Владивосток

+2°
81.12
95.09
История

15 ноября 2025, 09:00

Границы долга и отваги

Авторы: Геннадий Обухов, Геннадий ОБУХОВ

Малоизвестные подробности о разведчике Рихарде Зорге и патриоте Хоцуми Одзаки

Границы долга и отваги

Источник: ya.ru/video

7 ноября 1944 года в японской тюрьме Сугамо с интервалом в 40 минут были повешены разведчик Рихард Зорге и его информатор Хоцуми Одзаки... О судьбе и подвиге немецкого коммуниста, снабдившего Кремль секретной информацией, написаны десятки документальных и публицистических работ. И, кажется, белых пятен в его биографии уже не осталось.

Это верно, не осталось. Но лишь в редких зарубежных источниках, практически не доступных российскому читателю, есть подробности последнего периода жизни за решёткой (следствия, суда, казни) Зорге и его самого значимого агента. И, поверьте, они стоят того, чтобы предать их огласке. Как яркие образцы патриотического долга и личной отваги, границы которых безгранично раздвинули наши герои. И шагнули в бессмертие...

НАЧАЛО: их встреча была предопределена

ЗОРГЕ. Его биография общеизвестна, поэтому лишь кратко её напомним. Родился 4 октября 1895 года в посёлке Сабунчи Бакинской губернии в многодетной русско-немецкой семье. Спустя три года переехал в Германию, где прошло детство и юношество. Несмотря на то что финансовых трудностей семья не испытывала, бросил учёбу и в 1914 году записался добровольцем на фронт. Любопытно, но в составе немецкой армии участвовал в Первой мировой войне против россиян. Был ранен несколько раз, за мужество получил небезызвестный по Второй мировой войне Железный крест. После неудачного лечения (одна его нога стала короче другой) был комиссован.

Зорге в госпитале после ранения на Первой мировой войне. Берлин, 1915 г.  Источник: profile.ru

На гражданке в течение следующих пяти лет учился и фактически экстерном сдал экзамены на соискание учёных степеней на факультете государства и права (Кильский университет) и на факультете экономики (Гамбургский университет). С началом немецкой революции 1918 года принял в ней активное участие, отвечая за раздачу оружия населению. После переезда в Гамбург занимался пропагандистской работой и журналистикой, познакомился с лидером немецких коммунистов Эрнстом Тельманом. В 1920-м возглавил партийную газету в г. Золинген.

В 1924-м, после запрета коммунистов в Германии, переехал в Москву. Вступил в ряды ВКП(б) и был принят на работу в информационный отдел партаппарата. В 1929 году стал сотрудником разведуправления Красной армии и был направлен в Шанхай. Цель — наладить знакомства с нужными людьми и обзавестись информаторами...

ОДЗАКИ. Родился 29 апреля 1901 года в интеллигентной семье, детство провёл на Тайване. Отец был журналистом и поэтом, истовым патриотом, публично оправдывавшим агрессивную колониальную политику своего отечества. Подобные взгляды он навязывал и сыну, но это вызывало у того непонимание и отторжение. Никакие нюансы агрессивного патриотизма он не воспринимал и знать ничего о них не хотел. Будучи парнем весёлым и общительным (здесь и далее цитируются мемуары очевидцев и исследователей), «довольно скоро приобрёл вкус к стильной одежде и превратился в настоящего японского денди».

В сентябре 1919 года был принят в элитную школу «Итико» на отделение литературы с изучением иностранных языков, прежде всего немецкого. Женился на бывшей жене старшего брата, с которой тот развёлся. Но не был ей верным супругом и, вот озорник, неизменно потчевал приятелей байками о своих похождениях. В 1928 году отбыл в Китай, и эта поездка полностью изменила его жизнь... Советник ЦРУ Чалмерз Джонсон: «Если бы он не поехал в Китай, сейчас бы, вероятно, подъезжал на автомобиле с личным шофёром к зданию “Асахи” (редакция крупнейшей газеты. — Прим. авт.) как один из добившихся успеха деятелей». В течение двух лет не просто проявлял интерес к марксизму, но и, безмерно уважая красного лидера Чан Кайши, охотно общался с партийными функционерами и «большевиками» из числа китайской интеллигенции.

В 1930-м на одном из приёмов и познакомился «г-ном Джонсоном» — Рихардом Зорге. Вербовки в привычном «шпионском» понимании не было. Просто, будучи вхожим в самые разные властные кабинеты, согласился снабжать своего нового друга конфиденциальной информацией. Не за деньги. За коммунистическую идею.

Сотрудничество Зорге и Одзаки началось в эмигрантском Шанхае. Источник: ru.pinterest.com

ВОПРОС: самый информированный иностранец в Японии

Вопрос о том, каким образом им смог стать Рихард Зорге, — не праздный. Но его почему-то никто никогда не задавал... Япония второй половины 1930-х — начала 1940-х годов — это страна периода расцвета милитаризма и шпиономании, когда за всеми немногочисленными иностранцами велось круглосуточное наблюдение. Этого не избежали и граждане Германии, страны-союзника Японии. Любые контакты, их участники и адреса немедленно становились известны тайной полиции. Потому что и заключённый между странами «оси» союз был достаточно формальным. Да к тому же совсем не вовремя в Стране восходящего солнца вышла всем известная книга Гитлера, в которой он сомневался в необходимости тесных отношений с азиатскими «недочеловеками». Да, перед публикацией переводчик потрудился на славу, вымарывая целые абзацы прямых расистских высказываний лидера мирового фашизма, но косвенные, конечно, оставил. А то иначе пришлось бы сократить бредовый опус сумасшедшего автора более чем вдвое, что было никак невозможно.

Поэтому понятно, что в стремлении лично добывать секретную информацию Зорге не мог активно перемещаться по Японии. За него это делали его немногочисленные информаторы, главным из которых и стал Хоцуми Одзаки. Но при этом Зорге выступил как великолепный организатор и координатор тайной резидентуры, несколько важных лет снабжавшей руководство СССР ценными секретными сведениями. Увы, шпионская «верёвочка» не могла «виться» бесконечно, она, как известно, привела к провалу.

Но прежде чем рассказать о последних днях Зорге и Одзаки, зададимся таким же резонным вопросом: насколько эффективно работали и какие конкретно сведения отправили своим кураторам наши герои?..

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: в Москве читали не всё...

Одзаки за те полгода, что работал в Китае, подготовил «Рамзаю» фактуру для 20 донесений, из них 11 — со ссылкой на военного атташе Японии в Шанхае (10 из них были доложены высшему военному командованию СССР). А после того как они оба осели в Японии (а это период с января 1936-го по октябрь 1941 года), к этому числу надо прибавить 805 донесений, из которых высшему политическому руководству СССР и командованию Красной армии было доложено 363. То есть примерно по 160 радиограмм в год!

О мужестве — чуть позднее, а пока о долге. Патриотическом, плавно перетекающем в служебный. Хоцуми — обычный человек, не семи пядей во лбу. Надо полагать, что тоже опасался «засыпаться» и поэтому мог работать индивидуально, сам по себе, то есть менее интенсивно и с меньшим риском. Ну отправляли бы наверх не по 160, а по 100 радиограмм в год, — тоже ведь немало! Но Одзаки «сам создавал свою агентурную сеть». Начав работу, он «нашёл двух своих приятелей», один из них «служил в таможне, а другой являлся корреспондентом японской газеты». И оба были «готовы работать» с ним! Имена этих информаторов «второго эшелона», а их, понятно, было не двое, а больше, засекречены и по сей день.

О чём именно были донесения группы «Рамзая»?

О подготовке Японии к вторжению в Китай — планы «молниеносной войны» переброски войск агрессора на материк.


Обо всех этапах переговоров между Японией и Германией, завершившихся подписанием антикоминтерновского пакта.


О подготовке Германии к нападению на СССР и его неизбежности — с учётом количественного и качественного состава развёрнутой на западных границах Советского Союза группировки немецких войск. А о том, что в качестве возможного срока нападения была указана вторая половина июня 1941 года, ныне не знает только неграмотный.


О замысле Японии сконцентрировать свои силы против стран Юго-Восточной Азии и (как минимум до начала 1942 года) отсутствии плана напасть на СССР. Эта радиограмма поступила 14 сентября 1941 года и позволила Иосифу Сталину, сняв резервные дивизии с дальневосточных и сибирских рубежей, защитить Москву.


О том, что Императорская армия Японии сосредоточивает огромные силы в районе Тихого океана и готовит масштабное нападение на американскую базу в Пёрл-Харборе.

Это — только основные пункты длинного перечня разведывательных донесений, подготовленных по сведениям, добытым Рихардом и его агентами. Но 18 октября 1941 года произошёл провал разведгруппы: резидента, почти всех членов его группы (35 человек) арестовали в короткий срок. И началась заключительная, судебно-следственная часть эпопеи Зорге и Одзаки...

Хоцуми Одзаки героем нигде не стал. Источник: cont.ws

Окончание материала читайте в следующем номере ДВВ.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM