Владивосток

-8°
88.16
92.01
История

10 февраля 2024, 10:20

Краевая азбука коллективизации

Автор: Геннадий Обухов

Более пяти лет красные жернова ломали хребет приморскому крестьянству

Краевая азбука коллективизации

фото 3 Плакаты времён коллективизации papik.pro

15 февраля 1928 года газета «Правда», официальный рупор советской пропаганды, впервые опубликовала материалы о вредительской деятельности кулачества и призвала к массовой коллективизации, решение о которой приняли месяцем ранее на XV съезде ВКП(б). Приморье, равно как и весь Дальний Восток, с учётом географического фактора, успешно избежало и ужасов военного коммунизма с его продразвёрсткой, и угара ленинского нэпа. Но вот от коллективизации отвертеться уже не удалось... 

Причём тут азбука?

Не будем разводить ненужную интригу и сразу поясним некоторую странность заголовка публикации: почему азбука?

Коллективизация в стране, Дальневосточном крае (ДВК) и Приморье, то есть обобществление средств сельскохозяйственного производства путём объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы и совхозы), долгие десятилетия не была необходимой. Крепкие крестьянские хозяйства Российской империи, многочисленное купечество, развитая и эффективная система оптовой торговли позволяли кормить не только россиян, но даже поставлять излишки зерна, масла, сыра в не всегда сытую Европу. Однако после Октябрьской революции 1917 года (которую и можно считать отправной буквой «А» нашей азбуки), полного слома прежнего сельскохозяйственного механизма, регулярного голода, прокатившегося по урожайным прежде регионам уже новой страны под названием СССР, вопрос коллективизации встал с вопиющей остротой. Редкие земледельцы, выжившие после «заката вручную» в конце 1920-х годов нэпа с его элементами частнособственнической инициативы, уже не могли накормить огромную и нищую страну. А вокруг СССР, в том числе и на дальнем её востоке, ширился антисоциалистический фронт (Германия, Италия, Франция, Япония), представлявший явную, в том числе и потенциальную военную угрозу самому существованию Страны Советов.

Конечно, можно долго спорить о том, была ли Октябрьская революция так уж необходима... Но если большевики всё же «сказали» «А» и выиграли Гражданскую войну, то, дабы спасти завоевания Октября, «говорить» дальнейшие буквы алфавита было уже просто необходимо. Без вариантов.

А. Латышский профессор послужил СССР 

Трудно сказать, в какой именно момент лидеру СССР Иосифу Сталину пришла в голову идея коллективизации и поручал ли он её теоретическую проработку кому-либо из русских учёных. Но на деле вышло так, что в 1926–1927 годах этой тематикой занимался латышский профессор Карлис Балодис. Не будучи большевиком, создание коллективных хозяйств считал эффективным средством в борьбе с коррупцией. Свои работы на эту тему опубликовал на немецком языке, но Сталину положили на стол переводы. Почитал, пригласил Балодиса на беседу в Москву. После чего Карлис (надо полагать, не за идею, а за гонорар) стал фактически и крёстным отцом, и разработчиком плана советской коллективизации. Что случилось далее, доподлинно неизвестно, но факты таковы: его план в конце декабря 1927 года утвердили на Всесоюзном съезде партии большевиков, а сам профессор вскоре скоропостижно скончался 13 января 1931 года (по мнению его сестры Хермины — от отравления).

1928–1929 годы — эпоха сплошной коллективизации (кроме ряда республик, ещё не вошедших в состав СССР). А вот ДВК в эти годы отдыхал. Почему Иосиф Виссарионович с нашим регионом не особо торопился? Во-первых, согласно наработкам Балодиса, Дальний Восток был отнесён к так называемой потребляющей полосе, в которой произведённая сельскохозяйственная продукция предназначалась только для собственного потребления, — а народу здесь жило не слишком много. Во-вторых, видимо, вождь народов опасался серьёзного сопротивления: здесь свободные и гордые потомки переселенцев, прошедшие «Крым и Рым», трудились только самостоятельно и рассчитывали преимущественно на свои силы. Борьба с природой за урожай в зоне рискованного земледелия способствовала формированию у дальневосточников стойкости и хозяйственной изворотливости. К тому же у нас, в отличие от европейской части страны, крестьяне обладали большими земельными наделами, хорошим породистым скотом и завидным разнообразием инвентаря.

Но пришёл и для ДВ региона час икс, куда ж без него? В Москве сказали «А» — в Приморье ответили «Б». Без вариантов.

Б. Очень резвое начало

Летом 1929 года в наш край поступает директива Далькрайкома ВКП(б) с разъяснением этапов и методов предстоящей процедуры, а также методов определения кулаков, подкулачников и середняков. На стадии подготовки для практического решения этих и иных вопросов из партработников и бедноты создаются комиссии. И в ноябре 1929 года процесс стартует, причём не просто резво. А яростно и безоговорочно. Беспощадно и жестоко.

Только вот в самом его начале случается почти анекдот. В с. Успеновка Шмаковского района часть крестьян, наслушавшихся агитаторов из числа вчерашних партизан, сами принимают решение коллективизироваться и подают районному уполномоченному заявление о желании «устроить на селе образцовый коллектив добровольным порядком, с приглашением других граждан из своего села». А вот уполномоченный, не имеющий инструкций по работе с реальными добровольцами, им… отказывает! Но это — пока ещё весёлое исключение из правила: добровольцев из числа тех, у кого есть что обобществлять, практически нет, только беднота. Так, во Владивостокском округе колхоз «Заря Востока» создают 76 бедняцких дворов и 30 середняцких. В селе Янчиха Посьетского района во вновь организованный колхоз вступают 19 бедняцких и два середняцких хозяйства. «Мы теперь обеспечены поддержкой соввласти и партии и будем резко поступать в отношении кулаков и зажиточных, чтобы они не мешали строить наше советское хозяйство», — так идеологически грамотно выражается на собрании некий бедняк Кравченко.

В январе 1930 года, дабы не ударить в грязь лицом перед вышестоящим партийным начальством, в крае объявляются ударный месячник и соцсоревнование между сельскими районами по количеству обобществлённых хозяйств. Комиссары состязаются в спринтерском темпе и практически круглосуточно, вот цифирь на конец января: успевают раскулачить от 15 до 35 % хозяйств (в Новонежино — 35 семей, в Дунае — 11, в Сучанском районе — 240, в Гродековском — 300, Спасском — 378, Владивостокском округе — 2 148). Все раскулаченные и ограбленные дочиста высылаются на север ДВК. Достают и трудолюбивых корейских крестьян: массовые обыски, групповые аресты, реквизиции. Корейцы массово бегут за кордон, на историческую родину: в Сучанском и Шкотовском районах сбегает 60 % корейцев, в Гродековском — 50 %, в Черниговском — 45 %. Оставшиеся вступают в колхозы.

В Приморье прибывают на правах переселенцев демобилизованные красноармейцы с семьями. Из их числа создаются военные колхозы, причём каждому военному колхознику предписывается «завербовать не менее десяти красноармейцев, которые потом трудились бы либо на лесозаготовках, либо создавали новые красноармейские колхозы».

Как только кончается яростный январь, партийное руководство решает проредить Приморье повторно, и там, где цифры не ахти как высоки, объявляются «зоны сплошной коллективизации» (в их число попадают Михайловский, Гродековский и Черниговский районы). Как следствие — эпидемия желудочных заболеваний в результате употребления в пищу суррогатов хлеба, случаи голодных смертей, рост числа краж, нищенство. Озлобленные крестьяне сопротивляются давлению властей как могут. А что они могут? Убой личного и пока не обобществлённого скота, а самые смелые открыто агитируют против колхозов. Агитаторы получают сроки, и в том же 1930-м принимается закон, карающий за убой собственного скота лишением права землепользования, конфискацией забитых и не забитых животных, лишением свободы до двух лет.

...После резвой «Б» неминуемо начинается подобие новой региональной гражданской войны, а значит, и необходимость жестоких расправ с несогласными, ухудшающими статистическую отчётность. Без вариантов.

(Окончание — в следующем номере ДВВ.)

[Здесь находится галерея]

фото 1. Демонстрация в поддержку: невесёлые лица сложной эпохи... main-cdn.ru

фото 2. «Голод», картина Ивана Владимирова ic.pics.livejournal.com

фото 3. Карлис Балодис, крёстный отец коллективизации img1.liveinternet.ru


Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM