01 июля 2023, 10:04
Извинения, взятые обратно
На жертвенный алтарь советско-американских отношений начальство военного аэродрома принесло двух кабанчиков

Не так давно по новостным каналам рассказали об экстренной аварийной посадке в Магадане борта компании «Эйр Индиа» с 232 пассажирами и 11 членами экипажа. Новость не топовая, а из сюжета запомнилась лишь расчувствовавшаяся тётенька из местных, громко спевшая для индусов песню о радушии колымского края. Однако случай этот — не первый: 1 июля 1968 года на острове Итуруп совершил вынужденную посадку американский «Дуглас ДС-8» с 238 пассажирами на борту. С той лишь разницей, что пассажиры эти были морпехами армии США, спешившими на Вьетнамскую войну. Да и сама посадка — не аварийной...
Удача пилота Тальзанини
Лайнер вылетел с американской военной базы Маккорд близ Сиэтла, конечный пункт — Йокота, Япония. После того, как «Дуглас» миновал Алеутские острова, по неясной причине углубился вглубь нашей территории примерно на 170 км. Дежуривший на аэродроме подполковник Ярослав Хиров в 9:01 по тревоге поднял в небо пару истребителей «Миг-17», затем — ещё пару перехватчиков. Из штаба командующего поступила команда: «Посадить!»
Судно-нарушитель пилотировал командир корабля Джозеф Тальзанини — и в этот день ему (равно как и всем, кто был на борту) сказочно и неоднократно повезло. Во-первых, не было густой облачности, и «Дуглас» смогли опознать именно как гражданский самолёт. И потому не сбили. Ибо он не просто углубился почти на 200 км вглубь территории СССР, так ещё и пёр буром прямо над нашими островами.
Догнав нарушителя, наши лётчики показали манёвр, который означал нарушение границы. В ответ не последовало никакой реакции. Через пару минут полёта ещё одно предложение — «следуйте за нами». Та же нулевая реакция. Рассерженный Хиров дал команду стрелять трассерами прямо под носом у американца, ближе к кабине. И тогда Тальзанини повезло во второй раз: пара залпов из трёх пушек, лётчик Игонин сработал ювелирно. Ну а если б влепил нечаянно очередь по кабине, кто бы его осудил? Отрезвлённый командир «Дугласа» показал большим пальцем вниз («следую на посадку») и отправился на аэродром Буревестник. Понятно, не один.
И в третий раз американцу повезло, когда он чудом не врезался в вулкан Грозный, о наличии которого даже не подозревал! И сумел удачно (именно так, успех первой в жизни посадки на зажатый пятачок длиной 1 200 метров, не предназначенный для огромных «Дугласов», почти не зависел от мастерства пилота) приземлить лайнер.
Что было дальше? О том рассказал очевидец тех событий Павел Николаевич Гробов, ныне проживающий в Арсеньеве:
— В те годы я служил в штабе полка и историю эту помню очень хорошо. Когда «Дуглас» сел, к нему два часа никто не подходил. Ждали дальнейших указаний и в отсутствие гражданского трапа искали большую стремянку. Нашли — она не подошла, сколотили деревянную. Общаться не смогли, по-английски никто не говорил, нашли учительницу английского. Командир заявил, что вторглись они в воздушное пространство СССР случайно, так как вышли из строя навигационные приборы. Позже, когда наши техники их проверили, оказалось, что, скорее всего, врёт.
Кормили хорошо, с добавкой
Хиров с группой офицеров поднялся на борт «Дугласа», прошёлся по салону — и схватился за голову. Было от чего: под одеялами сидели 234 американских солдата. Вооружённые посланцы того самого мира злобного империализма, спешащие утопить в крови патриотов Северного Вьетнама, строящих социализм! Мама дорогая! Вражеские солдаты по биг-стремянке спускались важно и не спеша, аккуратно складывая личное стрелковое оружие на бетонную площадку...
Посол США в СССР получил ноту протеста, и американцы извинились, объяснив, что нарушение воздушного пространства стало непреднамеренным. Им, конечно, не поверили, и на Курилы прибыли высшие военные чины, представители разведки и КГБ. Спецы обследовали самолёт со всех сторон, изучили систему навигации, допросили Тальзанини и членов экипажа. Командир принёс извинения за вторжение. И все три дня пребывания чужих морпехов на нашей земле военные чины и технари-спецы вели споры. Точно ли имел место временный отказ навигационной системы? Или Тальзанини — участник провокации с целью проверить защищённость наших дальних рубежей? Но ни к какому выводу, который можно было бы облечь в форму документа (акта или протокола), увы, так и не пришли.
А пока начальство разбиралось, рядовые военнослужащие устраивали свой быт. Часть из них поселили в деревянном бараке, выдав по паре одеял на каждого. Те, кому мест не хватило, остались преодолевать тяготы военной службы в салоне самолёта. Стюардесс, экипаж и младший командный состав разместили в лётной гостинице. Тальзанини отпраздновал во временном заточении свой очередной день рождения, на которое пригласил кого смог из наших. Он вообще стремился стать рубахой-парнем, втюхивал советским командирам свои визитки: «Если будете в Соединённых Штатах, заходите в гости». Ему в ответ улыбались, но и шарахались: на календаре 68-й, отнюдь уже не оттепель, да и США нам больше не друзья...
Американские вояки показали себя идеальными гражданскими — не выдвигали требований и ни о чём не просили, передвигались в столовую только строем под грозное рыканье своего капрала. Несмотря на то, что многие советские люди в те годы не ели досыта, непрошеных гостей по законам хлебосольного русского гостеприимства старались кормить прилично, не скупясь на добавку. На острове было заведено, что каждая офицерская семья держала какую-нибудь живность. И для американских военных закололи двух молодых кабанов. Также снабжали и простецким куревом — ядрёной «Примой» без фильтра. Никаких дружеских обменов обмундированием, спортивных состязаний. А к утру третьего дня из Москвы пришёл приказ: отпустить «Дуглас» курсом на Токио...
Эксплуатация бледнолицых
Кроме нашего керосина на борт загрузили воду, сахар, масло, печенье, кофе. И в таком количестве, что Тальзанини мог спокойно опять сбиваться с курса, припасов у него хватило бы до южной оконечности Новой Зеландии. В завершение визита командир «Дугласа» потрафил хозяевам аэродрома, воспитанным в духе отрицания любого насилия в отношении темнокожих потомков американских рабов. Весельчак Тальзанини построил своих янки, приказал афроамериканцам выйти из строя и отойти в сторону, а бледнолицых припахал командой вытолкать машину на исходную позицию. Предстоял новый разбег по всё той же неподходящей взлётной полосе — но это были уже не наши проблемы.
Тальзанини сделал прощальный круг над аэродромом, поблагодарив всех провожавших покачиванием крыльев. И примерно через час приземлил лайнер на японской авиабазе Мисава.
[Здесь находится галерея]
Дождь из орденов
Там Тальзанини откажется от своих извинений и даже заявит, что «самолёт не пролетал над советской территорией». Законы жанра «идеологический водевиль»? Одна из стюардесс лайнера, сумевшая втихаря сделать небольшой фотоотчёт об этих событиях, заработает неплохие деньги на его публикации. Наши лётчики получат памятные подарки. И не только они.
— Орденами был награждён 21 человек, так или иначе причастный к принудительной посадке «Дугласа», от комдива до оперативных дежурных, обнаруживших цель. В их числе оказался и молоденький 20-летний срочник, получивший орден боевого Красного Знамени, — вот он радовался... — рассказал Павел Николаевич.
В 1979 году на Итуруп обрушится страшный тайфун. Он погубит несколько человек, полностью разрушит ту самую взлётно-посадочную полосу, повредит и уничтожит несколько «МиГов». И после этой природной катастрофы на прежнем месте построят современный аэропорт с новой бетонкой. Строительные плиты на остров будут возить морем, из-за чего в народе воздушную гавань переименуют в «непотопляемый авианосец Советского Союза» и «золотой аэродром страны».