Владивосток

-8°
88.16
92.01
История

13 января 2024, 09:59

Крёстный отец приморского берега

Автор: Василий Авченко

Преображение по-бабкински. Какой след на карте нашего края оставил пионер дальневосточной гидрографии?

Крёстный отец приморского берега

210 лет назад (по старому стилю — 27 декабря 1813 года, по новому — 8 января 1814-го) родился человек и топоним, властелин имён Василий Бабкин. Без него карта современного Приморья была бы совсем иной. Вспомним след, оставленный гидрографом на суше и на море.

Окончив Балтийское штурманское училище, Бабкин стал прапорщиком Корпуса флотских штурманов. Там же, на Балтике, принял посвящение в гидрографы — проводил исследования пучин и берегов под руководством барона, будущего адмирала Василия фон Врангеля.

***

Поворотной точкой в его карьере стали 1855–1856 годы: Бабкина перевели на Дальний Восток, повысили до подполковника и назначили начальником маячной и лоцманской службы Сибирской флотилии (прародительницу Тихоокеанского флота как раз тогда, во время Крымской войны, перевели из Петропавловского порта в Николаевск-на-Амуре). Айгунский и Пекинский договоры ещё не были заключены, но Россия уже обозначила свои интересы и в Приамурье, и в Приморье (где де-факто не было никакой государственности), начав «столбить» новые территории и акватории. Здешние белые пятна ещё позволяли совершать географические открытия: не далее чем в 1849 году Геннадий Невельской установил, что Сахалин — остров. Причём география тогда мгновенно перетекала в политику.

В 1859 году Бабкин сопровождал генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьёва в плавании по южным гаваням Приморья на пароходо-корвете «Америка». Именно тогда возник амбициозный астионим «Владивосток» — по модели Владикавказа. Тогда же состоялось русское — вслед за британцами — открытие залива Америка (с 1972 года — залив Находка). В те же 1858–1860 годы появились военные посты Ольга, Новгородский (Посьет) и Владивосток.

***

В июле-сентябре 1860 года (заметим, что пост Владивосток только что основан, но до подписания Пекинского договора, по которому Приморье официально стало российским, ещё оставалось несколько месяцев) Бабкин на парусно-винтовой шхуне «Восток» провёл гидрографические исследования берегов Приморья от залива Владимира в сторону нынешней Находки. Моряки открыли и описали бухты Евстафия, Валентина, Преображения, Успения, Козьмина, Врангеля, остров Петрова и т. д.

Шхуна «Восток», которой тогда командовал лейтенант Пётр Овсянкин, — корабль легендарный. Ранее командиром шхуны служил Воин Римский-Корсаков — брат композитора. «Восток» участвовал в походе адмирала Путятина в Японию, позже установил судоходность Татарского пролива на всём его протяжении. Впоследствии на шхуне проходил практику кадет Степан Макаров — будущий знаменитый адмирал и учёный. Корабль высадил на сахалинском берегу основателей Поронайска и Холмска и попал на Поронайский герб. В 1883 году шхуну разбило о камни у берегов нынешнего Хасанского района.

***

В 1862 и 1863 гг. Бабкин исследовал залив Петра Великого, включая ближайшие окрестности Владивостока. Сначала в его распоряжении находились клипер «Разбойник» и корвет «Новик», потом — корвет «Калевала», на котором в 1861 году прибыл из Кронштадта во Владивосток юный гардемарин, будущий писатель Константин Станюкович (здесь его из-за подхваченной на Яве лихорадки списали на берег и определили в лазарет). «Работы Бабкин начал с описи берега и прилегающих к нему островов от мыса Поворотного до южной части полуострова Муравьёва-Амурского, а оттуда до острова Фуругельма, не вдаваясь за недостатком времени в исследование залива Уссурийского», — писал историк Амир Хисамутдинов в книге «Terra incognita, или Хроника русских путешествий по Приморью и Дальнему Востоку».

Результатом работ Бабкина стали изданные Морским министерством в 1860-х годах «Карта западного берега Японского моря от залива Святого Владимира до залива Америка», первая лоция юго-восточного Приморья, «Атлас Восточного Океана». До тех пор российским морякам приходилось пользоваться картами, составленными англичанами и французами. Те во время Крымской войны увлечённо курсировали вдоль берегов ещё не российского Приморья — очевидно, не только из чисто научного интереса. Вот такая вышла большая игра в карты — и выиграли в ней Бабкин и Российская империя.

***

В 1870 году гидрограф, уже в генеральском чине, покинул Дальний Восток. Уволившись со службы, в 1876 году он скончался в Воронеже.

Бабкин оставил нам многие десятки топонимов. Чаще всего открытые или описанные им объекты нарекались в честь кораблей или служивших на них офицеров. При изучении списков моряков, принимавших участие в экспедициях Бабкина, создаётся ощущение, что читаешь атлас Приморья: что ни фамилия — то топоним.

Пролив Старка между островами Русским и Попова назван в честь одного из командиров шхуны «Восток» — лейтенанта Оскара Старка (это дядя белого адмирала Георгия Старка, который в 1922 году увёл из Владивостока за кордон Сибирскую флотилию и продал её).

Константин Скрыплёв, именем которого назван остров при входе в пролив Босфор Восточный, командовал «Новиком». На том же корабле служил лейтенант Басаргин — дядя художника Врубеля, впоследствии адмирал и наставник цесаревича Николая. Имя Басаргина получил красивейший маяк Владивостока. Имя его сослуживца прапорщика Скребцова — островок в Амурском заливе, в народе, впрочем, упорно именуемый Коврижкой.

В честь командира «Калевалы» Фёдора Желтухина назван остров в архипелаге Императрицы Евгении — самая южная точка Владивостока. Неподалёку застыли островами его подчинённые — лейтенанты и мичманы Деливрон, Верховский, Гильдебрандт, Дурново.

Краббе, Поспелова, Токаревского, Житкова, Пахтусова, Парис, Патрокл, Назимова, Новосильского, Вятлина, Петрова… Куда ни кинь — везде след Бабкина и его коллег. Корабли, на которых проводились работы, увековечены в названиях заливов и бухт: Восток, Новик, Разбойник, Калевала.

***

Если лоции изучают лишь специалисты, то бабкинскими топонимами пользуемся мы все, порой даже не зная, откуда они взялись. Вот он — неисчезающий кильватерный след, нематериальное наследство славного гидрографа.

Имена зверям и птицам, как известно, дал Адам. Какой гений нейминга назвал Первую и Вторую речки и почему предпочёл сохранить анонимность — вопрос куда более сложный. Зато нам точно известно, кто назвал окружающие нас бухты, мысы и острова.

По сути, мы живём в мире, описанном и названном Василием Бабкиным, — королём приморского имянаречения, настоящим крёстным отцом береговой линии нашего края. Память о гидрографе — вовсе не только бухта и мыс Бабкина. По большому счёту, это вся преображённая Василием Матвеевичем карта приморского побережья.

[Здесь находится галерея]

Фотографии из открытых источников

НА ФОТО:

1.

Василий Бабкин

2.

Корвет «Калевала». Художник Александр Алексеев

3.

Шхуна «Восток»

4.

Корвет «Оливуца» и шхуна «Восток» на рейде Нагасаки, 1853 год. Рисунок японского художника


Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM