле на поле брани». Ради этой высокой цели не побоялся он оставить на попечении престарелого отца свою больную жену и троих детей — двух малолетних и новорождённого.
Спустя несколько месяцев после начала войны штат полковых священников был полностью укомплектован. Однако именно в мае 1904 года число желающих добровольно попасть на Дальний Восток заметно возросло («329 обращений, в том числе повторных 16», свыше 70 % — сельские священнослужители). И протопресвитер был вынужден ставить желающих «положить свой живот за веру и отечество на поле брани» в своеобразный запасной лист ожидания.
Но вот откуда, вообще говоря, взялся столь значительный кадровый наплыв? Одна из причин кроме патриотической — материальная. Дело в том, что содержание полкового и госпитального священника было довольно значительным. Согласно приказам по Военному ведомству, они получали жалованье, сопоставимое с уровнем офицеров, и в него входили всякие «квартирные, прогонные, фуражные, столовые и другие дополнительные выплаты», а также «усиленные оклады» и «полевые порционы». По окончании военных действий священник был вправе либо выйти на пенсию, либо продолжать службу. Но если уже не находил вакансии, «то пользовался правом на прежнее жалование (1 080 руб.) в течение года со дня оставления службы».
Понятно, что отправиться на фронт можно по любой причине, в том числе и материальной. Только вопрос здесь в другом: как батюшки-добровольцы несли свою хлопотную службу (а вес церковной утвари, регулярно перемещаемой ими в долгих походах, достигал 25–30 кг), как они окормляли паству и вдохновляли её на бой? В период затиший, а иногда и под обстрелом противника священники служили литургии, молебны и панихиды, исповедовали и причащали. Проповедовали слово Божие и вели беседы с воинами, утешали раненых, а в отсутствие врачей и фельдшеров перевязывали раны. Причащали умирающих и отпевали погибших. Авторитет полковых и судовых священников был чрезвычайно высок. В армейской и флотской среде в соответствии со старой русской традицией их уважительно величали «батями». При встрече с батюшкой не только нижние чины, но и офицеры первыми отдавали ему честь. Десятки священников, проявивших героизм при выполнении своего пастырского долга, получали не только церковные, но и государственные награды.
Широко известен подвиг Стефана Щербаковского. 18 апреля 1904 года 11-й Восточно-Сибирский стрелковый полк вёл тяжёлый бой близ реки Ялу. В ходе сражения, когда полковой командир и многие офицеры были убиты, ряды воинов дрогнули. И в этот критический момент перед шеренгой вышел с крестом в руке полковой священник отец Стефан и повёл солдат за собой в наступление. Во время этой отчаянной атаки он был дважды ранен пулями, но, истекая кровью, шёл и шёл упорно. Пока не потерял сознание... Героя в полевом госпитале посетил командующий Маньчжурской армией генерал Алексей Куропаткин и вручил ему орден Св. Георгия 4-й степени.
Случались, увы, и потери... В ходе сухопутных и морских сражений были убиты или скончались от смертельных ран иереи Александр Любомудров, Александр Недригайлов, Алексий Агарёв, Алексий Цветков, Николай Исидоров, Петр Курдюмов и Феодор Хандалеев, а также иеромонахи Алексий (Раевский), Анастасий (Рукин), Варлаам, Виктор (Никольский), Герасим, Кириак, Назарий и Паисий. Умер при выполнении своих пастырских обязанностей, заразившись от больного тифом, госпитальный священник Николай Курлов. Наибольшие потери понесли судовые священники Тихоокеанской эскадры: были ранены и контужены иереи Aлександр Рыбчинский, Василий Слюнин, Георгий Шавельский, Иаков Соколов, Михаил Малявинский, Николай Крестовоздвиженский и Пётр Кузнецов; не вынес ужасов войны и сошёл с ума священник Александр Самойлович.
После завершения войны все её участники, включая духовенство, были награждены медалью «Русско-японская война 1904-1905 гг.», а госпитальные священники, кроме того, — медалью «В память Русско-японской войны 1904-1905 гг.» В их числе священнослужители Владивостокского отряда, иереи Пётр Антонов, Пётр Введенский, Александр Венустов, Феодор Кутузов, Михаил Львов, Пётр Поваринский, Феодосий Снегульский и Павел Хуциев.
А дальше... В годы Первой мировой войны все, кому позволяли возраст и здоровье, вновь пошли на фронт, где верой и правдой продолжили усердное служение. И снова многие геройски сложили свои головы за веру, царя и Отечество. А после Красного Октября выжившие попали в круговорот Гражданской войны и большевистского террора. Многие сгинули бесследно... «Господь да упокоит их в селениях праведных и да сотворит им вечную память!»
Стефан Щербаковский ведёт солдат в бой... Фото: topwar.ru
Загадка о пропавших дивизиях
Известно, что Мукденское сражение стало на этой войне наиболее масштабным и продолжительным по времени и самым кровопролитным. Оно развернулось на фронте общим протяжением до 150 километров, с обеих сторон в нём участвовало около полумиллиона солдат и офицеров, 2 500 артиллерийских орудий и 250 пулемётов. Суммарные людские потери превысили 160 тысяч человек, из которых свыше 24 000 были убиты и 131 000 ранены. По итогам этой эпической битвы японцы захватили г. Мукден.
На поле боя у России имелся численный перевес, но сражение завершилось для нас неудачно. Несмотря на то, что по ходу всей этой войны мы также имели преимущество в штыках, война завершилась фактическим поражением России. Эти факты всем известны, зафиксированы во всех справочниках и диссертациях, однако что из них следует? Не очень лестный вывод: японцы победили не числом, а умением, а вот русские мужички-лапотники да их бездарные командиры своё превосходство профукали... Но вот насколько этот посыл справедлив? И не врёт ли та же «Википедия», отдавая нашей армии перевес на войне (1,365 млн человек против 1,2 млн японцев)?
За честь Российской империи вступился журналист и историк Александр Вихров. Он поднял и прокачал десятки первоисточников, в том числе сводки японского генштаба, отчёты зарубежных наблюдателей. И с цифрами в руках сделал вывод, что «официальное описание войны пристрастно и необъективно, оно умышленно искажает истину, явно недобросовестная японская версия основных событий была распространена по всему свету их главными союзниками англичанами». «Копаясь», по собственному выражению исследователя, в данных, он шаг за шагом, буквально поротно и повзводно, установил точную численность японской армии на каждом этапе войны! И оказалось фактически, что, «обладая 3-5-кратным преимуществом в начале войны, японская армия уже под Ляояном оказалась в меньшинстве». А проредила её доблестная российская пехота! И под тем же Мукденом нашим 280 тысячам бойцов противостояли, как принято считать, не 270 тысяч японцев, «...маршал Ояма имел под Мукденом 750 тысяч человек». И, конечно же, при таком почти трёхкратном численном перевесе в пользу врага победа российской армии не светила...
Можно ли считать выводы Вихрова научно доказанными? Безусловно, нет, его арифметический анализ хроники военных действий — пока только набор цифр. И не факт, что они заинтересуют маститых остепенённых историков. Но независимо от этого понятно одно: тяжесть этой кровавой войны вынесли на себе именно простые русские мобилизованные мужички. Да, некоторые из них не были ангелами с крылышками: выпивали и спали не с теми женщинами, болели не теми болезнями. Так и что с того? Кто там на войне, кроме священников, был безгрешен? Но они же, простые мужики, при этом любили Отечество, верили в Бога и Русь святую! Именно они, славные российские воины, перемолов фактически 2-миллионную японскую армию в труху, вынудили Страну восходящего солнца к подписанию в целом почётного для нас Портсмутского мирного договора.
Всё нехорошее забудется, всё славное останется...
Они — герои, и они — победители!
Поредевшие японские дивизии после сражения под Мукденом; фото: ru.wikipedia.org